Возникновение этноцентризма
Вначале все люди были одинакового черного цвета. И настал день, когда Бог сказал: «Каин, где твой брат Авель?» - и Каин побелел от страха. Ю. Тувим Этимологические исследования убедительно свидетельствуют, что эмоционально-оценочные категории — «хорошее», «дурное» — производны от терминов, соответствующих местоимениям «наше» и «не наше». На древнееврейском и некоторых других древних языках слово «чужой» происходит от глагола «заикаться, запинаться». Кровное родство связывает людей взаимной доброжелательностью и привязанностью. Великое дело — иметь одни и те же памятники предков, совершать одни и те же священнодействия, иметь общие места погребения. Чувство безопасности, обретаемое за счет осознания себя членом «большинства», ведет к внутригрупповому фаворитизму, когда самосознание нации состоит из одних положительных оценок, а недостатки приписываются другим нациям (опять-таки, защита по типу проекции). Этноцентризм очень древен. Греческий философ Ксенофан одним из первых заметил, что религиозные представления антропоморфны (см. эпиграф к предыдущему разделу). У Гомера и Гесиода неоднократно встречается мысль: все, что есть у людей позорного и бесчеловечного, они приписывают чужим богам — воровство, прелюбодеяние, взаимный обман. Иными словами, даже плохое, но «наше» — совсем не так уж и плохо, а все «не наше» — вот это-то плохо по-настоящему. У каждого народа свой склад мышления. Он определяет его картину мира, сообразуясь с которой ведут себя его представители, «слагая мысли в ряд», который для своего народа может быть доказателен, а для другого — нет. Восприятие иллюзий пространства, особенности изображения объектов на плоскости являются не врожденными, а культурно обусловленными. В условиях конкурентных форм межгруппового взаимодействия происходит изменение восприятия социальных объектов, например меняется оценка и восприятие лидера со стороны ведомых — предпочтение отдается авторитарным лидерам. Эти стереотипы не позволяют человеку адекватно воспринимать «чужих». Хорошо известно, как подробно, во всех деталях мы воспринимаем внешность соплеменников, и как обобщенно — «чужих»: большинству европейцев китайцы нередко кажутся на одно лицо, и наоборот. Отсюда недалеко и до суждений об отсутствии у них выраженных индивидуальных черт, о их неразвитости, серости — все это вызвано лишь нашим неумением видеть.
156 Этнические стереотипы Моя теория относительности будет успешно доказана, Германия объявит меня немцем, а Франция - гражданином, вселенной. Если же она окажется ошибочной, Франция заявит, что я немец, а Германия возвестит миру, что я еврей. Эйнштейн Что же такое стереотипы? Каковы их глубинные преимущества, породившие и поддерживающие их (ведь иначе они давным-давно исчезли бы с социальной арены)? Как всякие другие, этнические стереотипы прежде всего облегчают, упрощают общение, делая его более надежным, обеспечивая взаимопонимание. Однако — только в определенных ситуациях и в определенной мере. Равновесие вреда и пользы стереотипов зависит от понимания границ их применимости. Многие не осознают своих стереотипов. Другие осознают, но отрицают их важность, полагаясь на них столь часто, что привычка превращается в норму. Так, у своего народа предпочтительна твердость характера. Любое стремление к компромиссу воспринимается как признак слабости и нерешительности, ведущей к предательству. У чужого народа наоборот — дух несгибаемого упорства считается всего лишь разновидностью фанатизма. «Наше дело» требует неколебимой верности принципам, а «их делу» не помешали бы такие сдерживающие добродетели, как умеренность и благоразумие.
Расовые и этнические предрассудки систематически начал изучать Адорно еще в 1954 г. Он близко подошел к их пониманию, обнаружив их корреляцию с уровнем авторитарности. Им были выявлены и систематизированы такие качества авторитарной личности, как косность, ригидность, стереотипность мышления, приверженность ценностям «среднего класса», вера в моральную чистоту только собственной группы, преувеличенный интерес к проблемам власти, силы, насилия, боязнь власти «чужих», требование преград для «предохранения» от них, цинизм («все средства хороши» для достижения «высоких» целей собственного этноса), конформизм в сфере сексуальных отношений, соблюдение условностей и преследование тех, кто их нарушает, предрасположенность к мистике. Совершенно ясно, что этот перечень представляет собой букет психологических барьеров и стереотипов. Так, например, этнический стереотип — это эмоционально окрашенный и предельно схематизированный, примитивизированный стандартный образ представителя конкретной этнической группы. Примитивность и эмоциональная нагруженность делают его воздействие на психику чрезвычайно мощным. Обнаружена прямо-таки роковая сила влияния предрассудков на массовое сознание. Кроме этнических, различают еще и социальные стереотипы. Социальный стереотип — это упрощенный, эмоционально окрашенный, чрезвычайно устойчивый образ социальной группы, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Эти стереотипы экономят усилия человека при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности Все стереотипы определяются организацией и устойчивостью реализующих их установок, включающих три компоненты: когнитивную, как знание о чем-то, эмоциональную (оценочную), как отношение к чему-то, и поведенческую (побудительную), как готовность действовать определенным образом. 157 Социальный стереотип — это такая специфическая установка, где когнитивный компонент имеет урезанный, неполный характер. Часто он бывает устаревшим и неадекватно отражает ситуацию. Важно отметить, что стереотип — это не только привычный способ действия, но и застывшая форма видения мира. Так, например, люди, представляющие себя антирасистами, тем не менее, объясняя причину дорожного происшествия, мотивируют его внешними причинами (погодой, состоянием дороги и т. д.), если шофер был белым, и личными качествами водителя, если он был черным. Они чаще не вмешиваются в происшествия, если пострадавший — негр, менее охотно оказывают ему помощь, чаще высказывают сомнения в подготовке чернокожего абитуриента.
Предрассудки — это реализованные в поведении стереотипы. Подчеркнем, что обычно человек использует стереотип как нечто неделимое, полученное им в готовом виде и применяет его, не соотнося с личным опытом и современными объективными данными. В этом смысле предрассудок — априорное суждение, чувство или оценка, предшествующая собственному опыту. Сопровождаясь отрицательными эмоциями по отношению к «чужим» этнически, стереотипы часто становятся преградами в межличностном общении, нарушая взаимопонимание. Здесь играет роль и избирательность восприятия — людям свойственно избегать сведений, которые вносят диссонанс в систему их установок и стереотипов. В то же время они активно ищут сведения, поддерживающие их позиции, и любую неоднозначную информацию толкуют в пользу своих устоявшихся взглядов. Поэтому средства массовой информации далеко не всегда способствуют сокращению дистанции между населяющими страну национальными группами. Иногда явственно ощущается подчеркивание межэтнических различий. Примеры из американской прессы: «Нам требуются квалифицированные представители национальных меньшинств...» — это значит: «Представители таких меньшинств, как правило, неквалифицированны». «Сегодня Белый дом посетило пятеро подтянутых и образованных темнокожих студентов...» — читай: «Темнокожие обычно не подтянуты и не образованы». «Джексон Игл, надежный, пунктуальный, заслуживающий доверия работник» означает: «Коренные жители Америки считаются ненадежными и не заслуживающими доверия».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|