Национальный характер и стереотипы
Каждый человек - как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими. О. Мандельштам Как создается общественное представление о национальном характере? В момент формирования представлений о личности некоего человека вторгаются оценочные этнические стереотипы. Они автоматически анализируются и учитываются впоследствии, когда, по какому-либо поводу, необходимо с этим человеком вступить в контакт. В этих стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает человек о каждом народе, о каждом общественном классе, поле, возрасте, профессии. Поскольку опыт общения каждого человека оказывается детерминирован принадлежностью к определенному народу, общественному классу, полу, возрастной группе, профессии, то оценочные стереотипы представителей разных демографических и социальных групп наряду с чертами сходства включают в себя очень существенные и характерные различия. Располагая богатыми эмпирическими данными об этнических различиях, исследователи с определенностью отмечают национальную специфику. Она включает национальной характер, национальное самосознание, привычки, вкусы, традиции, связанные с национальными чувствами, национальную культуру, быт, национальную гордость и национальные стереотипы, отношение к другим нациям и народностям и т. п. В работах Ю. В. Бромлея, А. И. Горячевой, И. С. Кона, А. И. Холмогорова и др. национальный характер рассматривается как специфическая совокупность реальных черт нации. Легко смеяться над очевидной глупостью стереотипных, этноцентрических характеристик, но они свидетельствуют о тенденциях в человеческом мышлении, которые являются в высокой степени универсальными. Это тенденция размышления не по рациональным путям, а в терминах стереотипов, которые благодаря негибкому характеру мыслительных процессов формуют материал опыта в фиксированные образцы. В соответствии с подобной тенденцией человек сначала определяет, а потом видит, а не сначала видит, а затем определяет. Он склонен воспринимать и понимать то, что выхватил, в навязанной привычкой форме.
Стереотипизированная манера рассматривания людей и событий имеет очевидные опасности. Она, если глубоко внедрилась, может привести к неправильной адаптации и дохе к несчастью — человек может испытать сильный шок при необходимости сопоставить стереотипизированную картину с реальностью. Однако устойчивость стереотипов связана с тем, что они имеют свои очевидные достоинства, создавая и поддерживая упорядоченную, твердую картину мира, к которой легко приспосабливать привычки, вкусы, способности, утешения и надежды. Совокупность стереотипных представлений может давать незаконченную, неточную, тенденциозную картину мира, но она отражает мир, к которому человек приспособился. В этом мире люди и вещи имеют хорошо известные места и демонстрируют определенные, ожидаемые от них поступки и свойства. В этом мире человек чувствует себя дома; он спокоен, потому что знает все пути вокруг. Здесь он находит очарование знакомого, нормального, привычного. В сфере национальных различий стереотипы внедряются с особой силой, вероятно из-за того, что в других областях больше возможностей ознакомиться с реальностью, сделать проверки, в то время как в отношении к другим нациям такую проверку осуществить труднее и человек рационализирует свои предпочтения при полном отсутствии фактического знания. Написаны книги о национальных характеристиках различных групп, почти целиком основанные на стереотипных предубеждениях. Например, милитаризм, приписываемый немцам перед и во время второй мировой войны, ничем не напоминает стереотипы столетней давности, когда французы считались милитаристами в наивысшей степени. Они унаследовали эту характеристику от испанцев, которые считались милитаристами до них, а двести лет назад считалось, что самые воинственные — шведы; теперь же они являются образцом пацифизма для многих народов.
Этноцентризм: факты С целью построения объективных представлений разработаны экспериментальные приемы исследования стереотипов. Один из наиболее очевидных — это опрос группы людей о том, какие черты характеризуют немцев, итальянцев, американцев и т. п. Результаты таких опросов показали, что среди людей одной нации наблюдается значительное согласие в отношении наиболее характерных черт другой Приведем примеры подобных исследований. Институт общественного мнения Гэллопа проводил в 1959 г. массовые опросы в Афинах, Хельсинки, Йоханнесбурге, Копенгагене, Амстердаме, Дели, Нью-Йорке, Осло, Стокгольме, Берлине и Вене. Всем опрашиваемым задавались 4 вопроса: У кого самая хорошая кухня? Где самые красивые женщины? Какой народ имеет самый высокий культурный уровень? У какого народа сильнее всего развита национальная гордость? Выявилось, «то все опрошенные в этих столицах предпочитают свою кухню. При ответе на вопрос о женщинах они высказали такие предположения: по мнению немцев — шведки, по мнению австрийцев — итальянки, по мнению датчан — немки. Остальным нравятся больше женщины своей страны. Культурный уровень выше всего, по мнению финнов, в США и Дании, у остальных — в своей стране. Национальная гордость: почти все назвали Англию, только греки, индийцы и американцы назвали себя, а финны — шведов. Анализируя результаты этого опроса, можно сделать следующий вывод: в принципе, люди способны критически относится к отдельным сторонам своей национальной культуры и положительно оценивать чужую, однако чаще всего они этого не делают, и тогда рождается непонимание между людьми различных культур. Еще эксперимент, проведенный в одной из стран Азии. В нем был использован вопросник, применявшийся ранее в Европе и Америке. В целях определения социального продвижения молодого поколения был задан вопрос: «Как ты думаешь — достиг ли ты в своей жизни более высоких профессиональных успехов, нежели твой отец?» Результаты в большинстве случаев были неожиданно похожими: вопреки фактам профессионального роста, связанными с индустриализацией и повышением жизненного уровня, большинство респондентов ответило отрицательно. Оказалось, что глубоко укоренившийся в этой стране обычай не позволяет перед посторонними заявлять об успехах, превышающих успех отца, независимо от.фактического положения вещей. Такое поведение рассматривалось бы как недостойное, нарушающее заповедь — беречь честь родителей.
Приведем еще одну классическую иллюстрацию. Испытуемому говорят: Представьте, что вы отправились на лодочную прогулку по озеру, взяв с собой мать, жену и ребенка. На середине озера лодка начала тонуть. Плавать умеете только вы и спасти можете только одного человека. Кого вы выберете?» Среди студентов американского колледжа 60% решили спасать ребенка и 40% жену. На тот же вопрос арабы отвечали: «Можно жениться на другой женщине, можно дождаться других детей, но мать — всегда только одна, следовательно, спасать надо ее». Можно ли сказать, что какая-то из этих позиций более правильная? Конечно, нет. Однако именно эта разница во взглядах на жизнь — основное препятствие на пути принятия решений, которые удовлетворяли бы всех одинаково. Кроме совместной работы выявлены и другие факторы, облегчающие сплочение многонациональной группы, ускоряющие стирание настороженности, создание доверительной обстановки. Это совместное пребывание в эмоциональной ситуации, переживание общего настроения. Как отмечал В. М. Бехтерев, «невзгоды, пережитые вместе, объединяют людей сильнее, чем общее благополучие». Еще в 1906 г. В Самнером была проведена дифференциация между характером взаимоотношений внутри этнической группы (товарищество, чувство «мы», солидарность) и межгрупповыми отношениями, характеризующимися нетерпимостью, агрессией, сфабрикованностью «образа врага» по отношению к индивидам, не принадлежащим к данной группе, представлениями о позволительности дискриминации чужих. Этнические и расовые предрассудки выражаются в приписывании «иным» физической, психической, моральной и эстетической неполноценности. Такие этнические предрассудки есть следствие защиты: «Кто не такой как я, тот „рыжий", о следовательно, либо слаб, либо глуп, либо еще что-нибудь у него не так»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|