Возрастные изменения национального характера
Не будь только сыном своего отца, будь сыном народа. Для сохранения национальных традиций необходима прочная семья, поскольку стереотипы усваиваются детьми очень рано, задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся. Этническая культура обнаруживается в традиционных визитах, праздниках, обрядах, приветствиях, жестах, мимике. Отсюда и особое поведение при необходимости налаживания межнациональных контактов как средство показать принадлежность к местному населению. Этнические особенности проявляются прежде всего ь обычаях, связанных с воспитанием детей. При этом, действуя в рамках конкретной этнической общности, каждая религия накладывает специфический отпечаток на особенности, условия жизни и быт данного народа. Так, например, в западноевропейской культуре христианская модель ребенка такова, 166 что новорожденный уже несет в себе печать первородного греха и спасти его можно только подавлением его воли, полным подчинением его родителям и духовным пастырям. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, существенно ограничивающая проявления индивидуального начала в ребенке. Нормой современной семейной жизни в Японии является акцент на взаимозависимость и взаимную поддержку, а в Америке — на независимость и отстаивание своих прав. Эти базовые установки направляют воспитание с первых дней, придавая ему национальный колорит. Японский ребенок кажется пассивным, он тихо лежит, издавая иногда недовольные звуки. Тогда мать его убаюкивает и носит на руках. Она старается его унять, успокоить и поддержать с ним физический, а не вербальный контакт. Американский ребенок ведет себя активнее, издает радостные возгласы и исследует среду. Его мать больше наблюдает за ним и разговаривает с ним, стимулируя активность и голосовые реакции. Она старается иметь шумного и активного ребенка, а японская — спокойного и удовлетворенного. Обе они своим уходом готовят детей к жизни в определенной культуре. Это приводит к тому, что уже в первые 4 месяца дети отчетливо различаются по поведению как японцы или американцы. Японские дети почти никогда не плачут. Малыш плачет, когда ему хочется пить или есть, когда он испытывает какие-либо неудобства или оставлен без присмотра, или его к чему-нибудь принуждают, но японская система воспитания стремится избегать всего этого. Первые два года младенец остается как бы частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, по ночам кладет спать рядом с собой и дает ему грудь, когда он хочет. Когда он начинает ходить, его не пытаются приучать к какому-нибудь распорядку и ограничивать его порывы. Он только слышит. <-,опасно», «грязно», «плохо». С нашей точки зрения, детей балуют неимоверно. Им просто не дают повода плакать. Им ничего не запрещают. До школьных лет ребенок делает все, что ему придет в голову. С молоком матери он впитывает уверенность, что его самолюбия не заденут даже родители Японцы не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечают его. Пятилетний малыш, которому надоело ждать мать в парикмахерской, раскрыл банки с кремом, вымазал себе лицо и зеркало, причем ни мастер, ни сидящие рядом женщины, ни мать не сказали не единого слова. В разгар конкурса исполнительниц партии Чио-Чио-Сан несколько малышей затеяли возню в проходе перед самой сценой и подражали певцам — в переполненном зале никто даже глазом, не повел. Здесь основа воспитания — угроза отчуждения. Будешь плохо себя вести, все от тебя отвернутся. Это серьезная угроза, так как строй жизни таков, что даже в собственном доме человек не может иметь уединения. Наказывая, японская мать дает ребенку понять, что он останется один, без семьи, без дома, а на Западе, наоборот, запирают ребенка дома за излишнюю независимость. Национальная ориентация в воспитании такова, что детей приучают «не раскачивать лодку», не выделяться среди других и приспосабливаться к остальным членам коллектива. «Надо вбить каждый гвоздь, который торчит». Японцы любят жить коллективно, им трудно отделить себя от группы. Дня них действовать независимо — значит предать, а это очень стыдно.
Корреляция между симпатией и принадлежностью к национальной группе с возрастом падает. Это зависит не от самих по себе взглядов родителей на расовую проблему, а от падения авторитарности родителей и воспитателей, их воздействия на самооценку. Пока у ребенка она не стабилизировалась, это приводит к формированию у него расовых предубеждений. Эмоциональную сторону национального самосознания составляют национальные чувства. Выявлены этапы его становления. Первый этап связан с дошкольным возрастом. Исследование, проведенное в детских садах, показало, что уже к 4-5 годам три четверти дей могли назвать свою национальность, а в 6-7 лет ее знали уже все дети. Второй этап — подростковый образ (до 15 лет). Для него характерно сравнительно осознанное отношение к своему народу, своей национальной общности, проявление интереса к культуре и истории своего народа и, как следствие, к культуре других народов. Третий этап (16-17 лет) характеризуется укреплением осознания своей этнической принадлежности, мотивации выбора национальности (при родителях разных национальностей). Надо отметить, что представления о своей принадлежности к определенной национальности могут и изменяться с течением времени. Один житель города Минска, католик, рассказывал, что он родился в Барановичском районе Брестской области. С детства считал себя поляком. В 35 лет поехал в Польшу, там убедился, что он белорус, и с тех пор осознает и пишет себя белорусом.
как возникают предубеждения Народы всегда приписывают победы таланту своих генералов и мужеству своих солдат, а поражения непременно объясняют
роковой случайностью. А. Франс Массовое чувство солидарности, так необходимое политикам, для полноты выражения нуждается в ненависти к чужеродному меньшинству. Совершенно очевидно, что это провоцирует обострение и выраженность как подсознательной защиты, так и социальной. Создаются условия, способствующие переходу конфликта в открытую форму, особенно если события развиваются на фоне пренебрежения правами одной из сторон и нагнетанием ненависти, подозрения к внутреннему «врагу» — это консолидирует большинство. Как известно, наиболее эффективный способ мобилизации масс — нагнетание эмоций, организуемое с помощью напоминания о величии нации и о национальных унижениях. Разговоры о «заслуженном» праве какого-то народа на уважение подразумевают, что есть народы, которые этого не заслуживают. Такая позиция отражает обычно национальную ущемленность. Как уже упоминалось, в условиях успешной совместной деятельности этнические качества личности в процессе межнационального восприятия игнорируются, т. е. значимость национальной принадлежности снижается. В случае возникновения любого конфликта они выступают на первый план, влияют на межличностные отношения и снижают эффективность совместной деятельности. Народ, хваля свою нацию, национальный идеал выражает в том, за что хвалит. В этом идеале существеннейшую роль играет история. Народы живы хотя бы воспоминанием о своих творческих продвижениях. Даже очень давние достижения не ржавеют и спасают народ от разложения. В этом — смысл обращения к историческим победам народа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|