положительные и отрицательные грани стереотипов
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32 Нет гордости, равной гордости за предков. Дизраэли Стереотипы помогают быстро сориентироваться и выбрать стратегию поведения, позволяют делать заключения о внутренних характеристиках человека, исходя из его внешнего облика. Эта идея стара как мир. В этом смысле стереотипы — ключи для прочтения внешности другого человека. В определенных границах они достаточно эффективны — когда прилагаются к представителям той же самой культуры. Чем значительнее различия между культурами, тем больше ошибок. Эти ключи формируются в этногенезе путем освоения исторического опыта народа, зафиксированного в материальной культуре, традициях, фольклоре. Именно различием этих ключей можно объяснить неточность восприятия и плохое запоминание представителей других культур — они все кажутся очень похожими. Ключи позволяют быстро и просто классифицировать людей и тем самым ускорить социальные контакты. Это лишь грубая настройка, облегчаемая эмоциональной общностью с другими людьми. Здесь большое значение придается церемониям, ритуалам и играм, когда благодаря появлению совпадающих эмоциональных реакций усиливается переживание общей сплоченности. Поведение взаимопомощи, закрепленное этнической культурой, развивает и укрепляет психологические механизмы благожелательности, навязывая внутригрупповую совместимость. Так, регулярно используемые формулы вежливости, становясь привычными, трансформируются в добрые чувства и истинную вежливость. Человек, не владеющий техникой выражения благожелательности, принятой в данном обществе, при прочих равных условиях имеет значительно меньше шансов заслужить признание и симпатию окружающих. Потребность и необходимость проявлять благожелательность предполагает взаимность со стороны других, даже малознакомых, посторонних людей. Это потребность в благодарности, расчет на понимание и симпатию. Когда у взаимодействующих людей разница в исходных культурах превышает предел, обеспечивающий целостность и привычность общения, возникает увеличение социальной дистанции и усиление негативной окраски, т. е. проявляются результаты контрсуггестии как психологической защиты. Упомянутый предел в значительной степени зависит от этикета. Этикет — всегда этикет какой-то группы, класса, общества. Он неразрывно связан с моралью и нравственностью через учтивость, благожелательность, скромность, уважение старших.
Этикет — это образец, идеал коммуникативного поведения, а-культура общения — его реальное воплощение. Автоматическое его исполнение освобождает мозг для других форм деятельности. Например, если на Востоке общение прежде всего определяется возрастом собеседника, то у американцев, французов и немцев — социальным его статусом и степенью знакомства. Если человек отходит в своем поведении от обычаев данного народа, он разрушает установку на доброжелательное общение, воспринимается как чужой. Вот характерный пример. В октябре 1968 г. на берегу притока Амазонки индейцы убили миссионера и восемь его спутников — за бестактность, с их точки зрения. Во-первых, прибыв, они известили о своем прибытии выстрелами — это неприлично. Вошли в хижину, несмотря на протест хозяев, выдрали за ухо ребенка, запретили брать кастрюлю со своим супом. Уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший миссионера, убедившись, что тот не внемлет его советам.
Некоторые вопросы, естественные у европейцев, у адыгов считаются неприличными, например вопрос гостю, чего бы он хотел поесть, или вопрос о здоровье жены и детей. Национальные различия обнаруживаются и в вопросе, задаваемом после приветствия. Монголы интересуются состоянием скота, а затем — благополучием семьи, американцы — делами, осетины — здоровьем и новостями, представляющими взаимный интерес. Ругательства тоже имеют национальные особенности. «Собака» — в славянском арсенале звучит много мягче, чем в арабском, где это слово является сильнейшем оскорблением. «Осел» — символ глупости и упрямства в европейских культурах, но у сербов — носитель ряда положительных качеств, и оскорбить серба, назвав его ослом, невозможно. «Конь» — у сербов грубое ругательство, непонятное русским. «Корова» — ругательство у русских, но священное животное в Индии. «Свинья» — тяжелое оскорбление вмусульманских странах и обычное женское имя б Гвинее.
Законы, регулирующие отношения между этническими группами Без подлинной любви к чыове;чес1Щ пет подлинной любви к родине. А. Франс Обнаружено несколько главных регуляторов межэтнических отношений: социальная дистанция, относительная величина статусов, групповые стереотипы оценок. Действует правило: чем меньше этническая дистанция (например, между русскими и украинцами), тем существеннее различия между сопоставляемыми явлениями, и, наоборот, чем дальше дистанция (например, между поляками и японцами), тем более значимы совпадения. Конкуренция подчеркивает, а кооперация затушевывает границы между группами. Причина взаимного неприятия — различие ценностей. Оно может обнаружиться через акцентирование смехового барьера. Этот социальный барьер — один из эффективных механизмов отталкивания чуждой информации (одновременно это и первая стадия ее освоения). Фрейд связал межгрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность. Он писал: «Соседние, во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом, например испанцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы. Я назвал это „нарциссизм малых различий". При этом наиболее строгому контролю и регламентации подвергаются те сферы жизни, которым культура придает большее значение и ценность, т. е. в одном случае — различиям, а в другом — сходству».
Тенденция, поддерживающая различия, может рассматриваться как прогрессивная, поскольку кроме этнической и моральной ценности она спасает человечество от культурного однообразия, сенсорного голода. Это не противоречит принципам интернационализма, который предполагает прежде всего умение ценить самобытные черты собственной национальной культуры, выступает за равную законодательную защиту каждого языка и каждой религии народов, проживающих на территории данного государства. Язык и религия — важные культурные завоевания человечества, а ассимиляция народов — это их обнищание и вырождение. При несовместимости целей большой и малой народности создаются условия враждебности между этими группами. Как установил Тэджфел, в таких ситуациях растет стремление к усилению различий между группами в пользу собственной. Сильнейшим катализатором конфронтации и взрыва национализма является унижение, силовое давление, дискриминация, чувство обиды, ущемленное™. Оставаясь неутоленными, эти чувства трансформируются в агрессию. Здесь надо сделать отступление и обратить внимание на важное обстоятельство. Человеческая психология такова, что люди гораздо легче приходят к согласию на основе негативной программы — будь то ненависть к врагу или зависть к преуспевающему соседу — чем на основе программы, утверждающей позитивные ценности. Образ врага, внутреннего (спекулянты, инородцы) или внешнего, — непременное средство в арсенале любого диктатора. Здесь вступают в игру механизмы психологической защиты. Возникающие националистические страсти — это рационализация, переводящая чувство социальной неполноценности в чувство национальной гордости. Национализм, связывая человека с другими, спасает его от самого страшного — изоляции. С его помощью он обретает товарищей по судьбе. Образуется стойкая референтная группа, группа поддержки для сохранения хорошего социального самочувствия и прямой физической защиты. Она выступает и как зеркало, с помощью которого человек вынужден непрерывно проверять свое соответствие требованиям окружающих. При наличии подобной аварийной группы психическое состояние неполноценности снижается, облегчается социальная фрустрация. Таким образом, ущемления, обостряя национальное самосознание, формируют установку на поиск такой референтной группы, отождествление с которой не составило бы труда и помогло бы избавиться от опыта поражений.
Обычно для того, чтобы стать кем-то значимым, самореализоваться, необходимо трудиться всю жизнь, обладать характером, накапливать знания, совершенствоваться. Но быть только «сыном своего народа» куда проще. Для этого достаточно с молоком матери усвоить родной язык. Принадлежность к национальной группе позволяет человеку ощутить превосходство над теми, кто не принадлежит к ней, — тем более, что иногда сама возможность дать выход агрессии, направленной против «чужих», способствует врастанию в группу. Действуя от имени группы, человек «освобождается» от многих моральных ограничений. Снизить влияние на поведение личности различных способов психологической защиты, порождающих нарастание в обществе агрессии, негативизма или глубокого отчаяния, можно было бы за счет некоторых социальных мероприятий. Эти мероприятия должны обеспечить следующее. Важно сделать понятными критерии ценности личности для всех членов общества, независимо от групповой принадлежности. Обнаружено, что даже большие различия воспринимаются как справедливые, если прямо и открыто аргументируется причина их введения и необходимость такой дискриминации. Различия в статусе должны быть гласными. Очень нежелательно их маскировать, скрывать, замалчивать — напротив, они должны декларироваться. Достижение результата должно зависеть от личных усилий, а не от милости сильных мира сего. Когда статусные различия между группами признаются законными и справедливыми обоими сторонами, эффект внутригруппового фаворитизма незначителен. Как уже отмечалось, преодоление общих трудностей (борьба против загрязнения среды, за мир, за здоровье людей, за признание равных прав за всеми религиями) понижает межгрупповую неприязнь за счет высших целей по отношению к целям, сепаратным для каждой группы. Тем более что страны со значительным языковым, религиозным и культурным разнообразием более устойчивы, у них больше шансов сохранить демократическую направленность в преобразованиях. 171 Необходимо ослабить невыносимое для многих бремя выбора. Каждый день надо принимать решение — как жить дальше? Социализм облегчил жизнь многих людей тем, что внушил им, что наш строй самый лучший в мире, и позволил многим за счет чувства «законной гордости» приобщиться к этой благодати. Как известно, при этом была обеспечена уверенность в завтрашнем дне (это было, пусть на самом низком уровне, — обеспечение жилья, работы, пенсии, медицинского обслуживания и т, д.). Все это избавляло человека от необходимости непрерывно и осознанно строить свою жизнь. Теперь демократия налагает очень тяжелое бремя — повседневный выбор и ответственность за него. Непосильность требуемых усилий приводит к трагедиям и ухудшению психического здоровья. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы общество помогало своим гражданам решать эти задачи, хотя бы в переходный период, позволяя им успешнее адаптироваться к новым условиям. Для этого прежде всего необходима избыточная, надежная, доступная, оптимистически построенная информация. Ведь так необходимо сосредоточить силы на снижении чувства неопределенности будущего, которое сейчас испытывает практически каждый член общества. Как известно, неуверенность в завтрашнем дне всегда рождает желание приоткрыть завесу грядущего. И, коль скоро государство не отвечает на этот запрос общества, то наблюдается разгул астрологии, экстрасенсов, «барабашек» и т. п., что наносит непоправимый урон нашей науке и мировоззрению молодежи.
Мощнее всего провоцирует психологическую защиту национализм, поскольку его пропаганда неразрывно связана с провозглашением в качестве образца авторитарной личности, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому имеет смысл направить существенные усилия на демонстрацию всех преимуществ для личности и общества в целом развития демократического начала в каждом, показывать большую творческую продуктивность людей, не отягощенных националистическими предрассудками, их большую способность к любви и сопереживанию, их альтруизм и душевную красоту. Заключение Человек не может быть в гражданской жизни рабом и при этом свободным в творчестве. Изобретательство требует гражданского мужества, определенной раскрепощенности. А сознание одно. Нельзя иметь раскрепощенность в одной точке и не иметь ее в другой. Кто раб перед начальством, тот раб и перед творческими проблемами. М Мамардашвили. Обычно, рассматривая проблемы творчества, концентрируют внимание на внешних результах - на феномене «оригинальной продуктивности?, не видя в нем, продолжения творческого отношения человека ко всем граням бытия. Поэтому стержень работы, идея, проходящая через всю книгу, — это изыскание приемов и способов построения такого внутреннего мира личности и такая коррекция модели мира человека, которые позволили бы ему реализовать новое видение старой реальности. Мы исходим из того, что творческие способности человека являются базовым ресурсом цивилизации Человечество идет к такому обществу, когда наивысшую ценность будет представлять духовно развитая индивидуальность. Только увеличение социального влияния творческой личности позволит избежать опасности в очередной раз превратить человека в «винтик». Очевидно, что достижение этой цели связано с самосовершенствованием человека, развитием его сознания. В то же время личностный рост определяется уровнем самопонимания и самоприятия. Низкая самооценка приводит к деструктивным последствиям и не способствует свободному самовыражению. Насколько человек знает себя, доверяет себе, настолько он может принять на себя ответственность за оригинальные поступки и решения. Здесь имеется глубинное противоречие. Личностный рост связан с осознанием своей индивидуальности, но, к сожалению, ощущение собственной уникальности может порождать чувство одиночества, опасение не быть понятым и принятым даже близкими людьми, глубинную тревогу. Нередко это противоречие провоцирует вторжение психологической защиты. Сознание современного человека заблокировано различными ментальными установками, стереотипами восприятия и поведения, навязанными семьей и обществом. Эти препоны мешают ему ощутить гармонию с миром, обрести достаточное душевное равновесие, необходимое для проявления творческой инициативы. Поэтому в нашей книге столь подробно рассмотрены способы преодоления психологической защиты, приемы освобождения пространства, в котором человек мог бы распрямиться. Человеку полезно осознать, пережить и избавиться от вытесненных ранее стрессовых ситуаций, преодолеть блоки и «комплексы». Мы попытались описать условия, благоприятствующие вычищению невротических «корней» и изживанию, разрешению внутренних конфликтов, показать, что чем полнее будут отреагированы заблокированные эмоции, тем быстрее произойдет раскрепощение творческих сил и потенций личности. Другая грань отмеченного противоречия — борьба между нарастающей тенденцией стандартизации внутреннего мира и необходимость его индивидуализации Стандартизация провоцируется тем, что в ролевом поведении все больше места занимают формально-инструктивные предписания В сознании накапливается все больше безличных готовых образцов поведения. Это приводит к тому, что человек может вписываться в общественные отношения, быть достаточно контролируемым только при снижении уровня креативности. С другой стороны, развитие общества требует от человека как раз таких качеств и поступков, которые не поддаются никакой формализации, т. е. активного и систематического творчества во всех сферах жизни. Со времен второй мировой войны постоянно нарастают тенденции, противостоящие массовой унификации и стандартизации. Эти тенденции приводят не только к множественности жизненных стилей, разнообразию и гибкое™ производства и потребления, но и к индивидуализации творчества, расширяя тем самым возможности личности. Нарастает и даже становится привычной дивергенция мнений людей по разным вопросам. Дестандартизация сознания определяет необходимость поиска новых форм обмена информацией непосредственно между отдельными людьми без тенденциозного влияния прессы. И особую роль в этсм играет компьютеризация. Робела с экраном снижает роль вербальной составляющей мышления в пользу визуальной, а, как известно, образный язык значительно более субъективен, чем, вербальный, способен передавай более тонкие, интимные, невыразимые словами смыслы. В кризисные, критические периоды жизни общества происходит смена парадигм!. Например, резкая смена социальных и политических установок, происходящая сейчас в нашей стране, создает благоприятные условия для «направления в переплавку» и других устоявшихся взглядов и стереотипов. Почему бы не использовать эти возможности? Как мы стремились показать в книге, без этого нет условий для творчества. С другой стороны, резервы развития всегда наготове. Ведь в науке всегда существуют до поры до времени не могущие быть понятыми (ни даже сколько-нибудь известными) «слишком» сложные уровни явлений и событий и вне, и внутри нас. Они и определяют возможный сдвиг «порога инициации» креативного процесса. Понятно, что чем выше этот порог, тем менее вероятен прорыв в новое видение явлений. Надо быть всегда и повсюду (и не только на рабочем месте; готовым увидеть множество тайн и проблем, чувствовать, что нет пределов для творчества. Ведь мир не обязательно таков, каким мы его знаем, он может быть и иным — в сколь угодно фундаментальных своих характеристиках. Появление творческих личностей — «психологическая подготовка» к тому, что в дальнейшем наука неизбежно будет приобретать черты субъективизма, широко использовать метафоры, аналогии, эффективно работать с размытыми понятиями и нечетко сформулированными гипотезами. Поэтому придется непрерывно расширять рамки познавательной приемлемости, быть способным улавливать непривычное и новое. Для этого надо сохранять открытость новому опыту, всегда стимулирующему не только творческую результативность, но и личностный рост. Одна из существенных социально-психологических проблем — взаимоотношения индивида и группы, вписанность в группу «яркой индивидуальности». Как известно, вне группы невозможно раскрыть весь потенциал человека. Многочисленные групповые методы тренинга решают проблемы налаживания гармонии между человеком, группой и миром, создавая тем самым перспективы личностного и творческого роста. Общим для всех групповых методик является достижение внутреннего равновесия за счет осознания иерархии личных потребностей на фоне потребностей окружающих людей. Нельзя обсуждать проблемы творчества без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному или им руководят эгоистические побуждения. Творческая активность становится крайне опасной, если она беспринципна и глуха к абсолютным ценностям — духовно ущербна. Происходящие сегодня глобальные изменения затрагивают все стороны жизни людей. Необходима психологическая и социальная адаптация к новой реальности. Мы должны осознать, что завтра каждый из нас может вдруг оказаться совершенно неприспособленным к жизни (и уж тем более — к творчеству) со своими традиционными, но уже неадекватными стереотипами восприятия, мышления и поведения литература [1] Александр Александрович Любищев: Сборник. Л., 1982. [2] Алякринский Б. С. О таланте и способностях. М., 1988. [3] Амосов Н. А. Книга о счастье и несчастьях. М., 1984. [4] Бергсон А. Собр. соч.: В 3-х т. СПб., 1913. Т. 1. [5] Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы). М., 1988. [6] Бехтерева Н. П. Per aspera. Жизнь и наука о мозге человека. М., 1988. [7] Блум Ф., Лейзерсон А., Хорстедтер Н. Мозг, разум и поведение. М., 1988. [8] Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. [9] Бройль Л. де. По тропам науки. М., 1962. [10] Вернадский В. И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988. [11] Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. [12] Гарднер М. Есть идея. М, 1982. [13] Гегель Г. В. Ф. Соч.: В 12-ти т. М.-Л., 1935. Т. 8. [14] Грановская Р. М., Березная И. Я., Григорьева А. Н. Восприятие и признаки формы. М., 1981. [15] Грановская Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991. [16] Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л., 1988. [17] Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. Дневник работы и жизни. М., 1957. [18] Жискар д'Эстен В. Власть и жизнь. Международные отношения. М., 1990, с. 226. [19] Завилянская Л. И. Психотерапия неврозоподобных состояний. Киев, 1987. [20] Зелиг К. Альберт Энштейн. М., 1964. [21] Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991. [22] Злотин Б. Л., Зусман А. В. Месяц под звездами фантазии (школа развития творческого воображения). Кишинев, 1988. [23] Злотин Б. Л., Зусман А. В. Решение исследовательских задач. Кишинев, 1991. [24] Иоффе А. Ф. Встречи с физиками. М., 1960. [25] Карвасарский Б. Д. Психотерапия. М., 1985. 176 творчество и преодоление стереотипов [26] Крижанскоя Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1991. [27] Крижанская Ю. С., Грановская Р. М. Ученые о состоянии и перспективах науки. — В кн.: Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга / Под ред. проф. С. А. Кугеля. СПб., 1994. Ч. 2 [28] Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1980. [29] Кузьмина Н. В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки. — В кн.: Методы системного и педагогического исследования / Под ред Н. В. Кузьминой. Л., 1980. [30] Кун Т. С. Структура научных революций. М., 1975. [31] Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. [32] Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. М., 1933. [33] Локатос Н. Доказательство и опровержение. М., 1967. [34] Менделеев Д. И. Попытка химического понимания мирового эфира. СПб., 1905. [35] Меркулов В. Л. О влиянии Ф. М. Достоевского на творческие искания А. А. Ухтомского. — В кн.: Художественное и научное творчество / Под ред. Б. С.'Мейлаха. Л., 1972. [36] Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г. Ярошев-ского. М., 1971. [37] Пропп В, Я. Ритуальный смех в фольклоре. Л., 1939. (Ученые записки ЛГУ. Серия философии. Вып. 3). [38] Рассел В., Рудестам М. Н. Групповая психотерапия. — В кн.: Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 1990. [39] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. [40] Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. [41] Селье Г. От мечты к открытию (как стать ученым). М., 1987. [42] Сокулер 3. А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1987. [43] Спиноза Б. Избр. произв.: В 4-х т. М., 1957. Т. 1. [44] Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974. [45] Тихомиров О. К. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. [46] Третьяков В. П. Психология безопасности эксплуатации АЭС. М., 1993. [47] Тутушкина М. К., Ронгинский М. Ю. Практическая психология для руководителей. СПб., 1992. [48] Ухтомский А, А. Письма. — В кн.: Пути в незнаемое / Сост. И. П. Меркулов. М., 1973. [49] Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. [50] Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. [51] Фрейд 3. Психология сексуальности. Вильнюс, 1989. [52] Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М., 1923. [53] Фрейд 3. Толкование сновидений. М., 1913. [54] Фромм Э. Психоанализ и религия. — В кн.: Сумерки богов / Под ред. А. А. Яковлева. М., 1989. [55] Шиллер Ф. О театре. - Собр. соч.: В 7-и т. М., 1957. Т. 4. [56] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1-966. [57] Этнические стереотипы поведения: Сборник. М., 1985. [58] Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994. [59] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993. [60] Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. — В кн.: Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1975. [61] Ядов В. А. Теоретические подходы к изучению личности. — В кн.: Социальная психология. Л., 1979. [62] Beck А. Т. Cognitive theory and emotional disorders. N. Y., 1976. [63] Getzels J. W., Jackson P. W. Creativity and intelligence. London, N. Y., 1961. [64] Gordon W. Y. Synections. N. Y., 1961. [65] Gough H. G., Woodworth D. G. Stylistic variations among professional research scientists. — The Journal of Psycology, 1960. [66] Koestler A. Le gri d'Archimede. Paris, 1965. [67] Levin K. A. A dinamic theory ofrpersonality. N. Y., 1935. [68] Levin K. A. Principles of topological psycology. N. Y., 1966. [69] Merton R. K. The sociology of science. Theoretical and empirical investigation. N. Y., 1973. [70] Perls F. S. Gestait therapy verbatim. Lafayette, 1969. [71] Prise D., Darrell I. Some general laws of human emotion (interrelations between intensities of desire expectancies/. [72] Rorschach H. Psychodiagnostik. 6th ed., Berne, 1948. [73] Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. — Psychological Monographs, 1966. [74] Russel B. The analysis of matter. N. Y, 1954.
введение. 1 модель мира. 5 элементы модели мира. 5 модель «я». 10 система психологической защиты.. 16 Отрицание. 17 подавление. 18 рационализация. 20 вытеснение. 23 проекция. 25 отчуждение. 27 замещение. 29 сновидение. 31 катарсис. 35 сублимация. 36 идентификация. 37 социальные барьеры.. 39 теоретическая база социальных форм зашиты.. 39 операции, формирующие социальные барьеры. 41 примеры социальных барьеров. 43 стереотипы поведения. 46 проявления защиты в поведении. 46 возникновение феномена бегства от... и в... 47 поиск «мишени» и ее роль. 48 конфликт и псевдоконфликт. 50 изменение критериев «разумности» своего поведения. 51 формирование нового образа «я». 52 возникновение символов и фетишей. 53 регулирование высоты барьеров. 53 Взвешивание масштабов травмы.. 53 понижение значимости допущенных ошибок. 56 повышение гибкости системы ценностей. 56 отложить достижение результата. 58 повышение самооценки. 59 предотвращение закрепления беспомощности. 60 конструктивное преодоление страхов. 61 не отрицать и не презирать свои проблемы.. 62 повышение активности для изменения хода. 63 отказ от лобовой атаки. 64 развивать и любить свое хобби. 67 отнестись к «этому» с юмором.. 67 поругать обидчика или ситуацию.. 68 может быть, проблемы нет, а есть плохое самочувствие. 69 значение исповеди. 69 дневник и литературное творчество. 70 приобщение к искусству. 71 праздники. 71 позитивная психотерапия. 72 стереотипы мышления. 73 Вред стереотипов для творчества. 74 продвижение с помощью экстраполяции: «путь пчелы». 76 знание из себя: «путь паука». 77 социальные стереотипы - идолы рода и племени. 78 идолы пещеры.. 79 идолы рынка. 80 идолы теории. 80 влияние эмоций на стереотипное мышление. 82 преодоление стереотипов. 83 никогда не поздно. 83 идеи везде и в любой форме. 84 новый ракурс рассмотрения проблемы.. 85 простота вместо наукообразия. 88 бывает ли фактов достаточно?. 89 фантастика как способ преодолеть догмы.. 90 управлять собой - значит преодолеть иллюзии атрибуции. 91 «триз» как система преодоления стереотипов логического мышления. 93 рекомендации. 94 преодоление стереотипов с помощью "группы.. 96 потребность в группах. 96 окно Джогари. 99 групповая динамика: направленное развитие диссонанса и возникновение конфликта. 99 нарастание стресса. 100 сплоченность. 101 разрешение стресса - «катарсис». 102 конец очарования и давление групповых норм.. 103 факторы, усиливающие воздействие группы на личность. 104 Гештальт - группы.. 106 группы транзактного анализа. 108 Группы лингвистического программирования. 109 группы психосинтеза. 111 упражнения. 113 обучение и творчество. 114 Особенности творческой личности. 114 какое обучение не душит творчества?. 117 модель как инструмент творчества. 120 мозговая атака. 122 синектика. 124 деловые игры.. 126 нравственность и творчество. 126 роль барьеров и их преодоление в системе непрерывного образования. 128 реальные и мнимые проблемы зрелого возраста. 129 сколько вам лет?. 130 профессиональные стереотипы и их преодоление. 132 профессиональная деформация преподавателя. 134 личностная деформация. 136 принимая во внимание темперамент. 140 национальное общение и психологическая защита. 144 этноцентризм.. 144 возникновение этноцентризма. 148 этнические стереотипы.. 149 надежны ли этнические стереотипы?. 151 динамика перестройки стереотипа. 154 национальный характер и стереотипы.. 156 этноцентризм: факты.. 158 возрастные изменения национального характера. 159 как возникают предубеждения. 160 положительные и отрицательные грани стереотипов. 161 законы, регулирующие отношения между этническими группами. 162 Заключение. 165 литература. 167
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|