По следам продемонстрированного действия
Стр 1 из 4Следующая ⇒ КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АЛЬБОМОМ Логопедический альбом — приложение к комплекту пособий Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно», в котором изложен годовой тематический план всех подгрупповых логопедических занятий (116 тем). В плане предусмотрено 15 занятий по развитию связной речи. Однако для того, чтобы логопед могучесть особенности восприятия и индивидуальной динамики детей, а в случае необходимости — продлить занятия какого-то этапа, в альбоме дано 21 занятие. Родителям нет необходимости постоянно носить альбом в детский сад, так как дополнительные записи логопеда не понадобятся. Логопед лишь сообщает родителям или воспитателям название рассказа, проработанного в группе, а также номера упражнений, которые им необходимо выполнить с детьми. Не все упражнения имеют основной целью развитие связной речи как таковой. Часть упражнений направлена на обогащение и уточнение словарного запаса дошкольников, другая — на грамматически и структурно правильное построение предложений. Хотя эта работа непосредственно и не относится к области формирования связной речи, нельзя не учесть того, что лексико-грамматическое наполнение является той материей, кирпичиками, из которых строится связная речь, и без него невозможно добиться развернутого, грамотного в языковом отношении высказывания. Большая часть упражнений, естественно, посвящена непосредственно формированию связного, логичного, последовательного смыслового высказывания, то есть связной речи. После выполнения упражнений на каждом занятии проводится воспроизведение рассказа целиком либо его составление. Очень важно то, как взрослый читает рассказ-образец и слушает рассказы ребенка. Многолетний опыт убеждает: каким бы «слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался рассказ взрослому, читать его нужно выразительно, как можно более артистично. А слушать рассказ ребенка всегда необходимо с большим вниманием, заинтересованностью и, не побоимся этого слова, восторженно. Только такому слушателю хочется рассказывать, только ему ребенок продемонстрирует все лучшее, на что способен; появляются скрытые резервы, удивительные возможности детской компенсаторики.
Уважаемые педагоги! Дорогие родители! Обучение ребенка, в том числе и связной речи,-— это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Успехов вам! Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. ТКАЧЕН КО ЗАНЯТИЕ № 1 Тема ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА, СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ Цели, Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 3—4 простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними; развивать внимание детей. Ход занятия. Занятие начинается (а также 3 последующих) со «спектакля», который разыгрывают мальчик и девочка из группы детского сада. Все действия «артистов» логопед оговаривает с ними заранее. Остальные дети наблюдают за действиями мальчика и девочки, сидя на стульях. РАССКАЗ «ИГРА» Рассказывает взрослый (по окончании спектакля), имена действующих лиц заменяются именами детей данной группы. Катя и Миша вошли в группу. Миша взял машинку. Катя взяла куклу Барби. Миша катал машинку. Катя причёсывала куклу Барби. Дети играли. ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Ответ дается полным предложением. Кто вошёл в группу? — Куда вошли дети? — Что взял Миша? — Кого взяла Катя? — Что катал Миша? — Кого причёсывала Катя? В самом начале обучения вопроса «что делал?» следует избегать, так как ответ на него для детей труден.
УПРАЖНЕНИЯ 1. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ Взрослый произносит предложение и предлагает ребенку отгадать, подходит оно к этому рассказу или нет. Катя села на ковёр. Миша долго завтракал. Миша ползал по ковру. Мама купила Кате шапку. У Миши есть кошка. Катя любит свою собаку. Миша любит машинки. И т.п. 2. Установление порядка предложений в рассказе Взрослый произносит пары предложений и предлагает ребенку определить, какое предложение должно следовать в рассказе раньше, а какое позже. Катя взяла куклу. — Катя вошла в группу. Катя причёсывала куклу. — Катя взяла куклу. Миша взял машинку. — Миша катал машинку. Каждая пара предложений обязательно проговаривается ребенком. 3. Выбор из рассказа опорных глаголов и установление их последовательности Взрослый предлагает ребенку выбрать из рассказа слова — названия действий (вошли, взял, взяла, катал, причёсывала, играли), а затем сказать, какое действие производилось раньше, какое позже: причёсывала — вошли взял — катал играли — вошли причёсывала — взяла 4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки Взрослый должен поощрять включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу. --------------------------------------------------------------------------------------------------- 5 ЗАНЯТИЕ № 2 Тема ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАССКАЗА, СОСТАВЛЕННОГО ПО ДЕМОНСТРИРУЕМОМУ ДЕЙСТВИЮ Цели. Учить детей отвечать на вопрос развернуто, полным ответом — фразой из 3—4 слов; пересказывать текст, составленный из 4 предложений; развивать внимание детей. Ход занятия РАССКАЗ «ДЕЖУРНЫЕ» Имена действующих лиц заменяются именами детей группы. Таня, Вова и Петя дежурят. Таня поливает цветы. Вова кормит попугая. Петя накрывает на стол. ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Ребенок отвечает полным, четким предложением. Что поливала Таня? — Что делала Таня? — Что делал Вова? — Что Петя ставил на стол? — Куда Петя ставил посуду? — Что делал Петя? — Что делали все дети? Важно, чтобы дети не повторяли слово делал, а сразу употребляли нужный глагол. УПРАЖНЕНИЯ 1. Подбор слов Взрослый помогает ребенку наводящими вопросами, показом соответствующего жеста, но не называет объекты, добиваясь активизации словарного запаса малыша.
— Таня поливала цветы. А что ещё можно поливать? (Огурцы, помидоры, клумбу, грядку, дорожку, асфальт, горку, кусты и т.п.) — Вова кормил попугая. Кого ещё можно кормить? (собаку, кошку, канарейку, ежа, хомяка, кролика, рыбок, щенка, котёнка и т.п.) — Что можно ставить на стол? (Вазу, тарелки, миску, хлебницу, блюдца, чашки, салфетницу, солонку, перечницу, салатницу, молочник, конфетницу и т.п.) — Что можно класть на стол? (Ложки, вилки, ножи, салфетки, чайные ложечки и т.п.) 2. Замена действия в предложении Взрослый читает предложения, в которых глаголы употреблены неправильно. Объясняет, что в предложениях могут быть ошибки — ведь это писал Незнайка! Салфетница лежит на столе. Нож стоит на столе. Чашка лежит на столе. Таня наливает цветок. Вова выливает кактус. На этом этапе обучения еще рано выходить за рамки 3—4-словных предложений. 3. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ Цветы стоят на подоконнике. Слово подоконник проговаривается по слогам. Таня любит рисовать. Вова любит попугая. Вова убрал игрушки. Петя вымыл руки. Петя надел фартук. Петя строил домик. Петя поставил тарелки. Петя положил ложки. 4. Пересказ рассказа целиком по памяти или с использованием картинки Взрослый должен поощрять добавление ребенком деталей, если они относятся к событиям, описанным в рассказе. На этом этапе ребенок должен стараться пересказывать рассказ короткими, но четкими предложениями, не переставляя слова и не делая длинных пауз между фразами. ЗАНЯТОЕ № 3 Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ Цели. Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3—5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4—5 предложений с наглядной опорой в виде натуральных объектов и действий с ними. Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Дети наблюдают, как 2 «артиста» выполняют в раздевалке действия, заранее оговоренные с ними логопедом. Так как на этом занятии дети не пересказывают готовый рассказ, а сами его составляют, то в начале они отвечают на вопросы по просмотренному «спектаклю».
ВОПРОСЫ (В вопросах используются имена детей, участвовавших в разыгрывании сцены.) Куда вошли Маша и Витя? — Что открыл Витя? — Что достал Витя? — Что надевал Витя? — Что открыла Маша? — Что достала Маша? — Что надевала Маша? — Что завязывала Маша? И т. п. в соответствии с произведенными действиями. УПРАЖНЕНИЯ 1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия Взрослый предлагает ребенку вспомнить, что они наблюдали на занятии, на какие вопросы логопеда отвечали. Повторив опорные вопросы, можно предложить ребенку составить рассказ. ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА Образец дается в случае затруднений у ребенка при составлении рассказа. Маша и Витя вошли в раздевалку. Витя открыл шкафчик и достал комбинезон. Витя надел комбинезон и застегнул молнию. Маша открыла шкафчик и достала ботинки. Маша завязала шнурки (зашнуровала ботинки). Дети собирались на прогулку. 2. Анализ предложения с целью включения или невключения его в рассказ У Вити новый комбинезон. У Маши есть велосипед. Маша села на скамейку. Витя выпил сок. Витя стоял около шкафчика. Маша надела шапку. Витя надел сапоги. И т.п. 3. Словарная работа Уточнение значения некоторых глаголов: завязывать, одел (кого-то), застегивать, надел (на себя, на кого-то), зашнуровывать, поддел (что-то). Подбор слов. — Что можно завязывать? застёгивать? зашнуровывать? — Кого можно одевать? На кого — надевать? Что - - поддевать? 4. Выделение слов, обозначающих действие, и восстановление рассказа по этим вошли, открыл, достал, надел, застегнул, открыла, достала, завязала, зашнуровала. 5. Добавление предложения, логически связанного с предыдущим Витя открыл шкафчик.... Маша достала ботинки.... Маша и Витя вошли в раздевалку.... Витя застегнул молнию.... ЗАНЯТОЕ № 4 Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЛЕДАМ ПРОДЕМОНСТРИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ Цели. Учить объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений. Ход занятия. Занятие начинается с просмотра «спектакля». Действие происходит в спальне. ВОПРОСЫ Используются имена детей —• участников действия. — Куда вошли Катя, Ваня и Петя? — Что взбивала Катя? Что делала Катя? — Что снял с кровати Ваня? Что сложил Ваня? Что сделал Ваня? — Что встряхнул Петя? Что сделал Петя? С помощью варьирования формы вопросов закрепляется умение ребенка анализировать услышанную фразу и правильно строить предложение-ответ.
УПРАЖНЕНИЯ 1. Составление рассказа по следам продемонстрированного действия, картинке и Ребенок должен составить рассказ самостоятельно. В случае многочисленных ошибок, затруднений, длительных пауз взрослый дает образец, который пересказывается ребенком. ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА Дети вошли в спальню. Катя подошла к своей кровати. Катя взбивала подушку. Ваня складывал покрывало. Петя встряхивал одеяло. Взрослый поощряет ребенка, если тот вводит в свой рассказ дополнительные детали, касающиеся указанных действий. Например: Катя сильно взбивала подушку. Ваня аккуратно складывал одеяло. И т. п. 2. Словарная работа Взрослый уточняет с ребенком значение и звуковой состав слов, обозначающих действие: взбивает — сбивает, встряхивает — стряхивает, складывает — вкладывает — перекладывает — откладывает. Подбор слов — Что можно: стряхивать? встряхивать? взбивать? сбивать? и т.д. 3. Выделение действий и восстановление рассказа только по словам, обозначающим действие (вошли — взбивала — складывал — встряхивал) 4. Нахождение предложений, логически не связанных с рассказом Ваня положил покрывало на стул. Катя засыпает быстро. В спальне много кроваток. На всех кроватях покрывала. Катина мама мыла окна. Петя слепил танк. У Пети есть машинка. И т.п. 5. Добавление к названному слову— обозначению предмета соответствующего сло спальня —... подушка —... покрывало —... одеяло —... ---------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 5 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА* Цели. Продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками. Ход занятия РАССКАЗ «ВЕЧЕР» По ходу чтения взрослый выставляет картинки на фланелеграф. Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой, Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой. ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Наступило утро или вечер? — Что делает мама? — С кем играет папа? — Какой Ванечка? — Кто Ванечка Наташе? А маме? — Где Наташа делает уроки? — Что делает Наташа? — Как зовут кота? — С чем играет кот? УПРАЖНЕНИЯ 1. Подбор объектов к словам-определениям К этому периоду на лексико-грамматических занятиях логопеда начинается работа по подбору нескольких определений к одному объекту, и данное упражнение помогает накапливать пассивный словарь признаков. Про кого можно сказать: ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая? сильный, большой, заботливый, весёлый? маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный? шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый, усатый, пушистый? Слова, обозначающие признаки, полезно проговорить с ребенком по несколько раз, а при рекомендации логопеда — заучить. 2. Уточнение родственных отношений в семье Кто Наташа маме? — Кто Ванечка папе? — А кто Ваня бабушке? — Кто Наташа дедушке? — Кто Наташа для Вани? — Кто папа для мамы? — Кто мама для папы? И т. п. 3. Подбор действий к субъектам действия При подборе действий взрослый помогает ребенку жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов. Количество подобранных действий на этом этапе обучения должно быть примерно 8—10. — Что может делать мама? (Стирать, гладить бельё, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту и т. п.) — Что может делать малыш? — Что может делать школьница Наташа? — Что может делать кот Бегемот? 4. Анализ предложений: подходит или не подходит предложение к рассказу Мама готовит салат. Ванечке 2 года. Наташа хорошо учится. У Наташи много друзей. Папа водит машину. Мама хорошо вяжет. Мама и папа были на работе. Папа любит играть с сыном. У Наташи много уроков. Кот любит «вискас». *Прямоугольный лист фанеры, обтянутый фланелью, к которому прикрепляются картинки с помощью приклеенной к их обратной стороне бархатной бумаги. ЗАНЯТИЕ № 6 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов, учить пересказывать короткий текст с наглядной опорой. Ход занятия. До начала чтения выяснить знание детьми слова «задира» и в случае необходимости объяснить его значение. В ходе чтения рассказа взрослый одновременно выставлет и передвигает картинки на фланелеграфе в соответствии с называемыми действиями. РАССКАЗ «КОТ-ЗАДИРА» Жил-был во дворе кот Филя. Кот был задира. Однажды кот прыгнул на спину пуделю Мартину. Потом он разломал в песочнице куличики малышей. На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Как кинется, как вцепится голубю в хвост! Но тут из подъезда выскочил сердитый пёс Пират и грозно залаял на кота. Зашипел Филя, выгнул спину и стремглав забрался на дерево. ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Как звали кота-задиру? — Почему его назвали задирой? — На кого вспрыгнул кот? — Как звали пуделя? — Что разломал Филя в песочнице? — Чьи это были куличики? Кто их лепил? — Что Филя сделал с голубем? — Во что он вцепился? — Кто выскочил из подъезда? — Какой был Пират? — Как Пират залаял на кота? — Куда забрался Филя? Почему? — Вам (тебе) жалко Филю? Почему? УПРАЖНЕНИЯ 1. Словарная работа Взрослый подробно объясняет значения слов — названий действий и признаков: подкрался, вцепился, стремглав, забрался, кинулся, грозно зарычал, залаял, выгнул спину. 2. Подбор действий Желательно, чтобы к этому времени ребенок самостоятельно подбирал 4—5 слов или словосочетаний, обозначающих действия. — Что может делать кот? (умываться, есть, пить, играть с ленточкой, ловить мышей, царапать диван, выгибать спину, гоняться за птицами, убегать от собак, забираться на дерево и т.п.) — Что может делать пёс? (10 действий.) — Что может делать голубь? 3. Выбор из рассказа слов, обозначающих действия, и восстановление по ним пред К этому периоду обучения самые «трудные» дети еще отстают по запасу глаголов, особенно когда называются оттенки значений. Взрослый просит вспомнить слова из рассказа, обозначающие действия, и составить предложения с этими словами: жил, прыгнул, разломал, увидел и подкрался, кинулся, вцепился, выскочил, залаял, выгнул, забрался. Обратить внимание ребенка, что объединяя два действия, можно расширить предложение. 4. Установление порядка действий в рассказе и составление двух логически свя Взрослый просит ребенка определить, какое действие совершилось раньше, какое — позже, а затем, расположив действия в правильном порядке, восстановить предложения из рассказа: прыгнул, жил-был; подкрался, разломал; залаял, выскочил; забрался, зашипел; выгнул, забрался. 5. Дополнение прочитанного взрослым предложения другим, логически связанным с ним На дорожке увидел Филя голубя и подкрался к нему. Филя... Из подъезда выскочил сердитый пёс. Он.., Пёс грозно залаял на кота. Кот... 6. Пересказ рассказа по опорным картинкам. На данном этапе обучения от ребенка требуется не только правильное построение предложений и отсутствие пауз в рассказе, но и громкость, четкость, эмоциональность рассказывания. --------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ №7 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА Цели. Учить детей точно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов; учить пересказывать короткий текст с наглядной опорой. Ход занятия. Перед началом чтения рассказа взрослый уточняет с детьми, кто такие братья-близнецы, а затем выставляет на фланелеграф картинки — изображения двух одинаковых мальчиков. По ходу чтения на фланелеграф последовательно выставляются соответствующие предметные картинки, которые будут служить опорными сигналами при последующем пересказе текста детьми. РАССКАЗ «ДВА БРАТА» Жили-были два брата-близнеца — Андрюша и Кирюша. Однажды Кирилл заболел и его положили в больницу. Остался Андрей один. Сел он к телевизору, посмотрел — скучно. Достал маленькие машинки — неинтересно. Полистал комиксы — не смешно. Стал робота собирать — не получается. Сел Андрюша и загрустил. Оказывается, брат Кирюша нужнее всех игрушек на свете! ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Как звали братьев-близнецов? — Что случилось с Кириллом? — Куда положили Ки-рюшу? — Весело было Андрюше смотреть телевизор? — Интересно было ему играть с машинками? — Весело было мальчику листать комиксы? — Легко было Андрею собирать робота? — Кто оказался самым нужным для Андрюши? Вопросы могут варьироваться взрослым в зависимости от лексико-грамматических возможностей ребенка. УПРАЖНЕНИЯ 1. Словарная работа Взрослый выясняет знание ребенком или объясняет ему значение слова «комиксы». Уточняется значение наречий, содержащихся в рассказе (скучно, неинтересно и т.д.). — Когда мы говорим: скучно? неинтересно? не смешно? трудно? грустно? Ребенок возможно подробнее приводит варианты соответствующих событий, взрослый фантазирует вместе с малышом. 2. Образование наречий от прилагательных — У Андрюши грустные глаза — значит, ему как? (Грустно.) — Передачи казались мальчику скучными — значит, ему было как? — Игра в машинки была неинтересной — значит, играть было как? — Сборка робота была трудной — значит, мальчику было каково? — Комиксы казались несмешными — значит, смотреть их было Андрею каково? 3. Образование сравнительной степени прилагательных Объекты к определениям взрослый подбирает по своему усмотрению. нужный — ещё нужнее высокий — ещё... смешной — ещё... маленький — ещё... интересный — ещё... большой — ещё... трудный — ещё... толстый — ещё... грустный — ещё... длинный — ещё... и т. п. 4. Образование имен собственных с уменьшительно-ласкательными и др. суффик Взрослый предлагает ребенку придумать разные ласковые и шутливые имена для братиков: Андрей — Андрейка — Андрюшенька — Андрюшечка — Андрюха, Кирилл — Ки-рюша — Кирюшка — Кирюха — Кирюшенька — Кирилка и т. п. 5. Восстановление предложения по наречию Взрослый предлагает ребенку вспомнить, каково было Андрею без Кирюши в разных ситуациях (у телевизора, с машинками, с комиксами, с роботом), и назвать эти слова по порядку: скучно, неинтересно, не смешно и т.д. Затем, называя наречие, взрослый просит вспомнить предложение целиком. 6. Пересказ рассказа с опорой на предметные картинки При пересказе ребенок может строить более развернутые предложения, например: Все передачи по телевизору были для Андрюши неинтересными. Или: Даже мультики не нравились Андрюше, были неинтересными. Важно, чтобы передавался смысл рассказа, сохранялась последовательность изложения, предложения строились грамотно. ЗАНЯТИЕ № 8 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст. Ход занятия. Фланелеграф дети часто называют телевизором, и перед занятием взрослый может объявить, что сегодня «по телевизору» они увидят ещё одну интересную историю — приключения щенка Бимки. Бимка живет на даче. Он пока маленький, но очень любопытный. Взрослый выставляет на фланелеграф изображение симпатичного щенка. По ходу чтения он добавляет картинки — портреты других персонажей. РАССКАЗ «ЩЕНОК БИМКА» Убежал щенок Бимка из дома. Пролез под забором и оказался на поляне. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Бимка лапой — колется. Вдруг Бимка увидел бабочку — пёструю, красивую, воздушную — и побежал за ней. Бежал, бежал и свалился в ручей. Запищал Бимка, завертелся на месте и выскочил на сушу. Тут слышит голос: «Бимка, Бимка! Где ты?» Это бежал и кричал Димочка, хозяин щенка. Мальчик поднял Бимку, погладил, посадил за пазуху и понёс домой. ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ На все вопросы, как обычно, ребенок отвечает полным предложением. Откуда убежал щенок? — Как его звали? — Как щенок оказался на поляне? — Где он пролез? — Кого щенок увидел на поляне? — Какой был ёжик? — Кто летал над поляной? — Какая была бабочка (3 определения)? — Почему щенок свалился в ру- чей? — Почему щенок запищал? — Куда он выскочил? — Что Бимка услышал? — Кто это был? — Куда Димочка посадил щенка? — Куда понёс? УПРАЖНЕНИЯ 1. Уточнение понятий: за пазуху, отряхнулся, тронул. 2. Подбор нескольких определений к существительному — Какой Бимка? (Маленький, смешной, беспомощный, слабый, шустрый, красивый и т.д.) — Какой ёжик? (Колючий, серый, маленький, остроносый, бесхвостый и т. д.) — Какая поляна? бабочка? — Какой Дима? ручей? Выделенные слова разбираются и объясняются подробно. 3. Включение подходящего глагола (действия) в предложение При проговаривании предложения, чтобы не нарушать порядок слов, пропущенный глагол можно обозначить хлопком или зрительным символом — полоской бумаги, обозначающей слово. Здесь важна работа над однокоренными словами: тронул — дотронулся, побежал —добежал и т.д. Щенок Бимка... из дома. Бимка... под забором. Бимка его... Бимка до него... Бимка... за бабочкой. Бимка... до бабочки. И т.д. по всему тексту. 4. Установление правильного порядка слов в предложении Взрослый объясняет, что Незнайка перепутал все слова в предложениях, и просит ребенка помочь навести порядок в словах. Количество слов в деформированном предложении не более пяти. Из дома Бимка щенок убежал.... Забором под пролез щенок.... Поляне на ёжика увидел щенок.... Его лапой Бимка тронул.... Бабочку Бимка увидел вдруг.... В свалился ручей Бимка.... На выскочил сушу щенок.... Щенка Дима домой понёс.... 5. Установление порядка действий в рассказе и восстановление предложений по Взрослый просит ребенка вспомнить, какое действие совершено раньше, какое позже, и составить предложение или 2 логически связанных предложения: убежал — пролез, пролез — оказался, побежал — увидел, бежал — свалился, выскочил — завертелся, кричал — бежал, поднял — погладил. 6. Пересказ всего рассказа с опорой на предметные картинки-символы При затруднениях можно предложить ребенку короткий набор слов: убежал — пролез — укололся — увидел — свалился. Можно повторно прочитать рассказ. ЗАНЯТИЕ № 9 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЛАНЕЛЕГРАФА Цели. Учить детей точно и полно отвечать на вопросы, учить пересказывать короткий текст. Ход занятия. Взрослый объявляет детям, что сегодня «по телевизору» они увидят историю про маленькую девочку Лену и ее маму, после чего рассказывает или читает рассказ, выставляя на фланелеграфе картинки. РАССКАЗ «ЛЕНА И ЩЕНОК» Лена очень хотела иметь щенка, а мама ей не разрешала. — Ну что ты, Леночка,— говорила мама,— у тебя же столько вещей есть. Новый велосипед «Дружок» — есть. Книжек с картинками — целая полка. А кукла Барби с разной одеждой! А огромный Микки Маус, он такой красивый! Может, хватит игрушек? — А щенок — это не игрушка,— ответила Лена,— это друг! ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Полезно поупражнять детей в выразительном воспроизведении маминых слов. О ком мечтала Лена? — Разрешила мама Лене иметь щенка? — Что говорила мама? — Что отвечала Лена? — Какие игрушки были у девочки? — Почему ей хотелось иметь щенка? — Как Лена назовёт щенка? УПРАЖНЕНИЯ 1. Подбор определений К этому времени дети самостоятельно могут подбирать по 2—3 слова, обозначающих признаки. При затруднениях ребенка в подборе определений взрослый сам называет признаки; ребенок повторяет слова сначала по одному, а затем все вместе. Какой велосипеду Лены? (Новый, «Дружок».) Какой Микки Маус? Какая у Лены кукла? Какого щенка хотела Леночка? 2. Анализ предложений на соответствие их рассказу Взрослый предлагает ребенку определить, подходит или нет каждое предложение к этому рассказу. Мама покупала Лене много игрушек. Лена любила рисовать. Лена не ходила в садик. Мама не хотела заводить собаку. Лена любила мороженое. Мама работала парикмахером. И т.п. 3. Восстановление предложения по опорной картинке Взрослый показывает любую из картинок к рассказу. Ребенок должен составить предложение, касающееся указанного предмета. 4. Подбор к названному действию объектов действия и составление с этими слова Взрослый называет действие, просит ребенка догадаться, о каком из предметов, нарисованных на картинке, говорится, а затем составить предложение об этом предмете и этом действии: кататься... кормить... читать... надевать... укладывать спать... наряжать... лечить... чинить... шить... переодевать... гулять... листать... сажать... причёсывать... вытирать... мыть... Обращается внимание ребенка на то, что к одному действию можно подобрать несколько объектов. 5. Подбор действий к названному объекту Взрослый совместно с ребенком подбирает по 4—6 действий. Полезно, если малыш повторит названия действий самостоятельно. — Что можно делать со щенком? (Играть, кормить, бегать, гладить, мыть, причёсывать, поить, фотографировать, гулять и т.п.) — Что можно делать с куклой? книжками? с Микки Маусом? с велосипедом? 6. Пересказ рассказа целиком с опорой на картинки-сигналы Особое внимание в этом упражнении обращается на выразительность прямой речи, на то, как ребенок интонацией передает чувства Леночки и ее мамы. -------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 10 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|