Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образец рассказа «страшный зверь»




Образец дается в случаях затруднений при составлении рассказа ребенком.

Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба, Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подо­шли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»


ЗАНЯТИЕ № 1 7

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Взрослый показывает серию сюжетных картин о Пете и его собаке и задает детям воп­росы по содержанию картин.

Ход занятия. ВОПРОСЫ

Когда это было? (Первого сентября.) — Куда шёл Петя? — Кто шёл вместе с ним? — Что нёс Петин пёс? — Где он шёл? — Видел Петя свою собаку или нет? — Кого по­встречал Петин пёс Дружок? — Что было в зубах у чёрной собаки? — Что собаки сделали? — Видел Петя, что собаки поменялись? — Что принесёт Дружок в школу? — Что скажет Петя своей собаке? — Надёжным помощником оказался Дружок?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Изменение одного существительного по падежам

Существительное портфель добавляется в предложение в нужном падеже.

Петя нёс в школу...

Петя привык к своему...

Пёс Дружок обменял Петин...

Остался Петя без...

Теперь Петя будет ходить в школу с новым...

2. Составление предложений по опорным словам

Петя — Дружок — школа. Дружок — портфель — школа. Дружок — встретить — Черныш. Дружок — Черныш — поменяться. Дружок — косточка. Черныш — портфель. Дружок — школа — косточка. Друзья — смеяться — косточка. Петя — ругать — Дружок.

3. Составление рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «НАДЁЖНЫЙ ПОМОЩНИК»

Образец рассказа дается ребенку в случаях затруднений при самостоятельном состав­лении рассказа.

Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дру­жок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку по­дошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и — поменялись: Черныш взял портфель, Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так «надёжный помощник» пёс Дружок!


ЗАНЯТИЕ № 18

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ

В ВИДЕ ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ

Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема.

Ход занятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.

РАССКАЗ «ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА»

Однажды летом брат с сестрой — Лена и Серёжа — пошли в лес за грибами. Бро­дили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа на­шёл всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстро­ился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Серёженька! — говорит ему Лена.

— Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на
одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело.
А я понесу твою». Послушал Серёжа сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я
понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Когда это было? — Куда пошли Лена и Серёжа? — Кто они друг другу? — Кто стар­ше? — Кто младше? — Сколько грибов собрала Лена? — Сколько грибов собрал Серёжа? — Почему Серёжа расстроился? — Что сказал Серёжа? — Почему он так сказал? — Что ему было обидно? — Что Лена сказала брату? — Почему она так ска­зала? — Ей действительно было тяжело? — Поняла Лена обиду брата? — Стала она смеяться над ним? — Позаботилась Лена о братике? — Что сказал Серёжа сестре?

— Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи? — Заботливой сестрой оказалась
Лена? — Какая ещё девочка Лена? — Как лучше учить другого человека: добром или
злом? — Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку? — За что
Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?

УПРАЖНЕНИЯ

1. Подбор нескольких определений и включение их в предложение

При составлении предложений внимание ребенка обращается на то, что определяемое слово должно стоять в конце предложения, например: Какие грибы собирала девочка? — Девочка собирала большие, красивые, крепкие грибы.

— Какая девочка Лена? (Заботливая, внимательная, чуткая, добрая и т.п.)

— Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний.)

— Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, красивые, съедобные.)

— Какой девочкой была Лена? — В какой день Серёжа и Лена пошли за грибами? — Каким мальчиком был Серёжа? — В каком лесу дети собирали грибы?

К этому времени на лексико-грамматических занятиях логопед уже изучил с детьми тему «Распространение предложений с несколькими определениями».

2. Составление предложений по опорным словам

Дети — лес — грибы. Лена — корзинка — грибы.

Серёжа — два гриба. Бросил — упал — заплакал.

Послушал — успокоился — говорит.

3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде сюжетной картины


ЗАНЯТИЕ № 19

Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ

В ВИДЕ ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ

Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема.

Ход занятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа.

РАССКАЗ «ЭТО Я ВИНОВАТ»

Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подож­ди бабушку!» Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удер­жала её. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперёд и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ

Где играли Маша и Паша? — Кто они были друг другу? — За чем Маша полезла в шкаф? — Что сказал Паша сестре? — Послушалась Маша брата? — Что случилось с банкой варенья? — Кто пришёл на шум? — Что сказала бабушка? — Что сказал Паша? — Почему он взял вину на себя? — Как поступил Паша? — Кто был старше? — Кто младше? — Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же? — Кто поступил как настоящий друг?

УПРАЖНЕНИЕ

Пересказ рассказа целиком.

ЗАНЯТИЕ № 20

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ

Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке, изображенные на кото­рой события — конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.

Ход занятия. Взрослый показывает сюжетную картинку; после внимательного рас­сматривания картины ребенком задает ему вопросы.

УПРАЖНЕНИЕ

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

ВОПРОСЫ К СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Когда это было? — Где это случилось? — С кем играла девочка Таня? — Кто забрал у Тани мяч? — Хорошо поступил мальчик Витя? — Почему Таня заплакала? — С чем играл другой мальчик, Андрей? — Что он протянул Тане? — Что сказал Андрей? — Кто поступил как настоящий друг? — Как поступил Андрюша? — Кто поступил по-доброму? — С кем девочка Таня будет дружить? — Кому Таня даст свои игрушки?

ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «ДРУЗЬЯ»

Образец рассказа дается в случае затруднений.

Летом на поляне играли трое друзей — Таня, Витя и Андрей. Таня подбрасывала и ловила мяч. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Хва­тит тебе бросать, я тоже хочу поиграть с мячом!» Таня заплакала. Тогда Андрей сбе­гал домой и принёс воздушный шар. Андрей протянул красивый, блестящий воз­душный шарик Тане и сказал: «Возьми, Таня, не плачь!»


------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 21

Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке.

Ход занятия. Взрослый показывает сюжетную картинку; после внимательного рас­сматривания картины ребенком задает ему вопросы.

ВОПРОСЫ К СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Когда это было? — Где это случилось? — С кем Оля пошла в лес? — За чем Оля пошла в лес? — Что случилось с Олиной собакой? — Как она поранила лапку? — Почему собака заскулила? — Что расплела Оля? — Чем она забинтовала лапку соба­ке? — Как поступила Оля? — Для чего Оля забинтовала лапку?

Разбираются варианты ответов. Ребенок может пофантазировать.

УПРАЖНЕНИЕ

Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...