Образец рассказа «страшный зверь»
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Образец дается в случаях затруднений при составлении рассказа ребенком. Катя и Вова отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба, Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Вова рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!» ЗАНЯТИЕ № 1 7 Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН Цели. У чить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Взрослый показывает серию сюжетных картин о Пете и его собаке и задает детям вопросы по содержанию картин. Ход занятия. ВОПРОСЫ Когда это было? (Первого сентября.) — Куда шёл Петя? — Кто шёл вместе с ним? — Что нёс Петин пёс? — Где он шёл? — Видел Петя свою собаку или нет? — Кого повстречал Петин пёс Дружок? — Что было в зубах у чёрной собаки? — Что собаки сделали? — Видел Петя, что собаки поменялись? — Что принесёт Дружок в школу? — Что скажет Петя своей собаке? — Надёжным помощником оказался Дружок? УПРАЖНЕНИЯ 1. Изменение одного существительного по падежам Существительное портфель добавляется в предложение в нужном падеже. Петя нёс в школу... Петя привык к своему... Пёс Дружок обменял Петин... Остался Петя без... Теперь Петя будет ходить в школу с новым... 2. Составление предложений по опорным словам Петя — Дружок — школа. Дружок — портфель — школа. Дружок — встретить — Черныш. Дружок — Черныш — поменяться. Дружок — косточка. Черныш — портфель. Дружок — школа — косточка. Друзья — смеяться — косточка. Петя — ругать — Дружок.
3. Составление рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «НАДЁЖНЫЙ ПОМОЩНИК» Образец рассказа дается ребенку в случаях затруднений при самостоятельном составлении рассказа. Первого сентября Петя отправился в школу. Петю провожал его любимый пёс Дружок. Дружок нёс Петин портфель. Петя гордился своим псом. Ни у кого не было такой учёной собаки! Петя шёл с букетом цветов и не оглядывался. В это время к Дружку подошёл знакомый пёс Черныш. Черныш нёс косточку. Собаки постояли, посмотрели друг на друга и — поменялись: Черныш взял портфель, Дружок взял косточку. Останется Петя первого сентября без портфеля! Вот так «надёжный помощник» пёс Дружок! ЗАНЯТИЕ № 18 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ В ВИДЕ ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема. Ход занятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа. РАССКАЗ «ЗАБОТЛИВАЯ СЕСТРА» Однажды летом брат с сестрой — Лена и Серёжа — пошли в лес за грибами. Бродили они долго, очень устали. Только Лена набрала полную корзинку, а Серёжа нашёл всего два гриба. Увидел Сергей, что сестра собрала больше грибов, и расстроился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Серёженька! — говорит ему Лена. — Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Когда это было? — Куда пошли Лена и Серёжа? — Кто они друг другу? — Кто старше? — Кто младше? — Сколько грибов собрала Лена? — Сколько грибов собрал Серёжа? — Почему Серёжа расстроился? — Что сказал Серёжа? — Почему он так сказал? — Что ему было обидно? — Что Лена сказала брату? — Почему она так сказала? — Ей действительно было тяжело? — Поняла Лена обиду брата? — Стала она смеяться над ним? — Позаботилась Лена о братике? — Что сказал Серёжа сестре?
— Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи? — Заботливой сестрой оказалась УПРАЖНЕНИЯ 1. Подбор нескольких определений и включение их в предложение При составлении предложений внимание ребенка обращается на то, что определяемое слово должно стоять в конце предложения, например: Какие грибы собирала девочка? — Девочка собирала большие, красивые, крепкие грибы. — Какая девочка Лена? (Заботливая, внимательная, чуткая, добрая и т.п.) — Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний.) — Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, красивые, съедобные.) — Какой девочкой была Лена? — В какой день Серёжа и Лена пошли за грибами? — Каким мальчиком был Серёжа? — В каком лесу дети собирали грибы? К этому времени на лексико-грамматических занятиях логопед уже изучил с детьми тему «Распространение предложений с несколькими определениями». 2. Составление предложений по опорным словам Дети — лес — грибы. Лена — корзинка — грибы. Серёжа — два гриба. Бросил — упал — заплакал. Послушал — успокоился — говорит. 3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде сюжетной картины ЗАНЯТИЕ № 19 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ В ВИДЕ ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКИ Цель. Учить детей пересказывать рассказ большого объема. Ход занятия. Занятие начинается с чтения взрослым рассказа. РАССКАЗ «ЭТО Я ВИНОВАТ» Маша и Паша играли в комнате. Бабушка готовила обед на кухне. Маша захотела варенья и полезла в шкаф за банкой. Паша говорит сестре: «Не надо, Маша! Подожди бабушку!» Но Маша не послушалась. Она встала на стул, взяла банку и не удержала её. Банка выскользнула из Машиных рук и с грохотом разбилась. На шум пришла бабушка и молча встала в дверях. Паша шагнул вперёд и громко сказал: «Бабушка, это я виноват! Меня ругай!»
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Где играли Маша и Паша? — Кто они были друг другу? — За чем Маша полезла в шкаф? — Что сказал Паша сестре? — Послушалась Маша брата? — Что случилось с банкой варенья? — Кто пришёл на шум? — Что сказала бабушка? — Что сказал Паша? — Почему он взял вину на себя? — Как поступил Паша? — Кто был старше? — Кто младше? — Если бы сестра была старше Паши, мог бы он поступить так же? — Кто поступил как настоящий друг? УПРАЖНЕНИЕ Пересказ рассказа целиком. ЗАНЯТИЕ № 20 Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке, изображенные на которой события — конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений. Ход занятия. Взрослый показывает сюжетную картинку; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы. УПРАЖНЕНИЕ Составление рассказа по одной сюжетной картинке. ВОПРОСЫ К СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Когда это было? — Где это случилось? — С кем играла девочка Таня? — Кто забрал у Тани мяч? — Хорошо поступил мальчик Витя? — Почему Таня заплакала? — С чем играл другой мальчик, Андрей? — Что он протянул Тане? — Что сказал Андрей? — Кто поступил как настоящий друг? — Как поступил Андрюша? — Кто поступил по-доброму? — С кем девочка Таня будет дружить? — Кому Таня даст свои игрушки? ОБРАЗЕЦ РАССКАЗА «ДРУЗЬЯ» Образец рассказа дается в случае затруднений. Летом на поляне играли трое друзей — Таня, Витя и Андрей. Таня подбрасывала и ловила мяч. Ей было очень весело. Вдруг Витя выхватил у Тани мяч и крикнул: «Хватит тебе бросать, я тоже хочу поиграть с мячом!» Таня заплакала. Тогда Андрей сбегал домой и принёс воздушный шар. Андрей протянул красивый, блестящий воздушный шарик Тане и сказал: «Возьми, Таня, не плачь!»
------------------------------------------------------------- ЗАНЯТИЕ № 21 Тема СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картинке. Ход занятия. Взрослый показывает сюжетную картинку; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы. ВОПРОСЫ К СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Когда это было? — Где это случилось? — С кем Оля пошла в лес? — За чем Оля пошла в лес? — Что случилось с Олиной собакой? — Как она поранила лапку? — Почему собака заскулила? — Что расплела Оля? — Чем она забинтовала лапку собаке? — Как поступила Оля? — Для чего Оля забинтовала лапку? Разбираются варианты ответов. Ребенок может пофантазировать. УПРАЖНЕНИЕ Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|