В виде серии сюжетных картин
Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения. Ход занятия. Взрослый выставляет перед детьми серию сюжетных картин о девочке, в доме которой жили попугай Петруша и кот Мурзик. Объяснение содержания картинок дается в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что — потом и вот что — в самом конце (так как, возможно, это первая серия картин, увиденная некоторыми детьми). Взрослый дает время рассмотреть картинки, после чего предлагает послушать рассказ. РАССКАЗ «ПОПУГАЙ ПЕТРУША» Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла она в комнату и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу-лежит несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша хороший, Петруша хороший!» Подняла Маша голову, а это её любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату! ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Кто жил у Маши в квартире? —- Как звали кота? — Как звали попугая? — Почему попугай вылетел из клетки? — Что увидела Маша, когда вошла в комнату? — Почему Маша решила, что кот съел попугая? — Что лежало рядом с котом? — Откуда взялись перышки? Разбираются варианты ответов. УПРАЖНЕНИЯ 1. Восстановление деформированного предложения Взрослый объясняет, что слова в предложениях перепутались, и просит малыша помочь навести порядок. Клетку Маша закрыть забыла.... Перышки кота около на лежали полу.... Голос Маша услышала громкий.... Сидел на попугай люстре.... Количество слов в деформированном предложении не более пяти.
2. Восстановление по нескольким словам, обозначающим действия, цепочки пред забыла закрыть — пришла — ахнула; испугалась — заплакала — решила; слышит — сидит — кричит. 3. Подбор действий — Что может делать: попугай Петруша? кот Мурзик? девочка Маша? Совместно с ребенком подбирается по 6—8 действий. 4. Восстановление последовательности событий в рассказе и составление предло Взрослый просит ребенка вспомнить, что было раньше, что позже, и составить полные, правильные предложения в нужном порядке. Маша увидела попугая на люстре.— Маша услышала громкий голос. Маша испугалась, что кот съел попугая.— Маша пришла в комнату. Маша подняла голову.— Маша испугалась и заплакала. 5. Подбор определяемых слов Взрослый предлагает ребенку догадаться, к кому из трех героев рассказа относятся слова, обозначающие признаки: говорливый... хитрый... пушистый... заботливая... При трудностях восприятия сложных прилагательных взрослый объясняет их смысл, например: остроклювый — «с острым клювом». Затем взрослый предлагает малышу подобрать по 3—4 слова, характеризующих героев. — Какой кот? попугай? — Какая девочка Маша? 6. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин ЗАНЯТИЕ № 11 ----------------------------------------------------------------- Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ В ВИДЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий. Ход занятия. Взрослый предлагает детям рассмотреть серию сюжетных картин о встрече мальчика в лесу с волками. После того как картинки будут внимательно рассмотрены, читает рассказ.
РАССКАЗ «ПЕТЯ И ВОЛКИ» Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну, Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника. ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ На все вопросы ребенок отвечает полным предложением. Где жил Петя: в городе или в деревне? — Когда это было? — Откуда шёл Петя? — Куда шёл Петя? — Мимо чего шёл Петя? — Где Петя увидел волков? — Заметили волки Петю? — Куда волки побежали? — Куда Петя вскарабкался? — Что он бросил? — Почему? — Как Петя вскарабкался на сосну? — Где сели волки? — Почему они сели под сосной? — Кто проходил мимо? — На чём шёл охотник? — Что у него было с собой? — В кого выстрелил охотник? — Что сделали волки? — Откуда слез Петя? — Что он сказал охотнику? УПРАЖНЕНИЯ 1. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп Петя шёл по опушке леса.— Откуда? — Куда? Петя побежал.— От кого? — Куда? Петя взобрался на сосну.— Как? — Зачем? Петя бросил портфель.— Почему? — Где? Волки сели ждать.— Чего? — Где? — Почему? Охотник шёл на лыжах.— Где? — С чем? Охотник выстрелил.— В кого? — Из чего? Петя слез с дерева.— Когда? — Как? Петя сказал «спасибо».— Кому? — За что? 2. Уточнение понятий: опушка, стремглав, вскарабкался, вскинул. 3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин 4. Пересказ рассказа с изменением времени действия Взрослый предлагает ребенку подумать и рассказать, что изменится в этой истории, если события будут происходить не зимой, а летом (волки летом не такие голодные, как зимой; охотник летом будет без лыж; Петя летом не учится в школе и т.п.). Наглядной опорой и планом рассказа в этом случае также будет служить серия картин. Если ребенок испытывает трудности, взрослый сам рассказывает об изменениях и пересказывает текст в новом варианте. ------------------------------------------------------------ ЗАНЯТИЕ N2 12 Тема ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА
С НАГЛЯДНОЙ ОПОРОЙ В ВИДЕ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН Цели. Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Ход занятия. Взрослый читает рассказ, сопровождая чтение показом серии сюжетных картин о девочке Маше и ее кукле. РАССКАЗ «ПРО ДЕВОЧКУ МАШУ И КУКЛУ НАТАШУ» Девочка Маша сидела на скамейке и читала книжку. Кукла Наташа была рядом. Мимо проходил шалун Миша. У Миши в руках был воздушный шар. Миша захотел посмеяться над Машей. Миша привязал шарик к кукле — и кукла поднялась в воздух. Миша засмеялся, а Машенька расстроилась. Любимая кукла Наташа поднималась всё выше и выше. Вдруг воробей заметил шарик и подлетел к нему. Воробей схватил шарик за ниточку и принёс девочке Маше. ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ Где сидели девочка Маша и кукла Наташа? — Почему Маша не увидела Мишу? — Что было у Миши в руках? — Почему кукла поднялась вверх? — Какая это была шутка — добрая или злая? — Кто принёс куклу девочке Маше? — Кто обрадовался? — Кто расстроился? УПРАЖНЕНИЯ 1. Составление цепочки предложений по начальному предложению и опорным воп Девочка Маша читала книжку. — Где? — С кем? Миша подошёл к кукле.— Как? — С чем? Шарик быстро полетел. — Куда? — С чем? Кукла поднималась. — Куда? — Почему? Воробей принёс куклу Наташу. — В чём? — Кому? Девочка Маша обрадовалась. — Почему? Мальчик Миша расстроился. — Почему?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|