О творческом изменении личности актера в этюде. А относиться к пепельнице, как к лягушке, я могу Р. Четвертая часть. Об управлении свободой и непроизвольностью
ПРИМЕЧАНИЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Илларион Николаевич Певцов. М., 1978. С. 31. 18. Сеченов И, М. Указ. соч. С. 157. 19. Здесь и далее (с. 268—270) приводятся цитаты из книги Т. Л. Щепкиной-Куперник «О М. Н. Ермоловой: Из воспоминаний» (М. '; Л.: ВТО, 1940). С. 58, 59, 61, 76, 77, 80, 84, 103, 118, 127. 20. Илларион Николаевич Певцов. М., 1978. С. 31, 32. 21. «Вечера на хуторе близ Диканьки» // Гоголь Н. В, Собр. соч. в 5 т. М., 1959. Т. 1. С. 16, 17. 22. Кедров М. Хранить наследие Станиславского — это значит развивать его // Сов. искусство. 1950. 30 дек. (№ 92). С. 3. 23. «Работа актера над собой» // Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 т. Т. 2. С. 459. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН Белинский Виссарион Григорьевич (1811 — 1848), критик 20, 548 Быков Константин Михайлович (1886—1959), физиолог 549 Бэкон Френсис (1561—1626), английский философ 14 Вильде Николай Евстафьевич (1832—1896), драматург, переводчик, артист Малого театра (1863—1888) 548 Геллерштейн Соломон Григорьевич (ум. 1967), психолог, доктор биологических наук, профессор института психологии АПН СССР 6—12 Гоголь Николай Васильевич (1809—1852), писатель 361, 370, 549 Гольденвейзер Александр Борисович (1875—1961), пианист, композитор, педагог 381 Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), писатель 478 Григорьев Аполлон Александрович (1822—1864), поэт, критик 20 Дальский Мамонт (Неёлов Мамант Викторович) (1865-1918), актер, с 1890 г. в труппе Александрийского театра 75—78, 549 Джакометти Паоло (1816—1882), итальянский драматург 75, 549 Дузе Элеонора (1858-1924), итальянская артистка 289 Ермолова Мария Николаевна (1853—1928), артистка 20, 21, 37, 104, 447, 450, 455, 548, 549 Ибсен Генрик Иоган (1828-1906), норвежский драматург 478 Коперник Николай (1473—1543), польский астроном 523 Куликов Николай Иванович (1812—1891), актер, режиссер, драматург 20
Леонидов (Вольфензон) Леонид Миронович (1873—1941), артист МХТ 68 Михайловский (псевд. Посторонний) Николай Константинович (1842—1904), критик, публицист 21, 548 Мичурин Иван Владимирович (1855—1935), биолог, селекционер 515 Москвин Иван Михайлович (1874—1946), артист МХТ 68 Мочалов Павел Степанович (1800—1848), артист 5, 20, 22, 46, 313, 478, 548 Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943), режиссер, драматург, педагог, основатель (вместе со Станиславским) Московского Художественного театра 539 Орленев (Орлов) Павел Николаевич (1869—1932), артист 37 Островский Александр Николаевич (1823—1886), драматург 47, 478, 548, 549 Павлов Иван Петрович (1849—1936), физиолог 15, 16, 45, 46, 69, 123, 131, 312, 380, 381, 404, 523, 548 Певцов Илларион Николаевич (1879—1934), артист, с 1925 г. в труппе ленинградского Академического театра драмы 228, 351, 539, 549 Писемский Алексей Феофилактович (1821 — 1881), писатель, драматург 21 Прокофьев Владимир Николаевич, театровед 371 Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837) 381 Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897), художник 147 Садовские — семья актеров Малого театра. Основатель династии — Пров Михайлович Садовский (1818-1872)20 Сальвини Томмазо (1829—1916), итальянский артист 21 Сеченов Иван Михайлович (1829-1905), физиолог 43, 69, 260, 381, 548, 549 Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863—1938), артист, режиссер, основатель (вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко) Московского Художественного театра 3, 8—10, 20, 29-31, 33, 35-39, 41, 50-53, 61, 65-69, 104, 226, 309, 311, 313, 314, 357, 363, 364, 368-371, 374, 379, 436, 437, 447, 496, 514, 515, 539, 548, 549 Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850—1903), артистка 20, 21, 37, 548 Сулержицкий Леопольд (Лев) Антонович (1872—1916), режиссер, педагог, театральный деятель 52 Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817—1903), драматург 487 Тарханов (Москвин) Михаил Михайлович (1877—1948), артист, режиссер, педагог (МХАТ) 68 Толстой Лев Николаевич (1828—1910), писатель 195, 236, 286, 381, 478 Топорков Василий Осипович (1889-1970), артист МХАТ 68
Хмелев Николай Павлович (1901—1945), артист, режиссер (МХАТ) 53 Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935), физик, математик, изобретатель 515 Чехов Антон Павлович (1860-1904), писатель 478 Читау-Кармина Мария Михайловна (1861—? ), артистка Александрийского театра (1878—1900), мемуаристка 20, 548 552 Шекспир Вильям (1564-1616), английский драматург 37 Щепкин Михаил Семенович (1788-1863), артист, педагог 20, 29, 375, 447, 450, 548 Щепкина-Куперник Татьяна Львовна (1874—1952), писательница, поэт, переводчица 549 Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857—1927), артист, режиссер Малого театра 21, 548 СОДЕРЖАНИЕ От составителя............................................. 3 С. Геллерштейн. Наука о творчестве........ 7 ИСКУССТВО ЖИТЬ НА СЦЕНЕ (Из опыта театрального педагога) Предварительные замечания..................... 15 Первая часть. ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ АКТЕРА. ПУТЬ К НЕМУ Глава 1. Первые шаги к овладению искусством переживания актера.................................... 20 Об актерском даровании и о развитии его • Первые попытки создать науку актерского искусства • Два пути к творческому переживанию, указанные Станиславским Глава 2. Новые пути................................... 39 Отход от принципа «элементов» • Процесс творческого переживания и место его в описанных здесь этюдах Глава 3. О свободе в процессе творческого переживания актера.................................... 42 О процессе творческого переживания актера • О свободе и непроизвольности, • Как появился практический подход к свободе творчества • Возможна ли практическая согласованность принципа творческой свободы и принципа императивности • О некоторых особенностях употребляемых здесь приемов преподавания Глава 4. Отношение Станиславского к методу, описанному в этой книге.......................... 65 Вторая часть ПУТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕАКЦИИ Глава 1. Ошибки прошлого и проблески нового 71 Глава 2. Свобода и непроизвольность...... 80 Глава 3. Фантазия актера........................... 89 554 Глава 4. Первые шаги ученика «на сцене» 93 Глава 5. Кое-что о педагогике................... 96 Тактика • Терпение и ответственность Глава 6. Слабость сценических связей актера 102 Выключение • Воображение несуществующих предметов и действий • О развитии способности ощутительно воспринимать воображаемое • Невидение и неслышание на сцене
Глава 7. О начале...................................... 116 Вывих «начала» • О повторении • Верная техника «начала» • Все в этюдах появляется само собой — творчески — заранее придумывать не надо Глава 8. О сценичности и несценичности 143 Интересные и скучные этюды • Еще о несценичности (для театральных педагогов). О длинных паузах и затяжках • «Сурдинка» (затишение) Глава 9. О тексте....................................... 157 Вольное обращение с текстом • Неверное отношение к словам Глава 10. Разнобой................................... '. 166 Глава 11. О значении употребляемых здесь этюдов 171 Какие «элементы», необходимые для творческого состояния на сцене, вырабатывают эти этюды? • Как возникли эти этюды • О творческом перевоплощении в этюде • О творческом изменении личности актера в этюде • О сверхзадаче в этюде • Этюды и практическое усвоение творческого процесса актера • Установка на процесс, а не на результат творчества Третья часть НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ Глава 1. Порог творческого переживания 187 Глава 2. Утверждение актера в творческом состоянии («подсказ»).............................. 196 Техника «подсказа» • Роль «подсказа» в воспитании непроизвольности и свободы на сцене • О тонкости этого приема («подсказа») Глава 3. Роль автоматических движений в воспитании непроизвольности и свободы................... 207 Простота и естественность • Свобода автоматических движений к анархии не поведет 555 Глава 4. Не мешать жить.......................... 222 Глава 5. Небрежность.............................. 236 Небрежность, как путь к творческой свободе • Вредные формы небрежности Глава 6. «Не торопиться»........................ . 241 Глава 7. Наигрыш.................................... . 251 Недоигрыш • Переигрыш • Законный наигрыш Глава 8. Восприятие................................ . 260 Восприятие — источник всех проявлений • Воспитание сценического восприятия • Восприятие происходит само собой, непроизвольно • «Дать» и «брать» • Восприятие под видом «оценки» и «отношения» • Ошибки восприятия Глава 9. Свободная реакция («пусканье») 285
Свободная реакция («пусканье»), как основа актерского сценического поведения • Разнузданность не есть творческое «пусканье», не есть творческая свобода • «Держать линию» или отдаваться ей? • «Пусканье» в «начале» («мальчик с тросточкой») • «Пусканье» на штамп • Особенность самосознания во время творчества («удвоение») • Значение первой реакции • Первая реакция, как источник воображения и веры • О развитии воображения • О вере и наивности • Практические приемы для выработки свободной реакции • Несколько дополнительных мыслей о значении свободы реакции Глава 10. Торможение.............................. 325 Тормоза в жизни • Торможенье процесса творчества • Судорога и спазм, как последствие заторможенности • Некоторые виды торможенья • Скрытые виды торможенья • Затормаживание, входящее в процесс творчества Глава 11. Подталкивание......................... 341 Подталкивание «во времени» и подталкивание «в силе» • Причины «подталкивания» • Дальнейшее развитие ошибки • Красота и убедительность правды • О переучивании • Порог покоя • Некоторые «узаконенные» виды подталкивания • Связь и взаимодействие торможенья и подталкивания Глава 12. Физиологичность..................... 360 Сила и значение физиологических процессов в творчестве • Физиологичность движений • Физическое действие, как один из видов использования 556 физиологических процессов • О связи между действием и восприятием • Теории, подрывающие основу искусства переживания актера Глава 13- Задавание (в школе)................ 383 О художественном зародыше у актера: Появление художественного зародыша роли • Техника обращения с художественным зародышем актера • Несколько слов о творческом зародыше роли у актера • Ошибки в «технике» задавания (главным образом, для специалистов — театральных педагогов) • Пробалтывание слов • Пропусканье слов и коверканье текста • Задавание «конца» — «точки» • Задавание себе слов партнера • Задавание себе затишения («сурдинки» и «интима») • Задавая себе текст — не «играть» • Задавание охлаждения Четвертая часть ОБ УПРАВЛЕНИИ СВОБОДОЙ И НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬЮ I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Глава 1. Влияние обстоятельств 408 С заранее данными обстоятельствами — удобнее и легче • Техника перехода на этюды с заданными обстоятельствами • Изменение этюда от изменения обстоятельств • Изменение обстоятельств от повторения Глава 2. Забывание.................................... 425 Значение забывания • Создание обстоятельств прошлого Глава 3. Конкретность как путь к подлинности восприятия...................... 430 О конкретности вещей и фактов • «Удочка» • Конкретность — путь к личному
Глава 4. Неясность обстоятельств, как побудительная, движущая сила в творчестве актера....... 446 «Знаю» и «не знаю» • Первое чтение • Принцип первого раза П. ОБРАЗ Глава 1. Можно ли жить на сцене лично «от себя»? 457 Можно ли жить на сцене лично «от себя» • Сдвиг в перевоплощение • Можно ли играть лично себя? 557 Глава 2. Виды образа............................... 472 Излюбленный образ • Образ, вызванный текстом • Образ внешний и образ внутренний • Глубина и поверхностность Глава 3. Возникновение, укрепление и развитие образа...................................... 480 Первообраз • Образ есть «бытие» • О технике отдачи себя образу • Как влияет повторение на образ Пятая часть ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ Глава 1. Практические советы преподавателям 498 С чего начинать • Сороконожка г Отношение к ошибкам • Об ученических обманах • О возвращении к первым упражнениям • Упрощенчество • Значение этих школьных принципов и приемов в сценической производственной работе • Ликбез Глава 2. О продвижении вперед............ 514 Взгляд К. С. Станиславского на достижения нашего театрального искусства • Личное «я» в творчестве актера • О необходимости исследования процесса творчества ДОПОЛНЕНИЯ Грубые реакции........... 525 Короткое замыкание • Условия, способствующие появлению грубых и других примитивных реакций • Устойчивость психики и душевное равновесие — необходимое качество для актера «искусства жизни на сцене» • Гармонизующая и укрепляющая сила зрительного зала Заметки и наброски (из архива).............. 536 О работе дома • Об усвоении законов психотехники • О зачетных показах • Необходимость «этюдной техники» в сценической производственной работе актера Примечания.............................................. 548 Указатель имен.......................................... 550 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГИПЕРИОН; Готовится к печати
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|