Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О творческом изменении личности актера в этюде. А относиться к пепельнице, как к лягушке, я могу Р. Четвертая часть. Об управлении свободой и непроизвольностью




ПРИМЕЧАНИЯ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

 

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17. Илларион Николаевич Певцов. М., 1978. С. 31.

18. Сеченов И, М. Указ. соч. С. 157.

19. Здесь и далее (с. 268—270) приводятся цитаты из книги Т. Л. Щепкиной-Куперник «О М. Н. Ермоловой: Из воспоминаний» (М. '; Л.: ВТО, 1940). С. 58, 59, 61, 76, 77, 80, 84, 103, 118, 127.

20. Илларион Николаевич Певцов. М., 1978. С. 31, 32.

21. «Вечера на хуторе близ Диканьки» // Гоголь Н. В, Собр. соч. в 5 т. М., 1959. Т. 1. С. 16, 17.

22. Кедров М. Хранить наследие Станиславского — это значит развивать его // Сов. искусство. 1950. 30 дек. (№ 92). С. 3.

23. «Работа актера над собой» // Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 т. Т. 2. С. 459.


УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Белинский Виссарион Григорьевич (1811 — 1848), критик 20, 548

Быков Константин Михайлович (1886—1959), физиолог 549

Бэкон Френсис (1561—1626), английский философ 14

Вильде Николай Евстафьевич (1832—1896), драматург, переводчик, артист Малого театра (1863—1888) 548

Геллерштейн Соломон Григорьевич (ум. 1967), психолог, доктор биологических наук, профессор института психологии АПН СССР 6—12

Гоголь Николай Васильевич (1809—1852), писатель 361, 370, 549

Гольденвейзер Александр Борисович (1875—1961), пианист, композитор, педагог 381

Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), писатель 478

Григорьев Аполлон Александрович (1822—1864), поэт, критик 20

Дальский Мамонт (Неёлов Мамант Викторович) (1865-1918), актер, с 1890 г. в труппе Александрийского театра 75—78, 549

Джакометти Паоло (1816—1882), итальянский драматург 75, 549

Дузе Элеонора (1858-1924), итальянская артистка 289

Ермолова Мария Николаевна (1853—1928),

артистка 20, 21, 37, 104, 447, 450, 455, 548, 549

Ибсен Генрик Иоган (1828-1906), норвежский драматург 478

Коперник Николай (1473—1543), польский астроном 523

Куликов Николай Иванович (1812—1891), актер, режиссер, драматург 20

Леонидов (Вольфензон) Леонид Миронович (1873—1941), артист МХТ 68

Михайловский (псевд. Посторонний) Николай Константинович (1842—1904), критик, публицист 21, 548

Мичурин Иван Владимирович (1855—1935), биолог, селекционер 515

Москвин Иван Михайлович (1874—1946), артист МХТ 68

Мочалов Павел Степанович (1800—1848), артист 5, 20, 22, 46, 313, 478, 548

Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943), режиссер, драматург, педагог,

основатель (вместе со Станиславским) Московского Художественного театра 539

Орленев (Орлов) Павел Николаевич (1869—1932), артист 37

Островский Александр Николаевич (1823—1886), драматург 47, 478, 548, 549

Павлов Иван Петрович (1849—1936),

физиолог 15, 16, 45, 46, 69, 123, 131, 312, 380, 381, 404, 523, 548

Певцов Илларион Николаевич (1879—1934), артист, с 1925 г. в труппе ленинградского Академического театра драмы 228, 351, 539, 549

Писемский Алексей Феофилактович (1821 — 1881), писатель, драматург 21

Прокофьев Владимир Николаевич, театровед 371

Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837) 381

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830—1897), художник 147

Садовские — семья актеров Малого театра.

Основатель династии — Пров Михайлович Садовский (1818-1872)20

Сальвини Томмазо (1829—1916), итальянский артист 21

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905), физиолог 43, 69, 260, 381, 548, 549

Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863—1938), артист, режиссер, основатель (вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко) Московского Художественного театра 3, 8—10, 20, 29-31, 33, 35-39, 41, 50-53, 61, 65-69, 104, 226, 309, 311, 313, 314, 357, 363, 364, 368-371, 374, 379, 436, 437, 447, 496, 514, 515, 539, 548, 549

Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850—1903), артистка 20, 21, 37, 548

Сулержицкий Леопольд (Лев) Антонович (1872—1916), режиссер, педагог, театральный деятель 52

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817—1903), драматург 487

Тарханов (Москвин) Михаил Михайлович (1877—1948), артист, режиссер, педагог (МХАТ) 68

Толстой Лев Николаевич (1828—1910), писатель 195, 236, 286, 381, 478

Топорков Василий Осипович (1889-1970), артист МХАТ 68

Хмелев Николай Павлович (1901—1945), артист, режиссер (МХАТ) 53

Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935), физик, математик, изобретатель 515

Чехов Антон Павлович (1860-1904), писатель 478

Читау-Кармина Мария Михайловна (1861—? ),

артистка Александрийского театра (1878—1900), мемуаристка 20, 548

552

Шекспир Вильям (1564-1616), английский драматург 37

Щепкин Михаил Семенович (1788-1863), артист, педагог 20, 29, 375, 447, 450, 548

Щепкина-Куперник Татьяна Львовна (1874—1952), писательница, поэт, переводчица 549

Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857—1927), артист, режиссер Малого театра 21, 548

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя............................................. 3

С. Геллерштейн. Наука о творчестве........ 7

ИСКУССТВО ЖИТЬ НА СЦЕНЕ (Из опыта театрального педагога)

Предварительные замечания..................... 15

Первая часть.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ

АКТЕРА. ПУТЬ К НЕМУ

Глава 1. Первые шаги к овладению искусством

переживания актера.................................... 20

Об актерском даровании и о развитии его • Первые попытки создать науку актерского искусства • Два пути к творческому переживанию, указанные Станиславским

Глава 2. Новые пути................................... 39

Отход от принципа «элементов» • Процесс творческого переживания и место его в описанных здесь этюдах

Глава 3. О свободе в процессе творческого

переживания актера.................................... 42

О процессе творческого переживания актера • О свободе и непроизвольности, • Как появился практический подход к свободе творчества • Возможна ли практическая согласованность принципа творческой свободы и принципа императивности • О некоторых особенностях употребляемых здесь приемов преподавания

Глава 4. Отношение Станиславского к методу,

описанному в этой книге.......................... 65

Вторая часть ПУТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕАКЦИИ

Глава 1. Ошибки прошлого и проблески нового 71

Глава 2. Свобода и непроизвольность...... 80

Глава 3. Фантазия актера........................... 89

554

Глава 4. Первые шаги ученика «на сцене»       93

Глава 5. Кое-что о педагогике................... 96

Тактика • Терпение и ответственность

Глава 6. Слабость сценических связей актера  102

Выключение • Воображение несуществующих предметов и действий • О развитии способности ощутительно воспринимать воображаемое • Невидение и неслышание на сцене

Глава 7. О начале...................................... 116

Вывих «начала» • О повторении • Верная техника «начала» • Все в этюдах появляется само собой — творчески — заранее придумывать не надо

Глава 8. О сценичности и несценичности         143

Интересные и скучные этюды • Еще о несценичности (для театральных педагогов). О длинных паузах и затяжках • «Сурдинка» (затишение)

Глава 9. О тексте....................................... 157

Вольное обращение с текстом • Неверное отношение к словам

Глава 10. Разнобой................................... '. 166

Глава 11. О значении употребляемых здесь этюдов    171

Какие «элементы», необходимые для творческого состояния на сцене, вырабатывают эти этюды? • Как возникли эти этюды • О творческом перевоплощении в этюде • О творческом изменении личности актера в этюде • О сверхзадаче в этюде • Этюды и практическое усвоение творческого процесса актера • Установка на процесс, а не на результат творчества

Третья часть НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ

Глава 1. Порог творческого переживания 187

Глава 2. Утверждение актера в творческом

состоянии («подсказ»).............................. 196

Техника «подсказа» • Роль «подсказа» в воспитании непроизвольности и свободы на сцене • О тонкости этого приема («подсказа»)

Глава 3. Роль автоматических движений в воспитании

непроизвольности и свободы................... 207

Простота и естественность • Свобода автоматических движений к анархии не поведет

555

Глава 4. Не мешать жить.......................... 222

Глава 5. Небрежность..............................  236

Небрежность, как путь к творческой свободе • Вредные формы небрежности

Глава 6. «Не торопиться»........................ . 241

Глава 7. Наигрыш.................................... . 251

Недоигрыш • Переигрыш • Законный наигрыш

Глава 8. Восприятие................................ . 260

Восприятие — источник всех проявлений • Воспитание сценического восприятия • Восприятие происходит само собой, непроизвольно • «Дать» и «брать» • Восприятие под видом «оценки» и «отношения» • Ошибки восприятия

Глава 9. Свободная реакция («пусканье») 285

Свободная реакция («пусканье»), как основа актерского сценического поведения • Разнузданность не есть творческое «пусканье», не есть творческая свобода • «Держать линию» или отдаваться ей? • «Пусканье» в «начале» («мальчик с тросточкой») • «Пусканье» на штамп • Особенность самосознания во время творчества («удвоение») • Значение первой реакции • Первая реакция, как источник воображения и веры • О развитии воображения • О вере и наивности • Практические приемы для выработки свободной реакции • Несколько дополнительных мыслей о значении свободы реакции

Глава 10. Торможение.............................. 325

Тормоза в жизни • Торможенье процесса творчества • Судорога и спазм, как последствие заторможенности • Некоторые виды торможенья • Скрытые виды торможенья • Затормаживание, входящее в процесс творчества

Глава 11. Подталкивание......................... 341

Подталкивание «во времени» и подталкивание «в силе» • Причины «подталкивания» • Дальнейшее развитие ошибки • Красота и убедительность правды • О переучивании • Порог покоя • Некоторые «узаконенные» виды подталкивания • Связь и взаимодействие торможенья и подталкивания

Глава 12. Физиологичность..................... 360

Сила и значение физиологических процессов в творчестве • Физиологичность движений • Физическое действие, как один из видов использования

556

физиологических процессов • О связи между действием и восприятием • Теории, подрывающие основу искусства переживания актера

Глава 13- Задавание (в школе)................  383

О художественном зародыше у актера: Появление художественного зародыша роли • Техника обращения с художественным зародышем актера • Несколько слов о творческом зародыше роли у актера

• Ошибки в «технике» задавания (главным образом, для специалистов — театральных педагогов)

• Пробалтывание слов • Пропусканье слов и коверканье текста • Задавание «конца» — «точки» • Задавание себе слов партнера • Задавание себе затишения («сурдинки» и «интима») • Задавая себе текст — не «играть» • Задавание охлаждения

Четвертая часть

ОБ УПРАВЛЕНИИ СВОБОДОЙ

И НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬЮ

I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА Глава 1. Влияние обстоятельств       408

С заранее данными обстоятельствами — удобнее и легче • Техника перехода на этюды с заданными обстоятельствами • Изменение этюда от изменения обстоятельств • Изменение обстоятельств от повторения

Глава 2. Забывание.................................... 425

Значение забывания • Создание обстоятельств прошлого

Глава 3. Конкретность как путь

к подлинности восприятия...................... 430

О конкретности вещей и фактов • «Удочка» • Конкретность — путь к личному

Глава 4. Неясность обстоятельств, как побудительная,

движущая сила в творчестве актера.......  446

«Знаю» и «не знаю» • Первое чтение • Принцип первого раза

П. ОБРАЗ Глава 1. Можно ли жить на сцене лично «от себя»? 457

Можно ли жить на сцене лично «от себя» • Сдвиг в перевоплощение • Можно ли играть лично себя?

557

Глава 2. Виды образа............................... 472

Излюбленный образ • Образ, вызванный текстом • Образ внешний и образ внутренний • Глубина и поверхностность

Глава 3. Возникновение, укрепление

и развитие образа...................................... 480

Первообраз • Образ есть «бытие» • О технике отдачи себя образу • Как влияет повторение на образ

Пятая часть ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Глава 1. Практические советы преподавателям  498

С чего начинать • Сороконожка г Отношение к ошибкам • Об ученических обманах • О возвращении к первым упражнениям • Упрощенчество • Значение этих школьных принципов и приемов в сценической производственной работе • Ликбез

Глава 2. О продвижении вперед............  514

Взгляд К. С. Станиславского на достижения нашего театрального искусства • Личное «я» в творчестве актера • О необходимости исследования процесса творчества

ДОПОЛНЕНИЯ Грубые реакции........... 525

Короткое замыкание • Условия, способствующие появлению грубых и других примитивных реакций

•      Устойчивость психики и душевное равновесие — необходимое качество для актера «искусства жизни на сцене» • Гармонизующая и укрепляющая сила зрительного зала

Заметки и наброски (из архива).............. 536

О работе дома • Об усвоении законов психотехники

•      О зачетных показах • Необходимость «этюдной техники» в сценической производственной работе актера

Примечания..............................................  548

Указатель имен.......................................... 550

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГИПЕРИОН;

Готовится к печати

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...