Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Территориальные основы местного самоуправления




Территории муниципальных образований

Формирование и состав территории муниципального образования, границы его территорий, порядок их установления и изменения являются территориальной основой местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - основной показатель в территориальной основе местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. местное самоуправление осуществляется в городах, поселках, станицах, районах (уездах), сельских округах (волостях, сельсоветах). У субъектов Российской Федерации есть право устанавливать иные административно-территориальные единицы, в которых может осуществляться местное самоуправление.

Расширение, уменьшение и иные преобразования с территорией муниципального образования возможны только с учетом мнения населения, проживающего в данном муниципальном образовании. Порядок учета мнения населения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

С 2006 г. местное самоуправление будет осуществляться на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований будут устанавливаться и изменяться законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 11 - 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.).

Границы муниципальных образований

Установление и изменение границ муниципального образования отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы муниципальных образований будут устанавливаться и изменяться в соответствии со следующими требованиями:

1. территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;

2. территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории, входят в состав муниципальных районов;

3. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

4. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5. в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

6. в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

7. сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения;

8. в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9. на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте;

10. размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

11. границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях;

12. границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;

13. территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;

14. территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15. границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16. границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Сравнительная характеристика городских и сельских муниципальных образований

Сельское Городское
Статус сельского поселения. Не платят коммунальные платежи. Платят налог на землю и за электроэнергию. Статус городского поселения. Платятся коммунальные платежи. Общественный транспорт.
Инженерная инфраструктура децентрализована. Нет единой центральной власти. Инженерная инфраструктура централизована.
Наличие личного подворья. Нет личного подворья.
Характер застройки: малоэтажная, малоквартирная. Характер застройки: многоэтажная, многоквартирная.
Заключенные сделки имеют, как правило, личностный характер и уровень транзакционных издержек низкий. Уровень транзакционных издержек высок. Заключенные сделки осуществляются между малознакомыми людьми.

Городские поселения

Самым крупным городским поселением является город.

1. По размерам:

• До 50 тыс. жителей – малый город

• От 50 до 100 тыс. жителей – средние города

• От 100 тыс. до 250 тыс. жителей – большие города

• 250 тыс. – 1 мил. – крупные города

• Гиганты (Москва (м) 10 562 099;Санкт-Петербург (м) 4 600 310; Новосибирск (м) 1 409 137; Екатеринбург (м) 1 341 264; Нижний Новгород (м) 1 278 803; Казань (м) 1 136 566; Самара (м) 1 135 318; Омск 1 127 700; Челябинск 1 095 900; Ростов-на-Дону 1 048 198; Уфа 1 025 044; Волгоград 1 017 000)

Мегаполис – слияние двух агломерация, сплошная зона промышленной застройки (Например, США: Бостон-Вашингтон; Детройт – Чикаго – Питсбург; Сан-Диего – Сан-Франциско).

Агломерация – поглощение городом своих пригородов (Япония, Токио).

Многофункциональные города:

1. Административный центр, когда в городе сосредоточены административные функции.

2. Транспортный узел или порт. Санкт-Петербург, Владивосток, Архангельск, Дно.

3. Промышленный город. Тихвин, Волхов.

4. Ресурснодобывающие города. Тюмень, Магнитогорск.

5. Агропромышленные города. Моздок. Тихорецк.

6. Наукограды. Новосибирский научный городок.

7. ЗАТО (закрытые административные территориальные образования).

8. Курортные города.

Зонирование города.

1. Функциональное зонирование

· Жилая зона

· Общественно деловая зона

· Рекреационная зона

· Сельскохозяйственная зона

· Специализированная зона

· Инженерная зона

· Транспортная зона

2. Зонирование по правовому принципу

· Плотные застройки

· Этажность

· Формы собственности

· Условия подключения к инженерным сетям

· Требования к инженерной защите и благоустройству.

· Установление сервитутов

3. Зонирование по ценовому принципу.

· Ставки арендной платы

· Цены на земельные участки

· Цена на объекты недвижимости

Признаки города могут быть разделены на субъективные и объективные. Объективные могут быть разделены на внутренние (концентрация населения) и внешние (общий облик города, формируют внешний имидж города).

Субъективные признаки – отношение к определенному городу со стороны каждого жителя. У каждого субъективные признаки свои.

Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений на использование отдельных участков территорий.

Муниципальное образование должно участвовать в правовом зонировании своей территории. Должны решать вопросы местного значения:

1. Интенсивность использования отдельных участков территории.

2. Выделение территориальных границ для земель и зданий различной собственности (городская, муниципальная, частная).

3. Принудительный выкуп недвижимости.

4. Выделение территориальных границ, участков с различными геологическими условиями, режимами инженерной защиты.

Ценовое зонирование осуществляется органами местного самоуправления на основании земельных кадастров и базовых цен. Органы местного самоуправления устанавливают ставки земельного налога. Рынок также влияет на ценовое зонирование территории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...