II. Рождение и воспитание Моисея
II. Рождение и воспитание Моисея
Мириам, еще до появления на свет Моисея, предвидела пророческим даром и говорила отцу: – Моя мать родит сына, который явится спасителем нашего народа. Родился Моисей, и весь дом наполнился сиянием. – Пророчество твое, – сказал Амрам, целуя дочь – исполнилось. Когда же Моисея пришлось спустить в корзине в Нил, мать накинулась с угрозами на дочь, крича: – Где же, дочка, пророчество твое? И Мириам пошла к реке, притаилась и стала наблюдать издали, чем кончится ее пророчество. Когда Моисей был взят дочерью фараона, Мириам, обратившись к ней, сказала: – Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок? Почему именно из евреянок? Потому что ни у одной из кормилиц египтянок младенец не брал груди. Ибо, сказал Господь: – Устам, которым предстоит говорить Именем Моим, не подобает прикасаться к груди идолопоклонницы. Полюбила Моисея дочь фараона, как мать родного сына. Ни на шаг не отпускала она его из дворца, ласкала, лелеяла, красотою его налюбоваться не могла. И кто, бывало, не взглянет на него, не в силах оторвать глаз от лица его. Привязался к ребенку и фараон, ласкал его, забавлял, а Моисей нередко снимал с головы фараона венец и надевал себе на голову. Не по душе была эта забава волхвам, приближенным фараона. В ночь рождения Моисея египетские звездочеты наблюдали появление на небе новой звезды и предсказывали, что родившийся в ту ночь младенец явится избавителем израильского народа. Теперь, видя Моисея забавляющимся таким образом фараоновым венцом, волхвы обратились к повелителю Египта, говоря: – Государь! Предостерегаем тебя от опасности, угрожающей тебе в лице этого ребенка: теперь он забавы ради надевает на себя венец твой. Однако как бы он не оказался тем именно, о котором мы пророчествовали, что он в будущем отнимет вместе с короною и царскую власть у тебя.
И начали уговаривать фараона убить Моисея. Бывший среди них мадиамский жрец Иофор сказал: – По моему мнению, ребенок этот еще не сознает того, что делает. Мы можем это испытать: пусть поставят перед ним блюдо с золотом и раскаленными угольями. Если ребенок потянется к золоту, то это докажет, что он способен действовать сознательно, и в таком случае казните его; если же он протянет руку к угольям, тогда за что же убивать его?
Когда блюдо было принесено, Моисей протянул руку к золоту, но архангел Гавриил оттолкнул руку Моисея и он, схватив уголек, сунул его в рот и обжег язык. С тех пор Моисей и сделался косноязычным. (Шем. – Р., 1)
III. Моисей на работе египетской
«Спустя много времени, когда Моисей вырос, он вышел однажды к братьям своим и увидел тяжкие работы их».
Видел Моисей эти изнурительные работы и говорил: – Горе мне видеть вас, несчастные! Я готов душу мою положить за вас! Нет работы более тяжкой, чем работа над глиной. И Моисей, не разгибая спины, помогал каждому. Не дорожа высоким придворным положением своим, он приходил облегчать работу братьям своим. И сказал Господь: – За то, что ты, пренебрегая личными заботами, ходил соболезновать народу с любовью братской, Я оставлю все и на небе, и на земле и буду говорить с тобою.
По другому толкованию: Моисей, видя, что израильтян заставляют работать без всякого роздыха, обратился к фараону и сказал: – Государь! Каждому рабовладельцу известно, что если не дать рабу один день отдыха в неделю, раб не выдержит и умрет. И этим рабам твоим не выдержать долго, если ты не установишь для них отдыха по одному дню в неделю. – Иди, – ответил фараон, – и сделай так, как ты говоришь.
Пошел Моисей и установил для израильтян празднование субботнего дня.
И он убил египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два еврея ссорятся; и сказал он обидчику: «Зачем ты бьешь ближнего твоего? » А тот сказал: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина? » Моисей испугался и сказал: «Сомнения нет, дело это раскрыто! » Размышляя над судьбою родного народа, Моисей спрашивал себя: «Чем так согрешил этот народ, что отдан в рабство египтянам? » Услыша же слова того израильтянина, Моисей сказал: «Сомнения больше нет, дело это раскрыто – я теперь знаю, за что постигла израильтян тяжелая судьба их: соглядатайство развито среди них, – и достойны ли они быть избавленными от рабской доли своей? »‑ (Шем. – Р., 1)
Восемнадцать лет было Моисею, когда он бежал от мести фараона в землю Ефиопскую, и сорок семь лет прожил он в земле этой. Из Ефиопии Моисей отправился в Мадиам, к Иофору. (Сеф. Гаиаш. )
IV. Моисей у Иофора
Иофор был язычником и служил жрецом при капище. Незадолго до прихода Моисея, сознав ничтожество идолов, он порешил сложить с себя жреческий сан, удалиться от капища и обратиться к служению Истинному Богу. Созвал он жителей того города и, обратившись к ним, сказал: – Я долгие годы служил у вас жрецом. Но я состарился, и вот, я прошу вас: изберите себе другого жреца вместо меня. С этими словами он вынес и передал им все жреческие принадлежности, бывшие при нем. Отказ от жреческого сана был неслыханным делом в те времена, и, возмущенные поступком Иофора, сограждане объявили его отступником и предали строжайшему отлучению: никто не должен был исполнять для него никакой работы и вообще приходить с ним в малейшее общение. В числе других ушли от него и пастухи, пасшие его овец. Дочерям его, которых было семеро, пришлось самим ходить за стадами. Но пастухи отгоняли их от колодца и не давали наполнять корыта, чтобы напоить овец. При одном из таких случаев появился Моисей, заступился за них, начерпал воды и напоил овец их. На вопрос Иофора (он же Рагуил): «Что вы так скоро пришли сегодня с пастбища? » – дочери его ответили:
– Какой‑ то египтянин защитил нас от пастухов и помог нам напоить овец наших. Моисей был тогда в египетской одежде, и дочери Иофора приняли его за египтянина. Иными толкователями слова: «Какой‑ то египтянин» пояснялись такой притчей:
«Одного человека ужалила змея. Побежал он к реке и бросился в воду, а в том месте увидел тонущего ребенка и спас его от смерти. Ребенок начал благодарить своего спасителя, но тот сказал: «Дитя, не я тебя спас, а спасла тебя змея. Ибо, не укуси она меня, я не побежал бы к реке и не помог бы тебе выбраться из омута». Так и Моисей, когда дочери Иофора начали благодарить его, сказал: – Благодарите не меня, а того египтянина, из‑ за которого я должен был бежать сюда. (Шем. – Р., 1; Танх. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|