V. Кровавая ванна. VI. Пастырь Божьего стада. VII. Несгораемый куст. VIII. Посох Моисея. IX. Старейшины. X. Моисей и Аарон у фараона
V. Кровавая ванна
«И стонали сыны Израилевы от работы и вопияли».
Но ужаснее работы было другое: фараон, и без того близкий к смерти, заболел проказою, а волхвы посоветовали ему, как лучшее лечение, ванны из теплой детской крови, по две ванны в день. Для этой цели закалывали еврейских детей по два раза ежедневно – утром сто пятьдесят и сто пятьдесят вечером. (Шем. – Р., 1 )
VI. Пастырь Божьего стада
«Моисей пас овец у Иофора».
Однажды убежал из стада козленок. Моисей побежал за ним и догнал его в ущелье, у источника, из которого козленок с жадностью пил. – Бедняжка, – сказал Моисей, – тебя мучила жажда, а я об этом и не подумал. А как ты устал теперь! Дав козленку напиться, он положил его себе на плечо и понес к стаду.
В это время раздался Голос: – Тот, в ком столько любви и сострадания к стаду овечьему, достоин стать пастырем стада Божьего. (Шем. – Р., 2)
VII. Несгораемый куст
Однажды, когда Моисей провел стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву, он увидел: горит куст терновый, горит и не сгорает. И услышал Моисей голос Господа, звучащий из пламени: – Если сердце твое этого не говорит тебе, то пусть скажет этот куст колючего терновника: «Я, Господь, скорблю скорбью народа и соболезную горькой участи его. И как не в силах пламя испепелить этот куст, так Египту не сокрушить Израиля». На вопрос одного язычника: для чего Бог явился Моисею из куста терновника, р. Иегошуа бен Карха сказал: – Для того чтоб люди знали, что нет того места, на котором не почил бы дух Господень, не исключая и терновника.
И ради того еще Господь явился Моисею в кусте горящем и несгораемом, что Моисей носил в душе страх за судьбу народа, которому, думал он, предстоит неизбежная гибель в рабстве египетском. Господь, показав ему огонь пламенеющий и куст несгораемый, сказал:
– Подобно тому, как пламя это не в силах испепелить куст, так не в силах египтяне истребить народ израильский. (Там же )
VIII. Посох Моисея
Посох этот, предуготованный в сумерки шестого дня творения, был дан Господом Адаму в раю, от Адама перешел к Еноху, от Еноха к Симу, потом переходил по наследству к Аврааму, к Исааку, к Иакову и, наконец, к Иосифу. После смерти Иосифа посох был взят фараоном к себе. Иофор, бывший одним из волхвов египетских, смутно чувствуя чудесную силу этого посоха, выпросил его у фараона и посадил среди деревьев в своем саду. Однако невидимая рука не давала ему подойти близко к посоху. Когда явился Моисей, увидел посох и прочитал начертанные на нем письмена, он протянул руку и беспрепятственно взял его себе. Видя это, Иофор понял, что Моисею суждено освободить народ Израильский, и дал ему в жены дочь свою Сепфору. (П. д. Ел. )
IX. Старейшины
К фараону пришли Моисей с Аароном. Куда же девались старейшины Израильские, которых Моисею велено было Богом взять с собою к фараону? Старейшины эти вначале отправились вместе с Моисеем, но по дороге стали отставать один за другим, пока не осталось никого из них, а пред фараоном предстали только двое – Моисей и Аарон. Вспомнил об этом Господь в тот час, когда Моисей был призван взойти на Синай. И старейшинам сказано было: – Оставайтесь внизу, у подножия горы: тот, кто в страхе отступил перед фараоном, не достоин всходить на эту святую гору. (Шем. – Р., 5 )
X. Моисей и Аарон у фараона
Предание от р. Хии бар Аба. В тот день, когда Моисей и Аарон явились к фараону, у повелителя Египта был назначен прием властителей разных стран. Цари восточных и западных стран покорно возлагали на голову фараона свои короны. В это время фараону доложили о приходе каких‑ то двух старцев.
Во дворце было четыреста входов; у каждого входа содержались на страже хищные звери – львы, медведи и др., которые не давали переступить порога, прежде чем один из волхвов не произнесет заклинания.
При приближении же Моисея и Аарона, все эти звери, увидя в руке Моисея посох с начертанным на нем Шем‑ Гамфораш, покинули сторожевые места свои и последовали за обоими старцами, ласкаясь и лижа им ноги, пока те не достигли приемного зала.
При появлении Моисея и Аарона все были ослеплены неземным видом их: могучие как кедры ливанские, стояли эти два человека; ярким звездам подобны были очи их; как гроздья финиковой пальмы широко на груди раскинулись бороды; солнечным блеском лучились их лица, а посох Моисея казался выточенным из сапфира. Гордо и пламенно зазвучали их голоса. Трепет благоговения и восторга охватил всех. Цари с глубокими поклонами положили к ногам их свои короны. Первым пришел в себя фараон и начал пытливо вглядываться в их лица. «Кто эти люди, – спрашивал он себя, – если они цари, то почему не увенчивают меня, подобно другим, своими коронами? Если они послы, то почему не подают своих верительных посланий? Но эти люди даже не приветствуют меня в установленном порядке». – Кто вы? – спросил фараон. – Мы послы Господа нашего, благословенно имя Его. – Зачем вы явились ко мне? – Мы пришли возвестить тебе: «Освободи народ Мой», – так говорит Бог Израилев. – Кто он такой, – гневно воскликнул фараон, – кто он этот Бог, который не нашел нужным даже корону прислать мне, и почему я обязан исполнять повеления Его? Не знаю я этого Бога, и народа вашего я не отпущу на волю. Впрочем, – продолжал он, – погодите. – Принести сюда, – приказал он, – «список богов». И, взяв этот список, начал читать: «Бог Мофвитян. Бог Аммонитян. Бог Сидона» и т. д. – Вот видите, а вашего Бога тут нет. По этому поводу раби Леви говорил: – Припоминаю притчу про священника и его слугу. Отправился священник в далекий путь, а слуга его, человек невежественный и глупый, пришел искать его на кладбище. Ходит по кладбищу и кричит: «Не видали ли моего господина? » – «А кто господин твой? » – спрашивают его. – «Священник такой‑ то». – «Ну, и глуп же ты! – смеются люди, – священника ты ищешь на кладбище?! »
Этими же словами могли бы ответить фараону и Моисей с Аароном: «Глупец! Место ли живому среди мертвых? Боги, имена которых ты сейчас называл – истуканы бездушные, а наш Бог – Бог живой, и вечно царство Его».
– Скажите мне, по крайней мере, – продолжал фараон, – что он, ваш Бог, юноша или старик? Сколько лет ему от роду? Много ли царств он завоевал, много ли городов покорил? – Силою и могуществом Господа нашего полна вселенная, – отвечали Моисей и Аарон. – Он был до сотворения мира, есть и будет вечно. Он же и тебя сотворил и дал тебе жизнь. – А какие он подвиги совершил? – Подвиги! Он небеса распростер и основал землю, огонь пламенеющий высекает голос Его, горы разселивает, скалы дробит. Лук его – огонь, пламя – стрелы Его. Факелом пылает копье Его. Щит Его – облака; молния – меч Его. Он создает холмы и горы, небо тучами покрывает, ниспосылает дожди и росы и злаки растит; творит жизнь в чреве материнском; низвергает царей и венчает царей… – Ложь все это, – сказал фараон, – владыка мира – я. Я сотворил сам себя, и Нил создан мною. Не знаю я Бога вашего и слушаться его не желаю! (Шем. – Р., 5; Танх.; Иалк.; Сеф. Гаиаш. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|