В пустыне. I. Манна. II. Амалик. III. Дарование Завета
В пустыне
I. Манна
В Писании манна уподобляется хлебу, елею, меду. Раби Иосия бераби[23] Ханина пояснял: – Манна была: для отрока – хлебом, для старца – елеем, для младенца – медом, и каждым усваивалась сообразно потребностям его возраста. (Иома, 75 )
Обогретая солнцем, манна таяла и уходила потоками в море. Приходили серны, олени, лани и другие животные и пили из этих потоков. Ловившие эту дичь иноплеменники ощущали в мясе ее вкус манны и говорили: – Блажен народ, которому ниспослано это! (Мех.; Танх. )
Раби Иосия учил: – Подобно тому, как пророк открывал людям все сокровенное от человеческих взоров, манна разоблачала перед народом всякую попытку скрыть истину. Так, например: двое приходят к Моисею судиться; один говорит: «Этот человек присвоил себе моего раба», а другой возражает: «Я раба у него купил». «Завтра утром[24] я рассужу вас», – отвечает Моисей. На завтра и было видно: если омер на долю раба оказывался у первого из тяжущихся, это свидетельствовало, что вторым из них раб был воровски присвоен, а если лишний омер находили у второго, то этим устанавливалось, что раб был им куплен. (Иома, 75 )
II. Амалик
«Есть ли Господь среди нас или нет? » – говорили, искушая Господа, израильтяне в Массе‑ и‑ Мериве. – «И пришел Амалик»…
Израильтяне подобны были тому ребенку, о котором притча гласит:
«Посадил отец своего сына себе на плечи и пошел ходить по базару. Заметит ребенок ту или другую вещь и говорит: «Купи мне это, отец! » Тот и покупает. Раз, другой, третий, – увидел ребенок товарища своего и вдруг спрашивает: «А не знаешь ли ты, где мой отец? » – «Глупец! – отозвался отец, – сидишь у меня на плечах, я покупаю для тебя все, чего ты ни пожелаешь, и ты же у первого встречного спрашиваешь: «Не видал ли моего отца? » – Взял и сбросил сына с плеч своих; подбежала собака и укусила ребенка».
Так и народ Израильский: по выходе из Египта, Облака Величия окружили его; стал хлеба просить, – Господь манной дождить начал; мяса требовать стал – Господь перепелов послал ему; все потребности его удовлетворялись. И этот народ начал роптать, говоря: «Есть ли Господь среди нас, или нет? » И вот сказал Господь: – Клянусь, вы это узнаете: вот, придет собака и искусает вас! Этой собакою был Амалик.
Раби Леви, со слов раби Симеона бен Халафты, говорил: – Подобно мухе, которая норовит усесться на гнойнике, Амалик чутко следил за Израилем.
«Помни как поступил с тобою Амалик на пути когда вы вышли из Египта».
Имя Амалик служило для Израиля предостережением, как плетка для наказанного ребенка. Притча раби Леви: Был у одного человека виноградник. Окружил он его изгородью и посадил на цепь злейшего пса. Пришел сын хозяина и сломал изгородь: собака его и искусала. – Помнишь, сын мой, как ты искусан был? – говорил потом хозяин виноградника каждый раз, когда он желал напомнить сыну о сломанной им изгороди. Именем Амалик Господь напоминал Израилю грехи его в пустыне. (Танх. – Гак. )
«Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль (в битве с амаликитянами)». Но разве Моисей собственноручно участвовал в бою и мог личными действиями способствовать победе израильтян? Приведенный стих служит указанием, что до тех пор, пока израильтяне устремляли взоры свои к небесным высотам и сердцами своими покорялись Отцу Небесному, они побеждали, а когда переставали делать это – терпели поражение. (Р. – Гаш., 29 )
III. Дарование Завета
Притча раби Исаака: Заболел у царя сын. И едва стал оправляться от болезни, пришел его наставник и говорит:
– Пора царевичу отправиться в школу. – Нет, – отвечал царь, – дадим ему сперва окончательно оправиться, укрепить свои силы, а затем – приняться за учение. Так и Господь сделал. – Народу, – сказал он, – измученному рабством, надо дать сперва укрепить силы свои, окрепнуть духом и телом на свободе, а затем дать ему Закон. (Эха‑ Р. )
Притча раби Иегуды бераби Симон: Некто, имея сад, насаженный аллеями смоковниц, яблоней и гранатовых деревьев, сдал его арендатору. Придя туда через некоторое время, он нашел сад совершенно запущенным, заросшим терновником. Позвал он людей, чтоб вырубить терновник; но в это время среди колючих зарослей заметил пышно‑ цветущую розу, издававшую упоительное благоухание. И он сказал: «Ради одной этой розы я готов оставить все в этом саду нетронутым».
На двадцать шестом поколении после миротворения, воззрел Творец на мир и нашел его наводненным грехом и пороком; то же было и в эпоху Потопа, и в эпоху «Разсеяния». Заросшему терновником саду подобен был мир. Но в этом мире, как роза в заглохшем саду, расцвел Израиль в тот час, когда ему дан был Завет на Синае. И когда зазвучал народный голос: «Будем исполнять и слушать», Господь сказал: – Розы ради пощажу Я вертоград. Ради Торы и Израиля сохраню миру бытие его. (Ваик. – Р., 23 )
«Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от годы Фарана и шел с тьмами святых; одесную Его огнь Закона». Когда у Предвечного возникла мысль даровать людям Завет Свой, Он предложил Тору сначала потомкам Исава. – А что написано там? – спросили потомки Исава. – Не убивай. – Вся жизнь людей рода нашего основана на убийстве, по пророчеству предка нашего: «Ты будешь жить мечем твоим». Мы не можем принять Твою Тору. Предлагал Господь Тору потомкам Измаила. – А о чем заповедано в ней, – спросили потомки Измаила. – Не кради. – Только кражею и грабежом мы и существуем, как сказано о нас: «Дикий осел – между людьми; руки его на всех, и руки всех на него». Нет, мы не можем принять Завет Твой. Обратился Господь к Израилю. – Будем исполнять и слушать! – был ответ. (Песик. – Р., 21 )
Рав Симай учил:
– Когда народ Израильский сказал: «Будем исполнять и слушать», – прежде всего исполнять, а слушать[25] потом, – явилось шестьсот тысяч Ангелов Служения и каждого израильтянина двумя венцами увенчали: одним – за «будем слушать» и другим – за «будем исполнять». А когда народ Израильский впал в грех, сошло дважды шестьсот тысяч ангелов‑ истребителей и сняли венцы с них. О том и гласит стих Писания: «Сняли с себя сыны Израилевы украшения, воспринятые ими у горы Хорива». (Шаб., 8)
Раби Иоханан учил: – В тот час, когда раздалось Слово Божие с вершин Синая, все в мире притаилось: птенчик не чиркнет, птица не порхнет, вол не замычит, море не шевельнется; остановились колеса Небесной Колесницы; замерло «свят! » на устах серафимовых. Вся вселенная недвижно и безмолвно слушала глас нагорный: «Я – Господь, Бог твой! » (Шем. – Р., 29 )
«Я – Господь Бог твой».
Богатырем‑ воином являлся Господь на Чермном море, начертателем Завета и учителем Истины – на Синае, юношей в дни Соломона, а в дни Даниила – старцем, исполненным благоволения и милости. И Господь сказал: «Даром что вы видели Меня в разных образах, – но и на Чермном море, и на вершинах Синая, и всюду, и всегда, Я был и есмь «Господь – Бог ваш». (Танх. – Гак. )
Слова раби Иегошуи бен Леви: – От каждого слова, исходившего из уст Господних, мир наполнялся благоуханием. Слово следовало за словом, и волны благоухания сменяли одна другую. (Шаб., 8 ) Раби Иосия бар Занина говорил: – Подобно тому, как манна казалась вкусом своим отроку – хлебом, старцу – медом, младенцу – молоком, больному легким и сладким печением, так и глас Всевышнего воспринимался старцами, отроками, детьми и женщинами – каждым по свойствам своего возраста и природы своей. (Шем. – Р., 5)
Изумителен и дивен был голос Господень. Не знали внимавшие ему, в которую сторону лицо свое обратить: с Востока и с Запада, от Полуденной и Полночной стороны звучал голос этот; то раздастся от лазури небесной, то от лона земли зазвучит. Слова Господни падали подобно ударам кузнеца по наковальне, каменотеса по глыбе гранитной: от каждого удара искры во все стороны разлетаются, от каждого удара градом осколки сыплются. Так и слово Божие: одновременно на семь разных ладов звучало оно и слышно было одновременно же на всех семидесяти языках и наречиях, дабы слушали и уразумели все народы земли. (Танх. Гак. )
Великий страх пал на царей в чертогах их. И приходили они к Валааму и спрашивали: «Что значит этот великий шум? Не потоп ли идет на землю? » – Нет, – отвечал Валаам, – давно уже поклялся Господь не приводить более потопа на землю. – Может быть, – продолжали они спрашивать, – Он говорил только о водяном потопе, а ниспошлет ныне потоп огненный? – Никакого потопа, поклялся Господь, более не будет. – Что же означает этот небывалый доныне шум, который мы слышим? – Дар бесценный, – отвечал Валаам, – заключен в сокровищницах Господних. Девять сот семьдесят четыре века до сотворения мира хранил Господь дар этот и ныне вознамерился Он передать его сынам своим. – Могучую силу дарует Господь народу Своему, – заключил речь свою Валаам. (Зеб., 116 )
Когда Моисей взошел на небо, вопросили ангелы: – Господи! Место ли среди нас женщиной рожденному? – Тору восприять явился он, – отвечал Господь. – И сокровище, столько веков до сотворения мира лелеемое Тобою, Ты отдаешь смертному? Господи! Слава Твоя превыше небес; достоин ли сын человеческий, чтобы такою милостью Ты посетил его? – Моисей! – сказал Господь, – отвечай ты им. – Господи! – воззвал Моисей, – страшусь, не сожгли бы они меня дыханием своим. – Прикоснись рукой к Престолу Моему и отвечай им. И отвечал Моисей ангелам: – Тора, которую господь дарует мне, гласит: «Я – Господь, Бог твой, выведший тебя из земли Египетской». А вы, духи небесные, – нисходили ли вы в Египет? Находились ли вы в рабстве у фараона? Далее, сказано: «Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня». Живете ли вы среди народов языческих? «Не произноси имени Господа всуе», – но разве вы занимаетесь суетными делами людскими? «Помни день субботний». Но вы и в будни не делаете никакой работы, и отдых нужен ли вам? От отца и матери не рожденные – как вы станете исполнять заповедь: «Чти отца своего и матерь свою? » – «Не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», – но разве вы знаете чувство зависти? Разве испытываете соблазны плоти?.. Тотчас же покорились ангелы воле Господней и исполнились приязнью к Моисею. (Шаб., 9 ) Рав Симеон бен Лакиш говорил: – Данный Моисею Завет был начертан черным огнем по белому пламени, запечатан печатью огненной и в покров огненный облачен. Стиль, которым производились письмена, Моисей вытер о свои волосы, и стало исходить сияние от лица его. (Иеруш. Шек., Иалк. )
Раби Иегошуа бен Леви учил: Когда Моисей сошел с Синая, пред лицо Господа явился Сатана и спросил: – Тора, Владыко, где она? – На землю послана Мною, – ответил Господь. Пошел Сатана к Земле и спрашивает: – Где Тора? – Господь установил путь ее, – отвечала Земля. Пошел Сатана к Морю. – Не у меня она, – отвечало Море. К Бездне пошел сатана. – Не во мне они, – отвечала Бездна. Возвратился Сатана к Господу и говорит: – Владыка мира! Я по всей земле искал и не нашел ее. – Иди к бен Амраму, – сказал Господь. Предстал Сатана Моисею и спрашивает: – Тора, данная тебе Господом, где она? Отвечал Моисей: – Что значу я, чтоб мне Господь Тору дал? – Моисей! – раздался голос Господа, – тебе ли неправду говорить? – Господь! – сказал Моисей, – то сокровище, лелеемое Тобою, которым изо дня в день любовался Ты, смею ли я принять как личное достояние свое? Отвечал Господь: – За то, что ты сам умалил достоинство свое, Тора да будет носить имя твое: «Помните Закон Моисея, раба Моего! » (Шаб., 9 )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|