XIV. Гроб Иосифа. XV. Четыре заслуги. XVI. Тройное наказание. XVII. Рабство и свобода. XVIII. Меж двух огней. XIX. Столп облачный
XIV. Гроб Иосифа
Как нашел Моисей место погребения Иосифа? От того поколения в живых осталась Серах, дочь Исара. Пришел к ней Моисей и спросил: – Не известно ли тебе что‑ либо о том, где погребен Иосиф? Серах поведала Моисею следующее: – Египтяне сделали для Иосифа металлический гроб и опустили его на дно Нила, дабы призвать благословение на воды этой реки. И еще потому, что чародеи египетские говорили фараону: «Если ты желаешь, чтоб израильтяне никогда не ушли отсюда, сделай так, чтоб они не могли отыскать гроб Иосифа, ибо Иосиф заклял сынов Израилевых вынести кости его отсюда и взять их с собою в Землю Обетованную. Таким образом, без его останков им невозможно будет уйти из Египта». Пошел Моисей, стал на берегу Нила и громким голосом воззвал: – Иосиф! Иосиф! Настало время, когда Господь избавляет народ свой от рабства, и наступил час для исполнения данной тебе народом клятвы. Воздай же должное Господу: Ты задерживаешь Духа Святого, задерживаешь народ, задерживаешь Покровы Облачные Славы Господней. Если ты сам покажешься из воды – хорошо, если же нет – мы свободны будем от клятвы нашей. Тотчас на воде показались пузырьки, и легко, как тростник, всплыл со дна гроб Иосифа.
Все время странствования Израиля в пустыне гроб Иосифа и Ковчег Завета находились рядом. Прохожие, видя это, спрашивали о значении этих двух хранилищ. Им отвечали: «В одном – останки человека, в другом – Завет Господень». – Но разве подобает находиться мертвецу рядом со святыней Господней. – Тот, кто покоится в этом гробу исполнял все, что написано в Завете этом. (Сот., 13 )
XV. Четыре заслуги
За четыре заслуги перед Господом евреи были освобождены из рабства египетского: за то, что не изменяли своих имен, сохранили родной язык, не разоблачали священных тайн своих и не отменяли обрезания. (Шох. – Т., 114 )
XVI. Тройное наказание
Своим упорством фараон напоминает притчу про наказанного слугу. Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась тухлой. За это хозяин предложил слуге на выбор одно из трех наказаний: съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо же заплатить сто мин[22]. – Съем рыбу, – выбрал слуга. Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно. – Нет, – заявил он, – лучше уж получить сто ударов. На шестидесятом ударе он почувствовал, что больше ему не выдержать. – Остановитесь! – закричал он, – плачу сто мин. Оказалось – он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился. Так и фараон: и карам подвергся, и освободил евреев, и Египет был разорен. (По Танх. Гак. )
XVII. Рабство и свобода
Притча раби Леви. Некто имел участок земли, покрытый кучами мусора, и решил его продать. Купивший эту землю очистил ее от мусора и нашел на том месте родник превосходной воды. Насадил он виноград и гранатовые деревья, остальное место разбил на грядки под ароматические растения; посадки свои подвязал на тычинках; построил тут же башню и приставил к месту надежного сторожа. Прохожие не могли налюбоваться. Случилось побывать там прежнему владельцу. Видя, во что превратилась прежняя пустошь, он воскликнул: «Горе мне! Такое место я продал! Такой благодати я лишился! » Народ израильский, находясь в Египте, представлял собою пустошь, покрытую мусором. Свобода превратила их в вертоград цветущий, и слава их прошла по всему миру, как живой укор прежнему их поработителю, фараону. (Шем. – Р., 20 )
XVIII. Меж двух огней
Голубь, спасаясь от ястреба, залетел в расселину скалы и наткнулся на змею. Что делать голубю? Начал он бить крыльями и стонать из всех сил, дабы услышал хозяин голубятника и поспешил выручить его из беды.
Голубю этому подобны были Израильтяне при бегстве их от фараона: впереди – бездна морская, позади – египтяне. Что было делать им? «И возопили сыны Израилевы к Господу». И избавил их Господь из рук египтян. (Ш. – Гаш. Р. )
XIX. Столп облачный
«И вошел столп облачный в середину между станом египетским и станом сынов Израилевых и был облаком и мраком».
Облаком для Израиля и мраком для египтян. Метали египтяне в израильтян стрелы и камни пращные – и облако, посланное Господом, принимало в себя стрелы и камни, подобно тому, как делает орел, когда птенцам его угрожает опасность. Не в когтях своих, как это делают прочие птицы, опасаясь хищников, выше их летающих, а на крыльях несет он орлят своих. Опасность угрожает орлу только со стороны человека. «Пусть же, – думает орел, – стрела вонзится в меня, но не в птенцов моих». (Мех. )
XX. Суд Божий
В то время, когда вознамерился Господь потопить египтян в море, встал Уза, дух – покровитель Египта, и простерся перед Господом, говоря: – Господи! Милосердием движимый, Ты мир сотворил. Зачем же Ты потопить желаешь детей моих? Тотчас созвал Господь весь сонм небесный и сказал: – Будьте судьями между Мною и Узою, покровителем Египта. Начали духи – покровители различных народов говорить в защиту египтян. Видя это, мигнул архангел Михаил архангелу Гавриилу; тот одним взмахом крыльев порхнул в Египет и, вырвав кирпичную плиту вместе с налипшей на ней глиной и известью, в которых затоптан был труп младенца, предстал пред Господом, говоря: – Праведный Судия! Вот как поступали с порабощенными детьми Твоими. И провозгласил Господь суд Свой над Египтом.
Вознамерились в это время ангелы воспеть хвалу перед Господом. Но Всевышний остановил их, говоря: – Творения рук Моих погибают, а вы хвалу поете предо Мною! (Мид. Авк.; Мег., 10 )
Из проповеди раби Иосии Галилейского. – После перехода через Чермное море начал петь народ хвалу Господу. И что это было за дивное песнопение! Ребенок на коленях у матери, вытянув шею свою, и младенец, оторвав уста от материнской груди, созерцали Славу Господню и пели:
– Вот Господь мой, и я превознесу Его! (Сот, 30 )
Колесницы, на которых выехал фараон в погоню за израильтянами, доспехи всадников и сбруя на лошадях были украшены дорогой отделкой и убраны жемчугом и алмазами. Во время отлива израильтяне толпами приходили на берег и собирали все это, не желая оторваться от богатой добычи. И много усилий стоило Моисею заставить народ двинуться дальше от берегов Чермного моря. (Танх. – Гак. )
«Обрадовался Египет исходу их».
Притча р. Берехии: – Тучный человек ехал верхом на осле. «Ох, – подумывал осел, – скоро ли слезет он с меня? » А всадник в свою очередь кряхтел: «Кончится ли, наконец, эта езда моя? » Когда приехали на место, оба вздохнули свободно. Неизвестно только, кто обрадовался больше – осел или всадник. Надо полагать, все‑ таки, что осел.
Положению осла и всадника его, подобны были египтяне и израильтяне в последние дни перед Исходом: кара за карой сыпались на Египет, и кряхтел он и говорил: «Когда же, наконец, освобожусь я от оседлавшего меня Израиля? » Израильтяне, в свою очередь, нетерпеливо ждали исхода своего из Египта. Исход совершился, и оба они обрадовались ему. А кто обрадовался больше, – на это дает прямой ответ Псалмопевец: «Египет обрадовался исходу их ». (Шох. – Т., 25 )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|