XXV. Дар ясновидения. XXVI. Елдад и Медад. XXVII. Моисей и Иегошуа. XXVIII. Кончина Моисея
XXV. Дар ясновидения
«И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей».
Всем прочим пророкам видения являлись в теневых очертаниях; перед Моисеем же видения возникали в светящихся, отчетливых образах. О первых сказано: «Через пророков проявляю Я подобие Мое»; о Моисее: «Явно, а не в гаданиях образ Господа он видит». Пятьдесят ворот ведут в сокровищницу Разума, и все, за исключением одних, стали доступными для Моисея на Синае, – как сказано: «Немногим Ты умалил его перед Всеведущим». «И возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них» (на старейшин).
Ошибочно было бы думать, что от этого пророческий дар Моисея сколько‑ нибудь умалился. Моисей в то время был подобен светильнику, от которого зажигают другие светильники и свет которого от этого нисколько не уменьшается. (Иеб., 49; Нед., 38; Танх. – Гак. )
XXVI. Елдад и Медад
«Двое из мужей оставались в стане».
Существует такое объяснение: Когда Господь сказал Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых», стал Моисей размышлять: «Как сделать это? Выберу от каждого колена по шести человек, окажется двое лишних; выберу по пяти от колена, не будет доставать десяти; выбрать от одних колен по шести и от других по пяти, я поселю зависть между теми и другими коленами». Что же Моисей сделал? Выбрал от каждого колена по шести человек, взял семьдесят две записки, на семидесяти написал слово «старейшина», а две оставил пустыми. Смешав вместе все семьдесят две записки, положил их в урну и сказал: «Подходите и вынимайте жребий». Тому, кто вынул записку с надписью «старейшина», Моисей говорил: «Небо давно освятило тебя»; тому же, кем вынута была пустая записка, говорил: «Господь не пожелал тебя, что же я могу сделать для тебя? »
Раби Симеон говорил: «Оставались в стане» означает: не выходили из шатров своих. Когда Господь повелел Моисею выбрать семьдесят человек в старейшины, Елдад и Медад сказали: «Недостойны мы такого почета». Тогда сказал Господь: «За то, что вы сами умалили достоинство свое, я прибавлю славы славе вашей». Сказалось же это в том, что прочие пророки временно только проявили дар свой, а Елдад и Медад не переставали пророчествовать. Они же и прорицали: «Моисей умрет, а израильтян в Обетованную Землю введет Иегошуа». (Санг., 17 )
XXVII. Моисей и Иегошуа
«Да поставит Господь, Бог духов для всякой плоти, человека над обществом этим».
Сознавая, что сыновья его не достойны стать после него вождями народными, облачился Учитель наш Моисей и стал с молитвой на устах перед Господом: – Владыка мира! – взывал Моисей, – поведай мне, кому народом предводительствовать? Да поставит Господь, Бог духов, такого вождя, который мог бы управлять «всякой плотью», ибо, Владыка, Тебе ведомо, как различно направление мыслей каждого из них, и я, перед вечной разлукой с ними, молю Тебя, если угодно Тебе поставить над ними вождя, поставь такого человека, который терпеливо руководил бы ими, сообразуясь с особенностями каждого из них. И Господь сказал Моисею: «Возьми себе Иегошую, сына Навина». Посвящая Иегошую в вожди над народом, Моисей говорил ему: – Поручая тебе народ этот, я вверяю тебе не козлищ, но козлят, не овец, но агнцев. «Иди по следам стад и паси козлят твоих подле шатров пастушеских». (Танх. – Гак.; Аб. д. Нат., 17 ) «И дай ему от славы твоей», – от славы, но не всю славу. Старики того поколения говаривали: «Лик Моисея подобен солнцу; лик Иегошуи – что лик луны. Горе и стыд нам, что мы дожили до этого! »… (Б. – Б., 75 )
XXVIII. Кончина Моисея
«И сказал Господь Моисею: вот, приблизились дни твои к смерти».
Про это и гласит сказанное: «хотя бы и возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков – погибнет и он, и видевшие его будут говорить: где он? » О чем говорится в этом стихе, если не о смертном часе? Даже имей человек крылья и летай подобно птице в небе, придет смертный час, сломаются крылья, и он упадет на землю. «Хотя бы возросло до небес величие его». Моисеем это достигнуто было: он всходил на небо, облака попирал ногами. Ангелам Служения уподоблялся, с Господом говорил лицом к лицу и Тору из рук Господних восприял, а пробил час его, Господь сказал ему: «Приблизились дни твои к смерти! » Видя, что приговор над ним скреплен печатью Всевышнего, очертил вокруг себя Моисей тесный круг и, стоя в середине его, воззвал к Господу, говоря: – Владыка мира! Я не тронусь отсюда, пока ты не отменишь приговора Твоего! Возложил на себя Моисей вретище и облекся во вретище, в пепле вывалянное, и дотоле возносил моления и мольбы свои к Господу, пока небо и земля, и весь строй мироздания не пошатнулись при мысли: «не пришло ли Господу желание мир заново перестроить? – Нет, – прозвучал Глас Небесный, – еще не явилось желание у Всевышнего мир перестроить, но – «в Его руке душа всего живущего»[34]. Что в этот час сделал Господь? Провозгласил у каждых ворот каждого из семи небес, чтобы не восприяли молитвы Моисея и не возносили ее пред Ним, потому что приговор над Моисеем уже скреплен Печатью Всевышнего. – Когда же голос молитвы Моисеевой усилился и стал достигать все большей высоты, призвал Господь Ангелов Служения и сказал: «Наискорей сойдите и замкните все Врата Небесные». Ибо, молитва Моисея подобна была мечу, который рубит и рассекает без удержу. В это время Моисей взывал к Господу: – Владыка вселенной! Перед Тобою открыто и Тебе ведомо, сколько труда я положил и сколько скорби я испытал, чтоб народ израильский уверовал в святое имя Твое; сколько скорби я принял, пока не установил среди них Законы и Повеления Твои. Я говорил себе: также, как я в несчастии видел их, я и в счастии их увижу. Теперь же, когда счастье народа близко, Ты говоришь мне: «Ты через Иордан не пройдешь». Ведь свою же Тору ты неправдивою делаешь. В Торе сказано: «В тот же день отдай плату его» (наемнику). Это ли плата моя за сорокалетнюю работу, совершенную мною, чтобы сделать израильтян народом святым и верным Тебе?
– Таков приговор Мой! – ответил Господь. – Господи! – взмолился Моисей, – если Ты решил не вводить меня в Землю Израильскую, оставь меня жить подобно полевым зверям, которые питаются травою, пьют воду и взирают на мир Божий, – как любой из них пусть живет душа моя. – Довольно! – сказал Господь. – Господи! – продолжал Моисей, – если и этого не желаешь Ты, дай мне жить подобно птице, летающей в воздухе по всем четырем сторонам света, каждодневно подбирая пищу свою, а вечером возвращаясь в гнездо свое. Подобно птице любой пусть живет душа моя. – Довольно! – ответил Господь. – Господи! – продолжал Моисей, – если живой я не войду в Обетованную страну, да буду я внесен туда мертвым, также, как будут внесены кости Иосифа туда. Отвечал Господь: – Моисей! Когда Иосиф пришел в Египет, он не выдавал себя за иноплеменника, но заявил, что он израильтянин; ты же, придя в Мидиан, скрыл, что ты израильтянин. Всплыли солнце и месяц с неба в Зебул[35] и сказали: – Владыка! Если Ты суд праведный совершишь над бен Амрамом, мы далее будем светить; если же нет, мы светить не будем. Метнул в них Господь стрелами и копьями, говоря: – Изо дня в день язычники поклоняются вам – и вы продолжаете светить; Моего достоинства вы не отстаиваете, а за достоинство смертного заступаетесь! Видя, что не внимают ему, обратился Моисей к Небу и Земле: – Вымолите милость для меня! Отвечали Небо и Земля: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих, про которых сказано: «Небеса истреплются, как дым, и земля обветшает, как одежда». Обратился Моисей к Солнцу и Луне: – Вымолите милость для меня! Отвечали Солнце и Луна: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих. Ибо сказано: «И побледнеет луна, и устыдится солнце». Стал Моисей Звезды и Планеты просить:
– Вымолите милость для меня! Отвечали Звезды и Планеты: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих. Ибо сказано: «И истлеет все воинство небесное». К Горам и Холмам обратился Моисей: – Вымолите милость для меня! Отвечали Горы и Холмы: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих. Ибо сказано: «И горы сдвинутся, и холмы падут». Пришел Моисей к Морю и просить стал: – Вымоли ты милость для меня! – Бен Амрам, – отвечало Море, – как не похож день нынешний на минувшие дни! Ведь это ты, тот самый бен Амрам, который подошел, ударил посохом по мне – и расступились воды на двенадцать путей, и не мог я противостоять тебе из‑ за Шехины, шествовавшей одесную тебя. А ныне – что приключилось с тобою? Напомнило Море Моисею о прошлых подвигах его, и воскликнул Моисей: – О, если бы я был теперь, как в далекие времена мои! В то время, Море, когда я стоял над тобою, я был царем в мире, теперь я простерт во прахе – и не взирают на меня! К Духу Лика Святого[36] обратился Моисей: – Испроси милость для меня, чтобы не умер я! – Моисей, учитель мой! – отвечал Дух Лика Святого, – к чему усилия эти? Из‑ за Завесы слышал я, что в этом деле не будет услышана молитва твоя. Сомкнул руки свои Моисей над головой своей и рыдал он, и вопил: – К кому же, к кому пойду я о милости молить? Великим гневом преисполнился Предвечный, пока не раздалось из уст Моисея: – Господь, Господь, Бог милосердный и многомилостивый[37]! Тотчас же отошел гнев Святого Духа. И сказал Господь Моисею: – Моисей! Две клятвы произнесены Мною: одна – истребить народ с лица земли, – когда «дело оно»[38] было им совершено; другая клятва – что ты умрешь, не войдя в Обетованную землю. Первую клятву Я отменил, вняв мольбе твоей: «Прости! » Ныне ты вновь желаешь, чтобы Свое Я отменил, а твое исполнил: «Дай мне перейти, – просишь ты, – и увидеть ту землю». Двух крайностей ты требуешь. Нет, одно из двух: желаешь ты, чтоб Я вторую просьбу твою исполнил, откажись от первой просьбы своей; а если ты настаиваешь на первой просьбе, откажись от второй. Услыша это, Моисей воскликнул: – Лучше пусть погибнет Моисей и тысячи ему подобных, нежели поврежден был бы один хотя ноготь у единого из народа! И далее говорил Моисей: – Владыка вселенной! Неужели стопам, которые всходили на небо, лицу, которое восприяло лик Шехины, и рукам, восприявшим Тору из рук Твоих, – неужели им стать достоянием праха? – Так замыслил Я, и таков мировой порядок: у каждого поколения свои наставники, свои представители, свои вожди. Доныне служить предо Мною было твоим уделом, отныне это удел ученика твоего Иегошуи.
– Господи! – сказал Моисей, – если я для того должен умереть, чтобы Иегошуа заменил меня, то я пойду и сделаюсь учеником его. – Если ты желаешь этого, – ответил Господь, – иди и сделай так. Встал Моисей и ранним утром пошел к шатру Иегошуи. Иегошуа сидел, разъясняя законы, а Моисей, поникнув головой и сложив на груди руки, стоял перед ним. В это время глаза Иегошуи смежились, и он не видел Моисея, – дабы, огорченный этим Моисей согласился принять кончину свою. Израильтяне же, между тем, пришли, по обыкновению, к шатру Моисея, чтобы послушать поучения от него, и спрашивали: «Моисей, учитель Наш, – где же он? » – «Ушел, – отвечали им, – к шатру Иегошуи». Пришли израильтяне к шатру Иегошуи, видят – Иегошуа сидит, а Моисей стоит, и спрашивают Иегошуа: «Что это произошло с тобою, что учитель наш Моисея стоит, а ты сидишь? » Поднял глаза Иегошуа и, увидя Моисея, разодрал одежды свои и плача и вопя восклицать стал: «О, учитель, учитель! Отец, отец мой! » Стал народ просить Моисея: «Моисей! Учитель наш! Наставляй нас в Святой Торе! » – «Я на это не имею права, – отвечал Моисей. – Мы не отстанем от тебя! » – продолжал просить народ. Тогда голос нагорный прозвучал: – Учитесь у Иегошуи! И тогда народ подчинился, решив принимать наставление из уст Иегошуи. Первое место занял Иегошуа, Моисей сел по правую руку, а сыновья Аарона по левую руку его. В это время массора Мудрости[39] отнята была от Моисея и дана Иегошуе. Отправились к Скинии Собрания. Моисей шел по левую руку Иегошуи. Вошли в Скинию. Спустился Столп Облачный и отделил их друг от друга. Когда Столп удалился, подошел Моисей к Иегошуе и спросил: – Что говорил тебе Господь? – А когда Господь открывался тебе, знал ли я, что Он говорил тебе?.. – «О, лучше сто смертей, – воскликнул Моисей, – чем единое ощущение зависти!.. Владыка миров! Доныне я молил о жизни, отныне – отдаю Тебе душу мою! » Видя Моисея готовым к смерти, отверз Господь уста Свои, говоря: – Кто же отныне встанет на защиту Израиля в час гнева Моего? Кто охранит на поле брани детей Моих? Кто станет испрашивать милосердия к ним, когда они согрешат предо Мною? В это время явился Мататрон и, простершись перед Господом, сказал: – Властитель мира! Моисей при жизни был Твой и после смерти Твой он. Отвечал Господь притчей: – Был у царя сын, который что ни день – доводил отца до готовности убить его; спасала сына от отцовского гнева мать его. Пришло время – мать умерла. Царь безутешно плакал. – Государь наш, царь! Зачем ты так плачешь? – спрашивали царя слуги его. Отвечал царь: – Не только жену я оплакиваю; плачу о ней и плачу о сыне моем: многократ я в гневе готов был убить его, и каждый раз мать спасала его от руки моей.
– Так и Я; не о Моисее только плачу Я, оплакиваю его и плачу о народе израильском: ибо, сколько раз огорчал Меня народ, вызывая гнев Мой, а Моисей заступался за него – и проходил гнев Мой.
Самаэль, глава злых духов[40], нетерпеливо ждал смертного часа Моисея. – Когда же, – говорил он, – придет, наконец, то мгновение, когда я сойду к умирающему Моисею и приму душу его? Когда, наконец, плакать будет Михаил, а я хохотать буду? В это время Господь говорил Гавриилу: – Иди, принеси душу Моисея. – Владыка мира, – отвечал Гавриил, – умирает тот, кто шести стам тысяч равноценен был, – в силах ли я видеть смерть его? Сказал Господь Михаилу: – Иди, принеси душу Моисея. – Владыко мира, – отвечал Михаил, – я был наставником Моисея, он учеником моим был. В силах ли я видеть смерть его? Сказал тогда Господь Самаэлю: – Иди, принеси душу Моисея. Оделся в гнев, опоясался мечом, злобою облачился Самаэль и выступил против Моисея.
Застал он его в ту минуту, когда Моисей Шем‑ Гамфораш в свиток вписывал; сиянье лица его было подобно сиянию солнца, и весь он ангелу Бога Воинств подобен был. Страх пал на Самаэля, трепет обуял его, слова вымолвить не мог он.
– Нечестивец! – закричал на него Моисей, – зачем ты явился сюда? – Принять душу твою пришел я, – ответил Самаэль. – Кем послан ты? – Тем, Кем сотворено все живущее. – Иди прочь отсюда! Я желаю воспеть хвалу Всесвятому. – «Я не умру, но буду жить И возвещать дела Господни! – Моисей! – сказал Самаэль, – к чему гордыня твоя? Есть кому и без тебя восхвалять Его: «Небеса вещают славу Господа». – Я небеса молчать заставлю и буду петь славу Его: «Внимайте, небеса я буду говорить. Земля да будет слушать речь мою». – Душа каждого являющегося в мир обречена мне. – Во мне силы больше, чем во всех в мире. – В чем эта сила твоя? – Слушай, – отвечал Моисей: – я – сын Амрама; трех лет от рождения я пророчествовал, возвещая, что мне предопределено из огня пламенеющего Тору приять. В чертог царский входил и с головы царской корону снимал. – Восьмидесятилетним старцем я совершал в Египте знамения и чудеса, шестьсот тысяч народа перед глазами всего Египта на волю вывел, море на двенадцать частей рассек, взошел и дорогу в небесах проложил, в бранях ангельских участвовал, сонмища небесные побеждал и таинства их перед людьми разоблачал; с Господом говорил лицом к лицу, Закон Огненный приял из десницы Его и народ Закону этому поучал; с Сигоном и Огом, двумя богатырями народов земных, я в бой вступал и посохом, который в руке моей поразил их; солнце и луну в зените их останавливал, – кто из живущих в мире подобное совершить может? Уйди, беги прочь от меня! Не отдам я тебе души моей! Возвратился с ответом Самаэль к Силе Небесной. – Иди и принеси душу Моисея! – было вновь веление Господне. Извлек из ножен меч свой Самаэль и предстал перед Моисеем. Вознегодовал Моисей, сжал в руке божественно‑ чудный посох с начертанным на нем Шем‑ Гамфоран и начал изо всех сил разить Самаэля. Самаэль бросился бежать. Вооруженный неотразимым Шем‑ Гамфораш, Моисей настиг его и, сорвав с чела своего луч, исходивший от междубровия его, ослепил князя смерти, Самаэля. Раздался Глас небесный: – Приблизился час, когда ты должен покинуть мир земной. – Владыка! – взмолился Моисей, – зачти мне тот день, когда ты в несгораемом кусте открылся мне; зачти мне то время, когда я сорок дней и сорок ночей стоял перед Тобою на горе Синайской. Молю Тебя: не предавай меня в руки Ангела Смерти! – Не страшись, – прозвучал Небесный Голос, – Я Сам буду при тебе, и совершу погребение твое. – Повремени, Господи, – воззвал Моисей, – чтобы я мог благословить народ: я всю жизнь постоянными предостережениями и нареканиями досаждал ему. Начал Моисей благословлять каждое колено отдельно, но, чувствуя, что времени осталось мало, дал им одно общее благословение. – Израильтяне! – сказал он, – много огорчал я вас законами и постановлениями и ныне прошу – простите меня! – Учитель и Господин наш, – отвечали израильтяне, – мы прощаем тебя. Встал и народ перед Моисеем, говоря: – Моисей, Учитель наш! Много тебя гневили мы и много отягощали тебя. Прости нас! – Прощаю, – сказал Моисей. Зазвучал небесный голос: – «Минута кончины твоей приближается». – Благословенно Имя Его, Живого и Сущего во веки веков! – возгласил Моисей и, обращаясь к народу, сказал: – Прошу вас, когда вы войдете в Землю Обетованную, поминайте меня, поминайте кости мои, говорите: «Горе бен Амраму! Горе тому, кто подобно коню мчался впереди нас, а кости его остались лежать в пустыне! » Зазвучал Небесный Голос: «Полминуты осталось до кончины твоей». Сложил Моисей руки свои на груди и сказал народу: – Глядите, вот конец созданного из плоти и крови!.. Встал Моисей, принял освящение подобно серафимам, – и сошел Господь с Вышних Высот, чтобы принять душу его, и три Ангела Служения шествовали с Господом: Михаил, Гавриил и Сагсегель. Михаил постлал ложе Моисею, Гавриил разостлал ризу висонную в изголовьи, Сагсегель – в ногах. Михаил встал с одной стороны ложа, Гавриил – с другой. – Моисей! – раздался голос Господа, – закрой глаза. Моисей закрыл глаза. – Сложи руки свои на груди. Моисей сложил руки. – Выпрями ноги. Моисей выпрямил ноги. Тогда воззвал Господь к душе Моисея. – Дочь моя! Сто двадцать лет Мною было определено тебе жить в теле Моисея, ныне пришло тебе время выйти из него. Выходи, не медли! – Владыка! – отвечала душа, – я знаю, что Ты Бог всех духов и Властитель всех душ; Ты меня сотворил, Ты вдунул меня в тело Моисея на сто двадцать лет. Ныне же – есть ли во всем мире тело чище Моисея? Я люблю его и я не желаю выйти из него. – Выйди, – сказал Господь, – и Я вознесу тебя в Вышние Высоты и поселю тебя под сенью Престола Славы Моей, вблизи херувимов и серафимов… Облобызал Господь Моисея, и лобзанием принял душу его.
Возрыдал Дух Святой, восклицая: «И не было более во Израиле пророка такого, как Моисей! Плакали небеса и говорили: «Не стало благочестивого на земле! » Плакала земля и говорила: «Праведнейшего из людей не стало! » Ангелы Служения плакали, говоря: «Правду Господню осуществил он». Плакал народ и говорил: «Он суд творил во Израиле». И все вместе возглашали: «К миру отходит он. Да упокоится на ложе своем»… (Деб. – Р., 7, 11; Танх.; Танх. – Гак.; Иалк.; Нед., 39 )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|