XXIX. Могила Моисея. Судьи. Цари. Пророки. I. Избранная Земля. II. Иегошуа Навин. III. Иеффай и его дочь
XXIX. Могила Моисея
«И похоронил его в долине, в земле Моавитской, против Бет‑ Пэора».
Раби Берехия говорил: – Указания подробнейшие, и тем не менее – «никто не знает места погребения его до настоящего дня». Посылали когда‑ то из Рима к гарнизону Бет‑ Пэорскому с запросом: «Укажите, где погребен Моисей? » Но указать никто не мог: стоят на горе – могила видна в долине; сойдут в долину – могила видна на горе. Разделятся на две группы – и тем, которые на верху, кажется, что могила внизу, а тем, которые смотрят внизу, могила виднеется на верху, в исполнение сказанного: «И никто не знает места погребения его до настоящего дня».
Раби Хама бераби Ханина говорил: – Ради чего скрыта могила Моисея от глаз человеческих? Того ради, что открыто и ведомо было Всеблагословенному, что Храм имеет быть разрушен и народ изгнан из земли своей; не пришли бы тогда на могилу Моисея, плача и моля: «Моисей! Учитель наш! Встань, молись за нас! » – и, встав из могилы, не вымолил бы Моисей отмены рокового приговора: ибо, праведники угодны Господу после смерти еще более, нежели при жизни своей. (Сот., 13–14)
Судьи. Цари. Пророки
I. Избранная Земля
«Он стал и измерил землю».
Измерял Господь все народы земли – и не нашел народа достойного восприять Тору, кроме одного – «поколения пустыни». Измерял Господь все горы – и не нашел другой горы, чтобы на ней дать людям Закон, кроме Синая. Измерял Господь все города – и не нашел города для построения в нем Святого Храма, кроме Иерусалима. Измерял Господь все страны – и не нашел страны, достойной стать владением Израиля, кроме земли Ханаанской. (Ваик. – Р., 13 )
II. Иегошуа Навин
Когда народ двинулся, чтобы переходить через Иордан, «то, лишь только ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана, вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною». Вода собиралась кучевыми массами и сводообразно подымалась вверх, свод над сводом, достигая более трехсот верст в вышину, так что все цари Востока и Запада могли наблюдать это. (Сот., 34 )
– Согрешил Израиль, – сказал Господь Навину, – взяли из заклятого и украли, и утаили[41]. – Кто именно, Господи? – спросил Иегошуа. – Разве Я – соглядатай? – отвечал Господь, – кинь жеребьи, и узнаешь. Кинул Иегошуа жеребьи, и пал жребий на Ахана. – Уликою против меня ты считаешь жребий, – возражал Иегошуе Ахан, – а вот, кинь жеребьи между собою и Елеазаром – священником, и падет жребий на одного из вас.
Начал Иегошуа вглядываться в двенадцати камение на хошене первосвященника и видит: камень колена Иудина потускнел (ибо такого было свойство хошена: когда колено делает угодное в очах Господних, камень этого колена горит ярким блеском, камень же того колена, которое впало в грех, становится тусклым).
Увидя это, Иегошуа сказал Ахану: – Сын мой! Воздай славу Господу, Богу Израилеву, принеси перед Ним покаяние. – Действительно, я согрешил! – ответил тотчас Ахан. (Танх. ) «Стой, солнце, над Гаваоном! » Отвечало солнце Иегошуе: – Мне говоришь ты стой? Вы обычае ли это, чтобы младший приказывал старшему? Я сотворено было в четвертый день, а ты в шестой, и ты же мне говоришь «стой! » – Раб лукавый! – воскликнул Иегошуа, – не невольнику ли, за деньги купленному, подобно было ты для предка моего? [42] Не таким ли видел он тебя во сне своем: «Вот, солнце и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне? » Тотчас же «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Там же; Иалк. )
Иегошуей были отчеканены монеты, имевшие хождение повсюду. На этих монетах были изображения: с одной стороны – вола, с другой – буйвола. (Эр., 22; Бер. – Р., 39 )
III. Иеффай и его дочь
Иеффай был человеком невежественным, «сучком очко мориным[43], и, благодаря этому, он дочь свою погубил. Выступая войной против аммонитян, Иеффай дал обет Господу, сказав: – Если Ты предашь аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет обречено Господу, и вознесу сие на всесожжение. Тогда же вознегодовал на него Господь, говоря: – Ведь если навстречу ему попадется собака, свинья или верблюд, он и их в жертву мне принесет? И суждено было его дочери выйти навстречу ему. Когда Иеффай увидел ее, разодрал он одежды свои и сказал: – Увы, дочь моя! Ты сразила меня! «Я отверз о тебе клятвенно уста мои перед Господом, и не могу отречься! Был ведь там первосвященник Финеас? [44] Но Финеас говорил: – Мне ли, первосвященнику, сыну первосвященника, унизиться до того, чтобы первому обратиться к грубому невежде? А Иеффай говорил: – Я – глава колен израилевых, глава правителей – и мне унизиться, чтобы первому обратиться к какому‑ то жрецу? Из‑ за спора этих двух человек и погибла несчастная. Оба они повинны были в крови ее, и обоих постигла кара: от Финеаса Дух Святой отступил, а останки Иеффая были погребены по частям в разных местах Галлаада[45].
Когда Иеффай вывел дочь свою для заклания, она воззвала к нему, говоря: – Отец! Отец! Есть ли в Торе такое повеление, чтобы израильтяне приносили в жертву детей своих? – Обет уже дан мною, дочь моя! – был ответ. – Но ведь и предок наш Иаков, – продолжала она, – дал обет: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Господь дал ему двенадцать сыновей, а принес ли он в жертву хотя одного из них? Все это говорила Иеффаю дочь его, но он не внял словам ее, – вывел и заклал ее перед Господом. И горестно воскликнул Дух Святой: – Души живые требовал ли я в жертвы Мне? Чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне! (Танх. Гак. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|