XXI. Дочери Селафаада. XXII. Война с Мидианом. XXIII. Одежда и продовольствие. XXIV. В конце сорокалетнего странствования
XXI. Дочери Селафаада
Пять дочерей Селафаада, из колена Манасиина, отец которых умер, предстали пред Моисеем, Елеазаром, князьями и всем обществом и сказали: – Дай нам удел среди братьев отца нашего. Моисей представил дело их Господу. Господь же сказал Моисею: – Дочери Селафаадовы правы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и отдай им также удел их умершего отца. – Да, – говорили дочери Селафаада, – Божие милосердие не то, что милосердие человеческое: Бог не делает разницы между мужчиной и женщиной. «В этом случае, – говорил раби Натан, – сказалось превосходство женщин над мужчинами, в смысле цельности и силы характера: мужчины, при первом испытании, готовы были возвратиться к неволе египетской; женщины же стремились закрепить за собою удел в собственной, свободной стране». (Сифра; Иалк. )
XXII. Война с Мидианом
Господь сказал Моисею: – Отмсти мидианитянам за сынов израилевых, и после отойдешь к народу своему[32]. Моисей повелел воинам вооружиться и выступить против мидианитян под предводительством Финеаса, внука Аарона, сам же в этой войне не участвовал. «Мидиан, – сказал Моисей, – был моим убежищем, и недостойно меня принимать личное участие в его поражении». Поговорка гласит: «Не бросай камня в колодезь, из которого ты пил воду».
Произнесши благословение свое над Израилем, Валаам не преминул, однако, дать Валаку такой совет: – Бог израильтян ненавидит блуд. Блудом ты и постарайся обольстить их. Сделал это Валак таким образом: Зная, что израильтяне любят всякие сласти, он велел понастроить навесы для торговли сластями, а продавщицами посадить блудниц. Когда израильтяне разбрелись по улицам и базарам, блудницы стали предлагать им сласти и вина аммонитского. Вино же аммонитское производит возбуждающее действие. Выпив вина, израильтянин начинал приставать к блуднице, прося ласк ее. Тогда женщина, вынув спрятанный у нее на груди идол, говорила:
– Поклонись богу моему – и я подарю тебе ласки мои. – Но ведь я – израильтянин, – возражал он ей. – Что за важность! – отвечала она, – ты только обнажись перед изображением этим. Не знали израильтяне, что в этом именно и заключается обряд поклонения идолу Ваал‑ Пэору. И не отставала блудница, пока не доводила израильтянина до нарушения Завета Моисеева, о чем и гласит Писание: «Пошли израильтяне к Ваал‑ Пэору и предались постыдному, и сами стали мерзкими как те, которых возлюбили». В войне с мидианитянами был убит израильтянами и Валаам, в то время, когда он пошел к Валаку потребовать вознаграждения за двадцать четыре тысячи израильтян, павших благодаря его совету Валаку. Оправдалась поговорка: «Пошел верблюд рогов просить, ему и уши отрезали». (Сифра; Бам. – Р., 22; Санг., 106 )
XXIII. Одежда и продовольствие
– Уходя из Египта, взял ли народ с собою ткани для одежды? – спросил раби Елеазар. – Нет, – ответил раби Симеон. – Во что же они одевались в продолжении сорока лет в пустыне? Одежда доставлялась для них духами небесными. – И хорошо носилась одежда эта? – А ты не читал разве, что написано? – «Одежда твоя не ветшала на тебе вот уже сорок лет». – Но ведь люди растут, и дети становились взрослыми? – С детьми происходило то, что с улиткою происходит: вместе с нею растет и ее раковина. – И одежда эта не требовала частого мытья и чистки? – От соприкосновения с чудесным Облаком одежда очищалась, получала первоначальный вид свой и становилась свежей и блестящей. – И огненное Облако не сжигало ее? – Ткань этой одежды обладала свойствами асбеста.
– И паразиты не заводились в ней? – Людей того поколения и в могиле червь не трогал, а тем более – при жизни. – Но все‑ таки – испарения кожи… – Водою чудесного колодца вымывало различные пряные травы и коренья, которые израильтяне расстилали и катались по ним, как по луговой траве. Благоухание от этих злаков было удивительное по приятности и силе своей. Ведомый так благодатной десницей Всемилосердного, живя в довольстве и побеждая на поле брани, народ воспевал хвалу Господу: «Господь – мой Пастырь, и ни в чем Нужды не знаю я. Среди душистых луговин Покоит Он меня; Приводит к лону тихих вод И крепость Он дает Душе моей, ведя меня По праведным стезям. Долиной смертной тени я Пройду – не устрашусь. Твой жезл и посох Твой дают Покой душе моей». (Шох. – Т., 23; Пес. д. К., 10 )
XXIV. В конце сорокалетнего странствования
Ежегодно в канун девятого Аба, во все время пребывания народа в пустыне, Моисей объявлял по всему стану Израилеву: – Выходите копать могилы! Выходите копать могилы! Каждый израильтянин, выкопав себе могилу, ложился в нее на ночь. По утрам выходил глашатай, провозглашавший: – Живые, отделитесь от мертвых! В живых оказалось каждый раз меньше на пятнадцать тысяч человек. Так продолжалось до тех пор, пока умерших не насчитывалось шестьсот тысяч душ[33]. В последний, сороковой год, из могил встали все до единого. – «Не произошла ли ошибка в счете дней? » – подумали они и легли в могилы также и на следующую ночь, но и на этот раз ни одного мертвого не оказалось, тем не менее, они повторили тоже самое и в ночь на одиннадцатое, и так еженощно, до пятнадцатого Аба. Когда же и на утро последнего дня встали все живыми, народ понял, что эта тяжелая кара Господня прекратилась навсегда, и этот день сделали праздником. Этим объясняется сказанное мудрецами нашими: «Не было у израильтян высших праздников, чем пятнадцатое Аба и Иом‑ Кипур». (Иеруш. Таан. Шох‑ Т. )
Сорок лет водил Господь израильтян по пустыне прежде чем ввести их в землю Ханаанскую; ибо сказал Господь: «Если Я прямым путем приведу их в Ханаан, займется каждый из них полем и виноградником своим и совершенно забросят Учение Мое. Надо, чтобы сначала дух Истины Господней глубоко внедрился в душе их».
Сорокалетнее кочевание являлось необходимым еще по другой причине. Проведав о том, куда именно направляются израильтяне, и полагая, что они пойдут кратчайшим путем, хананеяне поторопились собственными руками опустошить страну: сожгли посев, выкорчили деревья, вырубили насаждения, разрушили постройки и засорили источники. За сорок лет страна успела снова обстроиться и принять прежний цветущий вид свой, став той Землей Обетованной, которую Господь обещал Аврааму отдать народу Израильскому. (Танх. )
«Когда придете в землю, которую Господь Бог дает вам, и посадите какое‑ либо плодовое дерево». Подобно курице, которая, пока птенцы ее малы и слабы, подбирает их под крыло свое, телом своим греет их, роется в земле, ища корма для них, Моисей нес все заботы о народе в продолжении сорока лет пребывания его в пустыне: небесная манна, чудесный колодезь, прилет перепелов – все было готово для них.
Облака Славы Господней окружали их; Столп Облачный путеводно шел впереди них. Когда же им пришло время поселиться в земле своей, Моисей, в предупреждение им, и сказал: – Отныне пусть каждый из вас возьмет полольник и сам приготовит место для посевов и посадок. (Ваик. – Р., 25 )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|