VIII. Кончина Саула. IX. Давид‑пастух. X. Мудрость Господня. XI. Шершень и паук
VIII. Кончина Саула
Раби Леви учил: – Грядущее, век за веком, показал Господь Моисею: каждый век с его судьями, с его царями и царскими наместниками, с его пророками, мудрецами, вождями, с его распорядителями и предводителями, с его насильниками и грабителями. И показал ему Господь царя Саула с его сыновьями, сраженными в битве. – Господи! – воскликнул Моисей – первый царь над детьми Твоими – и ему пасть от меча?! Отвечал Господь: – Мне говоришь ты это? Говори священникам, которые им убиты – этим грозным обвинителям его предо Мною.
Раби Иуда говорил со слов Рава: – За что понес кару Саул? За то, что он не отстаивал достоинства своего. Как гласит Писание: «Негодные люди говорили: “Ему ли спасать нас? » И презрели его и не поднесли ему даров. Но он как бы не замечал того”.
Раби Иуда говорил со слов Самуила: – Почему столь непродолжительно было царствование дома Саулова? Потому что оно было совершенно безупречно. Ибо – как говорил раби Иоханан со слов раби Симеона бен Иегосадока – народ любит, чтобы у тех, которые получают власть над ними, волочился не совсем чистоплотный хвост сзади, дабы, когда такой человек чрезмерно зазнаваться начнет, можно было бы сказать ему: «Обернись‑ ка назад! » (Иома, 22 )
IX. Давид‑ пастух
«Господь испытывает праведного», – говорит Псалмопевец. В качестве пастуха испытал Господь Давида – и Давид оказался превосходным пастухом. «От дворов овчих взял его». Отдельными отарами пас Давид овец своих, давая каждой группе более подходящий по возрасту ее, корм: одним верхушки кормовых трав, т. е. более нежные их части, другим – срединные, третьим – нижние части злаков.
И сказал Господь: – Кто умеет так заботливо вскармливать пасомых им, каждого сообразно потребностям его, тот да будет народным пастырем Израиля, – как гласит стих Псалтири: «И от доящих привел его пасти народ свой, Иакова, наследие свое, Израиля». (Шем. – Р., 2; Иалк. )
X. Мудрость Господня
«Как многочисленны дела Твои, Господи! – воспел Давид, – премудро все сделал Ты». Все сотворенное Тобою – прекрасно, а мудрость прекраснее всего. Но Тобою и юродство создано. Для чего оно? Ходит по улице человек в отрепьях, мальчишки за ним бегают, издеваются над ним. Приятно ли в очах Твоих зрелище такое? – Давид! – сказал в ответ Господь, – за то, что юродство существует ропщешь ты на Меня? Клянусь, что тебе же понадобится оно! И ты не только пожелаешь его себе, но в тоске ты станешь, как милости, вымаливать его у Меня. Не долго Давиду ждать пришлось: С мечом Голиафа, хранившимся дотоле в Скинии, бежал Давид от Саула к Ахису, царю Гефскому. – Давид! – послышался Глас предупреждающий, – к Ахису идешь ты? Давно ли убит тобою Голиаф Филистимлянин? Еще кровь его не вся в землю всосалась: братья же его состоят телохранителями при Ахисе. И ты решаешься идти туда, да еще меч Голиафа взял с собою?.. Едва явился Давид к Ахису, братья Голиафовы обратились к царю, говоря: – Позволь нам убить убийцу брата нашего. – Нет, – отвечал Ахис, разве не в единоборстве убил брата вашего Давид? И не таков ли уговор был Голиафа с израильтянами: «Выберите у себя человека, и пусть пойдет ко мне, и если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами»? – Если на то пошло, – настаивали они, – то сойди же ты с трона и уступи ему царство, а мы к нему в рабы вступим, – ведь таков, говоришь ты, уговор был. Не нашелся Ахис что ответить им. Устрашенный этим, воззвал Давид к Господу: – Услышь меня, Владыка мира! – О чем просишь ты, Давид? – вопросил Господь.
Отвечал Давид Господу: – Господи! Из онаго ниспошли на меня… – А не говорил ли Я тебе, Давид: не пренебрегай – каяться будешь?.. Притворился Давид юродивым. Ходит и на дверях надписи делает: «Ахис, царь Гефеский, сто раз десять тысяч должен мне, да жена его – пятьдесят раз десять тысяч». Жена же Ахиса и дочь их были юродивыми. Шумят и кричат с одной стороны, а Давид вторит им с другой. – Что же это, наконец! – не выдержал Ахис и закричал на рабов своих, – разве мало у меня своих сумасшедших, что вы его еще привели, чтобы он юродствовал предо мною? – Мог ли я от юродства столько ждать для себя? – воскликнул с радостью великою Давид. Благословлю Господа во всякое время»: и в мудрости моей, и в юродстве моем. (Шох. – Т., 33; Иалк. )
XI. Шершень и паук
Однажды, сидя в саду, Давид увидел, как шершень пожирал паука. – Что за прок в этих тварях Твоих, Господи? – сказал он, – шершень портит соты, и сам ничего не производит полезного; паук целый год ткет, а одеться не во что. – Давид! – отвечал Творец, – ты издеваешься над творениями Моими? Придет время – и ты нуждаться будешь в них. Спасаясь от преследований Саула, скрылся Давид в пещере. Послал Господь паука, и тот заткал паутиной вход в пещеру. Пришел Саул и видит: вход паутиной заткан. – Очевидно, – решил он, – в эту пещеру никто не входил, иначе паутина была бы разорвана в клочки. И удалился, не входя в пещеру. Выйдя из своего убежища и увидав, в чем дело, Давид готов был расцеловать паука. – Благословен, – сказал он, – Создавший тебя, благословен будь и ты! После этого случая узнал Давид, что Саул расположился на холме Гахила, и пошел в то место. Саул спал в шатре, и тут же лежал Авенир, военачальник Саула. Авенир был роста исполинского и телом своим занимал все пространство вдоль шатра, так, что голова его была у одного входа в шатер, а ноги достигали противоположного входа. Когда явился Давид, Авенир лежал держа ноги согнутыми в коленях, и Давид прошел под коленями его, а в ту минуту, когда Давид, с копьем Саула и сосудом с водою, собирался уходить, Авенир вдруг начал выпрямлять ноги, как две гигантские колоды опуская их над Давидом. Воззвал Давид к Господу: – Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Навел Господь шершня на Авенира; ужаленный исполин снова согнул ноги, – и Давид мог свободно выйти из шатра.
И воспел Давид хвалу Господу: «Кому подобное свершить? Господь‑ Благоподатель! Прекрасны все деяния Твои». (А. – б. д. Сира )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|