XV. Мудрость Соломона. XVI. «Мудрее всех людей». XVII. Человек о двух головах
XV. Мудрость Соломона
В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночном и сказал: «Проси, что дать тебе». – Даруй рабу твоему сердце разумное, – отвечал Соломон. Притча раби Симеона бен Халафты: – У царя был светильник, которого царь отличал особым благоволением. – Проси, что дать тебе, – сказал ему однажды царь. Подумал советник царский: попрошу серебра и золота, царь даст мне; драгоценных камней и жемчуга – он и в этом не откажет. Попрошу я лучше царевну в невесты: вместе с нею придет и все остальное. – Так и Соломон: попрошу я лучше, – решил он, – разума у Господа, а с разумом я и всего достигну. – Господь и сказал Соломону: – За то, что ты просил разума и не просил себе жизни долгой, богатства, победы над врагами, – Я сделаю по слову твоему, и то, чего ты не просил, Я дам тебе. (Ш. – Гаш. Р. )
XVI. «Мудрее всех людей»
«Он был мудрее всех людей».
Над всеми царями был страх его. Народы и племена становились его данниками, враги и ненавистники – друзьями его. Богат и могуч, владелец бесчисленных угодий, серебра и золота в количествах несметных – он притчи разъяснял, давал постигать сокровенное, поведывал тайны глубины беспредельной. Имя его гремело среди властелинов, среди мудрых – подвиги его. Цари приходили на лицо его глядеть, слова мудрости жадно слушать из уст его. К нему, праведному и чистому, ведающему таинства небесные, посылали вельможи в слуги и служанки сыновей и дочерей своих. Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, чтобы быть закланными для стола Соломонова. Ему был дан великий ключ ко всем вратам мудрости и разума сердечного.
Он разумел язык птиц и животных, и зверей полевых. Олени и газели были его скороходами, львы и барсы – оруженосцами его. (Тарг. Ш. )
XVII. Человек о двух головах
Однажды предстал пред Соломоном царь дьяволов Асмодей и сказал: – Тот ли ты, о котором написано, что он всех людей мудрее? – Да, – отвечал Соломон, – так обещано мне Господом. – А не желаешь ли, – продолжал Асмодей, – я покажу тебе нечто, чего ты сроду не видал. – Покажи. Простер Асмодей руку свою к стране «Тевель» – и пред Соломоном появился человек о двух головах с двумя парами глаз. Дрожь прошла по телу у Соломона, и, не в силах преодолеть тревожное чувство, он проговорил: – Отведите его в комнату ко мне. Призвал Соломон Бенаю, сына Иегоиады[57], и говорит: – Как полагаешь ты, есть под нами люди? – Душою твоей, государь, клянусь – утверждать не могу; слыхал только от Ахитофеля, что где‑ то там, под нами, люди живут. – А что бы ты сказал, если бы я показал тебе такого человека? – Но возможно ли это? Глубина земли нашей – пятьсот лет пути, да между нашей землей и той землей тоже пятьсот лет пути. Послал Соломон, и привели того человека. Увидя его, пал Беная на лицо свое и произнес: – Благословен Господь, Царь вселенной, давший мне дожить и просуществовать, сохранив меня до сего времени! [58] – Какого ты рода и племени? – спросил Соломон, обращаясь к двуглавому человеку. – Из рода Адама я, из потомков Каиновых, – отвечал двуглавый человек. – Где обитаете вы? – В стране «Тевель». – Есть у вас солнце и луна. – Есть. – С которой стороны всходит солнце у вас и на которой заходит оно? – Восходит с Запада и заходит на Востоке. – Чем занимаетесь вы? – Пашем, жнем и стада пасем. – Молитесь вы? – Да. – О чем гласит молитва ваша?
– «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все премудро соделано Тобою». – Если желаешь, – сказал Соломон, – мы возвратим тебя в страну твою.
– Окажите милость, возвратите меня туда. Призвал Соломон Асмодея и сказал: – Ступай и отведи его обратно. – Нет, – ответил Асмодей, – во веки уже я не могу отвести его обратно.
Видя, что ему уже не вернуться в прежнее место свое, двуглавый человек взял себе жену и остался жить на земле. Жена родила ему семерых сыновей; шестеро уродились в мать, вида обыкновенного, седьмой же уродился в отца – о двух головах и двух парах глаз. Человек из страны «Тевель» занялся землепашеством и сделался одним из богатейших людей на свете.
Прошли годы. Человек тот умер, оставив имение детям своим. Между наследниками возник спор. Шестеро из них говорили: Нас всех семеро братьев, и наследство должно быть разделено на семь частей. Седьмой же, тот, что о двух головах, говорил: – Нет, восьмеро нас, и я имею право на две доли в наследстве. Пришли все к Соломону и сказали: – Государь, царь наш! Нас всех семеро, а брат наш, который о двух головах, говорит, что нас восьмеро и что наследство после нашего отца должно быть разделено на восемь долей, из коих две доли он требует для себя. Созвал Соломон членов Синедриона и спросил: – Как вы рассудите дело это? Не мог Синедрион дать ответа. – Завтра поутру придите вторично, – сказал Соломон тяжущимся. Когда настала полночь, пришел Соломон в храм и воззвал к Господу: – Владыка мира! Открывшись мне в Гаваоне, Ты сказал: проси, что дать тебе. Не просил я ни серебра, ни золота, только мудрости просил я, чтобы судить людей правдиво. Отвечал Господь: – Утром просвещу мудростью тебя. Наутро собрал Соломон всех членов Синедриона и сказал: «Введите двуглавого человека». Его ввели. – Вот, – сказал Соломон, – сделаем испытание: если у этого человека одна его голова воспринимает и чувствует то, что происходит с другой его головой, тогда он должен быть сочтен за одного человека, если нет, то следовательно, это – два отдельных человека. Принесите горячей воды, – повелел Соломон. Когда вода была принесена, Соломон велел вылить ее на одну голову того человека. – Государь! Государь! – завопили обе головы, – мы умираем! Мы умираем! » При виде этого, исполнились все изумлением перед Соломоном. (Бет. – Гам. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|