Часть II. Раби Симеон бен Шетах. Возрождение Торы. Кто казной, кто милостью Господней. Царь пред судом. Находка. В пещере колдуний
Часть II
Раби Симеон бен Шетах
Возрождение Торы
Весь мир оставался пораженным совершенной Яннаем[113] казнью законоучителей, пока не явился р. Симеон бен Шетах, возвративший Торе ее исконное величие. (Кид., 66 )
Кто казной, кто милостью Господней
Во времена Симеона бен Шетаха явилось триста назареев для совершения девятисот жертвоприношений[114]. Найдя законным полутораста из них дать отпущение без жертвоприношения, р. Симеон обратился к царю Яннаю и сказал: – Триста назареев пришли для совершения девятисот жертвоприношений, но у них не на что купить жертвенных животных. Государь, дай ты половину стоимости, и я дам половину, и тогда они совершат жертвоприношения. Царь Яннай дал половину стоимости, и жертвоприношения свершились. Донесли Яннаю на р. Симеона: – Да будет ведомо тебе, что все жертвенные животные были куплены на деньги, данные тобою. Симеон же не потратил ничего. Разгневался царь Яннай, а р. Симеон, узнав о том, устрашился и бежал. Через некоторое время был пир у царя Янная, и бывшие на том пиру персидские вельможи стали спрашивать: – Государь, помнится нам, бывал здесь некий старец, который поучал нас божественной мудрости. Сказал Яннай своей жене, – она же сестра р. Симеона: – Пошли за ним и приведи его сюда. – Поклянись, – ответила царица, – что не сделаешь ему никакого зла, и [в знак этого] пошли ему свой перстень. Царь поклялся и послал перстень. Р. Симеон явился. – Зачем ты бежал? – спросил царь. – Слышал я, что государь мой, царь, в гневе на меня, и, боясь, чтоб ты не велел казнить меня, я поступил, применив к себе слова Писания: «Укройся лишь на мгновение, пока гнев не пройдет».
– А зачем ты надсмеялся надо мною? – Упаси Бог, не надсмеялся я над тобою. Ты оказал назареям помощь деньгами, я – властью Закона. Кто казною, кто милостью Божией. – Отчего же ты не предупредил меня об этом? – Если бы я предупредил тебя, ты, пожалуй, не дал бы ничего. Посадил его Яннай между собою и царицей и сказал: – Видишь, какой почет я тебе оказываю. – Не ты, – ответил р. Симеон, – а Тора возвеличивает меня, ибо сказано у сына Сирахова: «Лелей ее, и она вознесет тебя и посадит среди вельмож». (Бер. – Р., 91; Берах., 48)
Царь пред судом
Один из царских рабов совершил убийство. – Привлеките его к суду, – приказал р. Симеон. Доложили Яннаю: – Твой раб человека убил. Поставил царь убийцу на суд. Послали судьи сказать царю: – Явись и ты, – этого требует закон. Когда царь явился, поставили кресло для него рядом с креслом р. Симеона, и царь сел. Видя это, р. Симеон сказал: – Царь Янная! Встань и выслушай показания против тебя[115]. ибо сказано: «Пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба». – Я сделаю, – возразил царь, – не так, как говоришь ты, а как товарищи твои скажут. Обратился р. Симеон к сидевшим справа, те уставились глазами в землю; обратился налево, и те уставились глазами в землю. – Вы размышляете еще, – воскликнул р. Симеон, – как поступить? Пусть же Ведущий помыслы воздаст вам. В ту же минуту явился архангел Гавриил и поверг судей на землю, грозя умертвить их. Затрепетал царь. – Встань! – повторил Яннаю р. Симеон. – Не перед нами стоишь ты, но перед Тем, по слову Которого сотворена вселенная. Тотчас же встал с места царь Янная. (Сан., 19; Тан. – Гак., Шофт. )
Находка
Р. Симеон вел торговлю льном. Чтоб облегчить ему труд по перевозку товара, ученики купили для него у одного измаилтянина осла. На шее животного оказалась драгоценная жемчужина. Приходят ученики к р. Симеону и говорят:
– Отныне, учитель, тебе трудиться больше не придется. – Почему? – спрашивает р. Симеон. – Мы для тебя купили осла у одного измаилтянина и на животном оказалась драгоценная жемчужина. – А знал об этом продавец? – Нет. – Идите и отдайте ему жемчужину. И сказал о р. Симеоне тот измаилтянин: – Благословен Господь, Бог Симеона беш Шетах! – А вы, – обратился р. Симеон к ученикам, – варваром считали Симеона бен Шетаха? Услышать слова: «благословен Господь, Бог иудеев» для меня дороже всех сокровищ мира. (Иеруш., Б. – М., 2; Деб. – Р., 3 )
В пещере колдуний
Когда Симеон бен Шетах был избран в «Насси»[116] пришли к нему и сказали: – В пещере близ Аскалона скрываются восемьдесят колдуний. В один ненастный день собрал р. Симеон восемьдесят юношей, рослых и сильнх, и велел им следовать за собою. Каждому из них он дал по новому кувшину со свернутым в нем чистым плащем. Юноши поставили кувшины опрокинутыми себе на головы, и р. Симеон сказал: – Когда я крикну по птичьему, накиньте на себя плащи; крикну вторично – бегите все в пещеру и, схватив каждый по колдунье, поднимите их вверх, ибо таково свойство колдуна: отделишь его от земли – он ничего сделать не может. Пошел р. Симеон и, став у входа в пещеру, стал звать, выкрикивая: – Ойим! Ойим!.. [117] Отоприте! Один из ваших я. – А каким образом, – спрашивают колдуньи р. Симеона [также успевшего закутаться в сухой плащ], – ты в дождь сухим остался? – Я между каплями пробирался, – объяснил р. Симеон. – А чего ради пришел ты? – Поучиться и вас поучить. Покажите‑ ка каждая свое искусство. И вот, поколдовала одна – и серебро в хлеб превратилось. Поколдовала другая – из железа мясо выковалось. Третья – расплавленная медь бульоном закипела. Четвертая – растопленное золото вином заструилось. – Видишь, – говорят колдуньи, – какой мы тебе пир устроили. А ты что умеешь сделать? – Вот что: чирикну раз и другой – и явится восемьдесят женихов, одетых в совершенно сухие плащи – и будете вы пировать и веселиться с ними. Чирикнул р. Симеон раз – надели юноши плащи; чирикнул вторично – все сразу появились в пещере. – Выбирай каждый свою суженую! – крикнул р. Симеон. Схватили юноши колдуний, вынесли их из пещеры и всех повесили. (Иеруш. Хаг.; Санг., 6; Раши)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|