III. Злодейство Адриана. IV. Дети Сионские
III. Злодейство Адриана
Один иудей при встрече с Адрианом произнес обычное приветствие. – Кто ты? – спросил Адриан. – Иудей, – ответил тот. – А разве смеет иудей приветствовать Адриана? Отсечь ему голову! – повелел Адриан. Другой иудей, видя, как поступили с первым, прошел мимо Адриана и не приветствовал его. – Ты кто? – спросил Адриан. – Иудей. – А разве смеет иудей проходить без приветствия мимо Адриана? Отсечь ему голову! – Государь! – сказали приближенные Адриана, – как объяснить поступок твой? Приветствуют тебя – ты велишь казнить, не приветствуют – ты также велишь казнить. – Уж не хотите ли вы, – ответил Адриан, – указывать мне, как я должен истреблять врагов моих? В эту минуту зазвучал скорбящий голос Духа Святого: «Ты видишь, Господь, обиду мою – Ты видишь всю мстительность их! » Адриан установил три сторожевых пункта: в Хамате, селении Лекатии и Вифлееме иудейском. Спасшийся от первой стражи попадал в руки второй; спасший от второй стражи попадал в руки третьей. Глашатаи ходили и объявляли: «Где бы ни скрывался иудей, пусть выйдет, и ему не будет причинено никакого вреда». Более сообразительные из иудеев не поддавались на обман и не выходили из своих убежищ, другие выходили и их тотчас забирали в плен. О них и гласит стих пророка: «И стал Ефрем как глупый, бессмысленный голубь». Собрались иудеи в долине Бет‑ Римон. Узнав об этом, Адриан сказал своему военачальнику: – Приказываю, чтобы, пока я ем этот ломтик хлеба и бедрышко курицы, ни одного иудея не осталось в живых! Окружили иудеев войска и умертвили всех до единого. Прятавшиеся в пещерах выходили по ночам и, по трупному запаху отыскивая тела убитых, приносили трупы в свои пещеры и питались их мясом. (Еха‑ Р. )
IV. Дети Сионские
Доег бен Иосиф остался в детском возрасте сиротою без отца. Мать его ежедневно взвешивала его и по прибавлявшемуся весу жертвовала золото в храм. Во время осады она, мучимая голодом, заколола его и съела. О ней говорил в плаче своем Иеремия:
«Взгляни, Господь, над кем подобное совершил Ты, Чтоб ели женщины свой плод, Детей, взлелеянных с любовью? » И, вторя пророку, восклицал Дух Святой: «Чтоб в храме Божьем пали Убитыми священник и пророк! » (Иома., 34 ) На одном корабле везли четырехсот пленных детей, мальчиков и девочек, предназначенных для гаремов. Сообразив, куда их везут, дети рассуждали между собою: «Если бы мы утонули в море, мы удостоились бы жизни вечной за гробом? » Более взрослый из них стал разъяснять им: «Господь сказал: “От Васана возвращу, возвращу из глубины морской”, «От Вассана» – из пасти львиной[108], “из глубины морской”» – утонувших в море». Услыша слова эти, девочки бросились через борт и утонули. Видя это, мальчики сказали: «Если девочки, для которых попадать в гаремы есть явление обыкновенное, поступили так, то нам тем более следует сделать это». И также бросились в море. (Гит., 57 )
Сын и дочь раби Измаила бен Елиша попали в плен, он – к одному римлянину, она – к другому. По прошествии времени оба эти римлянина разговорились при встрече. – Имеется у меня раб, – сказал один, – красивее которого не найдется никого на свете. – А у меня, – сказал другой, – есть рабыня такой красоты, что равной ей не сыскать во всем мире. И порешили римляне поженить раба на рабыне и детьми, которые родятся от них, делиться между собою. Ввели обоих пленных и оставили их в одной комнате. Забившись в разные углы, сидели они, оплакивая судьбу свою. – Мне, – говорил юноша, – священнику, потомку первосвященников, взять в жены рабыню!
– Мне, – причитывала девушка, – дочери первосвященника, сделаться женою раба! Всю ночь провели они в слезах. При свете зари они узнали друг друга. С воплями кинулись они друг другу в объятия и рыдали до тех пор, пока отлетели души их. (Там же, 58 )
Дочь первосвященника, Цафнеф бат Пениил, женщина редкой красоты, попала в плен. После проведенной с нею ночи, полонивший ее римлянин надел на нее семь туник и вывел для продажи на рынок. Явился покупатель, человек крайне безобразного вида, и стал требовать, чтобы римлянин сначала дал ему взглянуть на красоту рабыни. – Нечего тебе, негодный ты человек, глядеть; говорю тебе, что другой такой красавицы на свете нет. – А все‑ таки, покажи, – настаивал тот. Начала Цафнаф снимать с себя туники; шесть сняла, а последнюю разодрала она на себе, бросилась на землю и вывалялась в прахе. – Владыка мира! – вопила она, – если нас не пощадил Ты, святости имени великого Твоего зачем не щадишь Ты? И о ней плакал Иеремия, говоря: «О, дочь народа моего! Во вретище ты облекись и в пепле Валяйся, и оплакивай себя, Как плачут о единственном ребенке: Придет на нас внезапно истребитель». Не сказано «на тебя», но «на нас », т. е. на Меня, Господа, и на тебя, народ, пришел истребитель. (Там же )
Одним иноземцем взята была в плен девушка израильтянка. Девушка жила у него в доме и занималась хозяйством. Однажды был ему в сновидении голос: «Отпусти девушку эту из дома своего». Воспротивилась этому жена его. И снова был ему во сне голос: «Если ты не отпустишь ее, я убью тебя». Встал он и отпустил ее на свободу. Сам же пошел вслед за нею, говоря: «Пойду, посмотрю, что станется с нею». В дороге девушка почувствовала жажду и спустилась к источнику напиться. В ту минуту, когда она оперлась рукою на ограду у источника, ужалила ее змея, и она умерла и упала в воду. Видевший это иноземец извлек ее из воды, унес и похоронил. Придя домой, он сказал жене: – Народ этот, как видишь, воистину обречен на гибель гневом Отца Небесного. (Аб. д. Нат., 17 )
Когда Накдимон бен Горион выходил из дому в бет‑ гамидраш, вся дорога устилалась перед ним шелковыми тканями, и бедные шли за ним и забирали себе эти ткани.
Когда он умер, дочери его назначено было из наследства четыреста золотых ежедневно на благовонные вещества. – Дочерям вашим желаю не более этого! – сказала она, недовольная назначенной суммой. Невестке Накдимона назначено было двести саа вина на один приварок в неделю. И она тоже осталась недовольной. Говорил р. Елазар без Садок: – Дай Господь также мне увидеть народ наш в благоденствии, как видел я дочь Накдимона бен Гориона, подбирающей в Ако ячменные зерна из‑ под копыт лошадиных. Выезжал из Иерусалима, верхом на осле, р. Иоханан бен Заккай и шли за ним ученики его. По дороге встретилась ему молодая женщина, которая подбирала ячменные зерна из помета арабских стад. Увидя приближающегося р. Иоханана, женщина закрыла себе лицо волосами и, приблизившись к нему, проговорила: – Учитель! Дай мне на пропитание. – Кто ты, дочь моя? – спросил р. Иоханан. Женщина не отвечала. – Дочь моя, скажи – кто ты? – повторил р. Иоханан. – Я дочь Накдимона бен Гориона. – Куда же девалось богатство твоего отца? – Учитель! Не даром говорится: «Денег в прок не засолишь». – А богатство свекра твоего? – Пошло туда же. А помнишь ли, учитель, как ты свидетелем на брачном договоре моем подписался? – Помню, – сказал р. Иоханан, обращаясь к ученикам, – в подписанном мною брачном договоре говорилось, что она получает тысячу тысяч золотых динариев из имущества отца, кроме приданного со стороны свекра. Заплакал р. Иоханан бен Заккай и так сказал он: – Благо тебе, Израиль, когда ты следуешь заветам Господа, – нет тогда ни народа, ни племени, властных над тобою. Когда же ты идешь против воли Господа, Он подчиняет тебя ничтожному народу, и не только людям, но и скоту народа этого. (Кет., 65–67; Аб. д. Нат. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|