Ученики р. Иоханана. «По‑человечески». «Как не плакать?». Предсмертное благословение. Кожанный мех и мыши
Ученики р. Иоханана
Пять учеников было у р. Иоханана бен Заккая: р. Элтэхер бен Гиркан, рю Иошуа бен Ханания, р. Иосе‑ Коген, р. Симеон бен Натанаил и р. Элазар бен Арах. Качества их р. Иоханан определял так: Элиэзер бен Гиркан – водоем цементированный, не теряющий ни капли. Иошуа бен Ханания – благо родившей его[136]. Иосе‑ Коген – образец благочестия. Симеон бен Натанаил страшится малейшего греха. Элазар бен Арах – неустанно бьющий родник знания. (Аб., 2 )
«По‑ человечески»
Когда у р. Иоханана бен Заккая умер сын, пришли ученики утешать его. Первым вошел р. Элиэзер, сел перед ним и сказал: – Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? – Говори. – Прародитель Адам имел сына, и когда сын этот пал мертвым, Адам утешился в своей скорби, что2 подтверждается его же словами: «Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля». Утешься и ты, учитель! – Разве мало для меня моей собственной скорби, – ответил р. Иоханан, – что ты еще про скорбь Адама напоминаешь мне? Вошел р. Иошуа и сказал: – Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? – Говори. – Иов имел сыновей и дочерей, и все они погибли в один день. И Иов утешился, говоря: «Бог дал и Бог взял. Да будет благословенно имя Господне! » Утешься и ты, учитель! – Разве мало для меня моей собственной скорби, – ответил р. Иоханан, – что ты еще про скорбь Иова напоминаешь мне? Вошел р. Иосе и сказал: – Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? – Говори. – Аарон имел двух, уже возмужалых, сыновей; оба они погибли в один день. И Аарон утешился, что2 подтверждается сказанным: «И Аарон молчал ». А в такие минуты возможность оставаться молчаливым есть уже сама по себе утешение. Утешься и ты, учитель!
– Разве мало для меня моей собственной скорби, – ответил р. Иоханан, – что ты еще про скорбь Аарона напоминаешь мне? Вошел р. Симеон и сказал: – Разрешишь ли, учитель, сказать тебе слово утешения? – Говори. – Царь Давид имел сына; сын умер, и Давид утешился, что2 подтверждается сказанным: «И Давид утешил жену свою Бат‑ Шеба, и она родила. И он назвал сына именем Соломон». Утешься и ты, учитель! – Разве мало для меня моей собственной скорби, – ответил р. Иоханан, – что ты еще о скорби царя Давида напоминаешь мне? Входил р. Элазар бен Азария. Завидя его, р. Иоханан сказал слуге: – Возьми скорей умывальный сосуд и ступай за мною в ванную. Я хочу уйти, потому что это великий человек – и мне не устоять перед ним. Но р. Элазар успел войти и, сев перед р. Иохананом, обратился к нему с такими словами: – Скажу тебе притчу.
Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. День за днем человек этот со слезами и вздохами повторял: «Горе мне! Когда, наконец, я благополучно освобожусь от обязанности оберегать отданное мне на хранение сокровище? » – Так и с тобою, учитель: дал тебе Бог сына, который ревностно изучал и Тору, и слово пророческое, и поучения мудрецов наших. И безгрешным и чистым ушел он из мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение? – Элазар, сын мой! – радостно сказал р. Иоханан, – по человечески [137] утешил ты меня! (Аб. – де‑ р. Н., 14 )
«Как не плакать? »
Когда р. Иоханан бен Заккая заболел, ученики пришли его проведать. При виде их слезы потекли у него из глаз. – Учитель! – заговорили они, – светоч Израиля! Столп народный! Молот могучий! О чем плачешь ты? Отвечал р. Иоханан: – Дети мои! Если бы меня повели к царю смертному, который сегодня здесь, а завтра в могиле, и гнев которого не вечен; и если он в темницу заключит меня, то не на веки, и если казнит меня, то казнь та не вечная; и словами можно умилостивить его, и подарками задобрить, – я и тогда плакал бы. Тем более теперь, когда поведут меня к Царю царей, свят и благословен Он, жив и сущ во веки вечные! Если Он вознегодует на меня, негодование это будет вечным, и если Он в темницу заключит меня, заключение это будет вечным, казнит меня – казнь моя станет казнью вечною. И словами мне не умилостивить Его и подарками не задобрить. И мало того: два пути лежат передо мною – один в рай, другой в ад, и не знаю я, которым их двух путей поведут меня. Как же не плакать мне?
Предсмертное благословение
– Учитель, благослови нас! – стали просить ученики. – Да будет воля Господня, – произнес р. Иоханан, – чтобы страх перед Богом был также силен в вас, как страх перед людьми! – И этого достаточно, учитель? – О, дал бы только Бог! Вы знаете – совершающий преступление повторяет одно: «Только бы никто не заметил сделанного мною! » (Берах., 28) Со смерти рабан Иоханана бен Заккая погас блеск Мудрости. (Сот., 49 )
Кожанный мех и мыши
Пока был жив р. Иоханан бен Заккая, все пятеро учеников оставались при нем. После кончины его они переселились в Ямнию, за исключением Элазара бен Араха, который возвратился к жене своей, жившей в местности, богатой источниками и растительностью. Рассчитывал он, что товарищи придут к нему, и после напрасных ожиданий решил самому отправиться к ним. Но жена воспротивилась этому, говоря: – Кто нуждается в ком? – Они во мне. – И так: кожаный мех[138] и мыши – кто к кому идет обыкновенно? Мыши к меху, или мех к мышам? Послушался р. Элазар жены и остался дома, пока не позабыл все, чему учился. Через известное время явились товарищи и стали предлагать ему ученые вопросы. Но Элазар уже не умел отвечать им. (Ког. – Р. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|