Во славу суда и Закона. Хони Гамеагель и его потомки. Моление о дожде. Сон Хони Гамеагеля. Ученые и поденщики
Во славу суда и Закона
Вступились родственники казненных колдуний, и двое из них оговорили сына р. Симеона в преступлении, караемом смертной казнью. Когда приговоренный был выведен на место казни, он воскликнул: – Если есть на мне вина в деле этом, пусть казнь послужит мне возмездием. Если же невинен я, пусть смертью своей искуплю все свои прегрешения, а кровь моя падет на головы ложных доносчиков! Услыша эти слова, доносчики раскаялись и заявили: – Мы свидетельствовали ложно. Вознамерился р. Симеон тут же освободить сына, но тот сказал: – Отец! Если желаешь, чтобы через тебя пришло спасение [118], то оставь меня подобно «порогу на попрание»[119], (Там же )
Хони Гамеагель и его потомки
Моление о дожде
Однажды, когда приближался конец месяца Адар[120] и не было дождя, стали просить Хони Гамеагеля: – Помолись о дожде. – Внесите со двора пасхальные очаги[121], дабы они не размокли, – сказал Хони. Начал он молиться, но дождь не шел. Тогда он очертил круг и, стоя в середине, воззвал: – Творец вселенной! Дети Твои обратились ко мне, как к возлюбленному Твоему сыну, – и вот поклялся я, что не сойду с этого места прежде чем Ты не смилуешься над детьми Своими. Стало слегка накрапывать. – Учитель! Опора жизни нашей! – сказали Хони ученики, – сдается нам, что только для освобождения тебя от клятвы дождь едва‑ едва накрапывать начал. – Не о том просил я, – возобновил молитву свою Хони, – о проливном дожде я прошу. Разразился ливень. – Учитель! Опора жизни нашей! – сказали ученики, – ливень весь мир грозит разрушить. И воззвал Хони к Всевышнему: – Не о том просил я. Молю Тебя: дождя благословенного и благодатного пошли нам, Господи!
Пошел дождь умеренный, но шел так долго, что вынужден был народ подняться на Храмовую Гору, умоляя Хони: – Учитель! Ты молился о дожде; помолись, чтобы дождь наконец прекратился. – Установлено запрещение, – сказал Хо‑ ни, – творить молитву против излишнего обилия дара Божьего[122]. Тем не менее приведите вола для благодарственного жертвоприношения. Привели вола. Возложил Хони руки на него и воззвал к Господу: – Владыка вселенной! Народ Твой Израиль, из Египта выведенный Тобою, не в силах устоять ни против изобилия добра, ни против непосильных испытаний, – ни против Твоего гнева, ни против безграничной благости Твоей. Да будет же воля Твоя, чтобы прекратился дождь и наступила ясная погода.
И сразу подул ветер, развеялись тучи, засияло солнце, и пошел народ грибы собирать. По этому поводу патриарх р. Симеон бен Шетах велел сказать от его имени Хони: – Не будь ты Хони Гамеагель, я подверг бы тебя строжайшему наказанию[123]. Но что поделаешь с тобою, если ты перед самим Господом нежишься, как избалованное дитя перед отцом, исполняющим все прихоти его: «Поведи меня, отец, в теплой воде купаться». Отец ведет его: «Поведи меня купаться в холодной воде». Ведет его. «Дай мне орехов, миндалю, персиков, гранатовых яблоков». Дает ему. Так и ты. И о тебе это сказано: «Отец твой возрадуется, и возликует родившая тебя». (Таан., 23 )
Сон Хони Гамеагеля
Сказание р. Иоханана о Хони: – Всю жизнь тревожил праведника этого смысл стиха: «Когда возвращал Господь пленников Сиона, мы были как в сновидении». «Возможно ли, – говорил он, – семьдесят лет[124] бредить во сне? » Однажды, находясь в пути, Хони увидел человека, занятого посадкою рожкового дерева. – Через сколько времени принесет это дерево плоды? – спросил Хони. – Через семьдесят лет. – Но разве ты уверен, что проживешь еще семьдесят лет и будешь есть плоды с этого дерева?
На это человек тот ответил: – Я застал на свете рожковые деревья; и вот, также как предки мои взростили деревья эти для меня, я взрощу их для моих потомков. Сел Хони поесть хлеба, и напал на него сон. Выступил утес и образовал вокруг него ограду. Когда Хони проснулся, он увидел человека, собирающего плоды с того дерева. – Ты ли это, – спросил Хони, – тот самый, которым посажено это дерево? – Дерево это, – ответил человек, – посажено моим дедом. – Очевидно, – сказал себе Хони, – я проспал семьдесят лет. Взглянул он туда, где оставил свою ослицу, а там табуны целые. Направился Хони к своему жилищу. – Дома ли, – спросил он, – сын Хони Гамеагеля? – Сына, – ответили ему, – уже нет на свете, а жив его внук. – Я Хони Гамеагель, – заявил он. Не поверили. Пришел он в академию и слышит – ученые говорят: – Это толкование также ясно, как во времена Хони Гамеагела, который разъяснял всякий ученый вопрос, как только являлся в академию. – Я и есть Хони Гамеагель, – заявил он ученым. Но и те не поверили и должного почета ему не оказали. Пал Хони духом, стал молить о милосердии Господнем. И принял Господь душу его.
По этому поводу говорил Рава. – Правы люди говоря: «Либо общение с людьми, либо смерти». (Таан., 23)
Ученые и поденщики
Аба‑ Хелкия был внуком Хони Гамеагеля. Когда страна страдала от бездождия, законоучители обращались к нему, прося помолиться о милосердии Божием – и по его молитве шел дождь. Придя однажды и не застав его дома, отправились в поле, где он в то время полол. Подошли к нему с приветствием, но он не ответил. К вечеру, набрав вязку хвороста, он направился домой. Дрова и мотыгу он нес на одном плече, а верхнюю одежду свою на другом. Всю дорогу шел босой, а чтобы перейти через ручей надел сандалии. Пробираясь через терновник, поднял повыше края одежды. При приближении его к месту, где он жил, жена вышла нарядной к нему навстречу. В дом он дал войти сначала жене, за нею вошел сам, а законоучителей впустил последними. Сел за обед, а их к столу не пригласил. Раздавая хлеб детям, старшему дал ломоть, младшему два ломтя. Потом он сказал жене:
– Я знаю, законоучители пришли не иначе, как по поводу дождя. Пойдем поднимемся на кровлю и помолимся Господу, быть может, смилуется Всевышний и пошлет дождь. И пусть не говорят, что благодаря нам произошло это. Придя наверх, встали он в одном углу, жена в другом и начали молиться. Первым появилось облако с той стороны, где стояла жена. Сойдя вниз, он обратился к пришедшим, спрашивая: – Чего ради, наставники мои, вы пришли ко мне? Нас послали просить тебя помолиться о дожде. – Ну что ж, – ответил он, – благословен Господь, избавивший вас от нужды в молитве Аба‑ Хелкии. На это они сказали: – Мы уверены, что только по твоей молитве пошел дождь. Теперь просим тебя, раби, объяснить непонятные для нас поступки твои: – Почему не ответил ты на наше приветствие? – Потому, – пояснил Аба‑ Хелкия, – что я нанят был на поденную работу и невправе был отрываться от нее. – Почему ты дрова нес на одном плече, а плащ на другом? – Плащ этот чужой, и мне одолжили его для надевания, но не для носки дров. – Почему всю дорогу ты шел босой, а дойдя до ручья обулся? – На суше видно, что2 под ногами, а в воде не видно. – Зачем, перебираясь через терновник, ты поднял края одежды? – Пораненное тело можно залечить, а платья не залечишь. – Для чего при приближении твоем жена твоя вышла к тебе на встречу нарядной? – Чтобы я не стал заглядываться на других женщин. – Почему вошла в дом первою твоя жена, за нею ты, а нам дал ты войти последними? – Потому, что вы недостаточно знакомы мне. – Почему, садясь за стол, ты не сказал нам, по обычаю: «Садитесь и разделите со мною трапезу? » – Потому, что хлеба было недостаточно, и я не хотел, чтобы вы благодарили меня напрасно. – Почему старшему сыну дал ты один ломоть, а младшему два? – Старший остается дома, а младший ходит в школу. – Почему первым появилось облако с той стороны, где стояла и молилась твоя жена? – Жена, бывая постоянно дома, подает бедному хлеб, и голод его немедленно утоляется. Я же подаю милостыню деньгами – и голод бедного не сейчас утоляется. (Таан., 23)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|