Ради малых сих. Гиллель старший. Вступление в академию. Долготерпение Гиллеля. «Вся суть Торы». «Хочу быть первосвященником!»
Ради малых сих
Ханан Ганехба был сыном дочери Хони Гамеагеля. Когда стояло бездождие, ученые посылали к нему детей из школ, которые, бывало, тянут его за края одежды, крича: «Отец! Отец! Дай нам дождя! » И Ханан взывал к Господу: – Владыко вселенной! Сделай ради малых сих, не различающих между Отцом, посылающим дождь на землю, и отцом, не во власти которого посылать дождь. (Таан., 23 )
Гиллель старший
Вступление в академию
Рассказывают про Гиллеля, что он нанимался на поденную работу и, получая полдинарий в день, половину отдавал привратнику академии, а другую половину тратил на пропитание своей семьи. Однажды случилось так, что он остался без заработка, и привратник не впустил его в академию. Тогда он взобрался на кровлю и, держась в полувисячем положении, припал лицом к решетчатому просвету, чтобы услышать слово Бога Живого из уст законоучителей Шемайи и Авталиона. Случилось это, рассказывают, в канун субботы, в зимнюю пору. Выпал снег и засыпал его. Когда стало рассветать, Шемайя сказал Авталиону: – Брат Авталион! Всегда в это время светло, а сегодня темно. На столько ли облачно сегодня? Взглянули на верх и видят человеческий облик в просвете. Взошли на кровлю и нашли Гиллеля покрытым слоем снега в три локтя толщиною. Очистив его от снега, умыли, умастили елеем и усадили у очага. «Этот, – сказали Шемайя и Авталион, – заслуживает, чтобы ради него и субботний покой нарушить». (Иома, 35 )
Долготерпение Гиллеля
Был такой случай: Двое заспорили о том, возможно ли рассердить Гиллеля. – Уж я‑ то выведу его из терпения! – говорил один. Побились об доклад в четыреста зуз[125].
Было это в канун субботы. Гиллель в то время собирался купаться. Пошел тот человек и, проходя мимо дверей Гиллеля, стал выкрикивать: – Кто здесь Шиллель? Кто здесь Гиллель? Оделся Гиллель и вышел к нему: – Что угодно тебе, сын мой? – Хочу задать тебе один вопрос. – Спрашивай, сын мой, спрашивай. – Отчего у вавилонян головы неправильной формы? – Сын мой, – сказал Гиллель, – важный вопрос ты задал мне, – оттого, что у вавилонян нет хороших повивальных бабок. Ушел тот человек. Но через некоторое время вернулся и вновь принялся выкрикивать: – Кто здесь Гиллель? Кто здесь Гиллель? Оделся Гиллель и, выйдя к нему, спросил: – Что угодно тебе, сын мой? – Хочу задать тебе один вопрос. – Спрашивай, сын мой, спрашивай. – Отчего у тармудян глаза больные? – Важный вопрос, сын мой, задал мы мне, – должно быть оттого, что они в песчаных местностях живут. Ушел тот человек, но вскоре вернулся и вновь давай кричать: – Кто здесь Гиллель? Кто здесь Гиллель? Отделся Гиллель и вышел к нему: – Что угодно тебе, сын мой? – Хочу задать тебе один вопрос. – Спрашивай, сын мой, спрашивай. – Отчего у апракийцев ступни широкие? – Важный вопрос, сын мой, задал ты мне, – оттого, что они живут среди болот. – Много еще вопросов я имею, но боюсь рассердить тебя. Облачился в одежды Гиллель, сел и говорит: – Спрашивай обо всем, что желаешь. – Тот ли ты Гиллель, которого величают князем израильским? – Да. – Пусть же не будет много тебе подобных в Израиле! – Почему, сын мой? – Потому, что из‑ за тебя я потерял четыреста зуз. – Будь же впредь осмотрительней. Ты не один раз четыреста зуз потеряешь, а рассердить Гиллеля тебе не удастся. (Шаб., 30–31 )
«Вся суть Торы»
Был такой случай: Приходит некий иноверец к Шаммаю и говорит: – Я приму вашу веру, если ты научишь меня всей Торе, пока я в силах буду стоять на одной ноге.
Рассердился Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером, прогнал иноверца. Пошел тот к Гиллелю. И Гиллель обратил его, сказав: – Не делай ближнему того, что себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись. (Там же)
«Хочу быть первосвященником! »
Еще был случай: Некий иноверец, проходя по задворку школы, услышал голос читавшего из Писания: «И вот одежды, которые должны они сделать: наперсник и ефод, и верхняя риза, и хитон тонкий, кидар и пояс». – Для кого это? – спросил иноверец. – Для первосвященника, – ответили ему. «Пойду, – подумал тот человек, – приму иудейскую веру и сделаюсь первосвященником! » Пришел он к Шаммаю и говорит: – Обрати меня с тем, чтобы я стал первосвященником. Шаммай прогнал его. Пришел он к Гиллелю. Обратил его Гиллель и сказал: – Не венчают человека на царство прежде, чем он не усвоит весь обиход царский. Начал новообращенный читать Писание. Дочитав до стиха: «А если приблизится[126] посторонний, смерти предан будет», – спросил: – О ком в этих словах говорится? – О всяком человеке, несвященнического рода, будь это сам Давид, царь израильский, – ответил Гиллель. И рассудил тот человек так: «Если и про израильтян, прозванных детьми Божьими и Самим Господом любовно именуемых: «сын мой, первенец мой Израиль», если и про них сказано: «посторонний смерти предан будет», то тем более пришедший с посохом и котомкою, человек чужой и ничтожный». Придя затем к Шаммаю, он сказал: – Разве не вполне понятно[127], почему недостоин я быть первосвященником? Ведь сказано в Торе: «Если приблизится посторонний, смерти предан будет». А к Гиллелю придя, сказал: – Кроткий Гиллель! Будь благословен за то, что помог мне приблизиться к благодати Господней. Случай этот законоучители приводили в пример, поучая: «Будь всегда кроток как Гиллель, а не вспыльчив как Шаммай». (Там же )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|