Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ранжированные переменные, вычисление производных.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. ДАЛЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

«КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОГРАМИРОВАНИЕ»

тема: «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ MATHCAD 11. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ»

(для студентов технических специальностей)

 

 

У Т В Е Р Ж Д Е Н О

на заседании кафедры

«Компьютерные системы и сети»

Протокол № от

 

Луганск, ВНУ им. В. Даля, 2007

УДК

 

Методические указания по дисциплине «Компьютерная техника и програмирование», тема «Математический пакет MathCad 11. Лабораторный практикум» / Сост.: Ю.В. Полупан – Луганск: Изд-во Восточноукр. Нац. ун-та, 2006. – стр.

 

 

В методических указаниях изложен перечень лабораторных работ по теме «Математический пакет MathCad 11», приведены образцы выполнения данных работ с подробным объяснением хода решения.

Рассматриваются типы данных, применяемых в документах MathCad, и принципы их ввода-вывода в наиболее простой числовой форме. Приведена методика работы с массивами, которые реализованы в виде векторов и матриц, что максимально приближает стиль вычислений к общепринятой математической форме.

Рассматриваются возможности символьного процессора MathCad 11, что позволяет решить многие задачи математики аналитически, без применения численных методов и, соответственно, без погрешностей вычислений.

Так же в методических указаниях разработаны лабораторные работы, в которых рассматривается решение алгебраических нелинейных уравнений и систем таких уравнений.

 

 

Составители: О.С. Петров, проф.,

Ю.В. Полупан, асс.

 

Отв. за выпуск: Петров А.С.

 

Рецензент:

 

Методические указания представляют MathCad 11, перечень лабораторных работ, предназначенных для выполнения в математическом пакете MathCad 11, с подробным описанием решения данных задач. При этом в качестве примеров применения системы MathCad 11 взяты расчеты, наиболее часто встречающиеся при решении типовых задач в курсе «Высшая математика» университетов и вузов.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

Решение систем линейных уравнений методом Крамера, обратной матрицы и методом Жордана-Гаусса. Векторная алгебра.

Задача I.

Решить заданную систему уравнений, пользуясь формулами Крамера, методом обратной матрицы и методом Жордана-Гаусса.

x - 2y + 3z = 6;

2x + 3y - 4z = 16;

3x - 2y - 5z = 12

Выполнение:

Метод Крамера

1) Изначально необходимо ввести матрицу системы и матрицу свободных членов. Для данного случая:

– матрица системы;

– матрица свободных членов.

а) Для ввода матрицы А щелкните в том месте рабочего окна, в котором хотите создать матрицу A. Введите обозначение А и оператор:=. Вызовите на экран панель инструментов (Матрицы) с помощью последовательности команд: меню Вид - Панели инструментов - Матрицы. Окно имеет вид, изображенный на рис. 1.

 

Рис. 1.

 

Активизируйте кнопку под названием (Создать матрицу или вектор). В появившемся диалоговом окне (рис. 2) введите количество строк (Rows) и количество столбцов (Columns) для создаваемой матрицы А. В вашем случае количество строк 3, количество столбцов 3.

Рис. 2.

 

После выполненных действий в рабочем окне документа появится матрица, в которую необходимо ввести коэффициенты при неизвестных. При введении коэффициентов можно использовать клавишу Tab.

б) Для ввода вектора В щелкните в том месте рабочего окна, в котором хотите создать вектор В. Введите обозначение В и оператор:=. Вызовите на экран панель инструментов (Матрицы) (в том случае, если она па экране отсутствует) с помощью последовательности команд: меню Вид - Панели инструментов - Матрицы. Окно имеет вид, изображенный на рис. 1.

Активизируйте кнопку под названием (Создать матрицу или вектор). В появившемся диалоговом окне (рис. 2) введите количество строк (Rows) и количество столбцов (Columns) для создаваемого вектора В. В нашем случае количество строк 3, количество столбцов 1.

После выполненных действий в поле рабочего документа появится вектор-столбец, вкоторый необходимо ввести коэффициенты при свободных членах решаемой системы. При введении коэффициентов можно использовать клавишу Tab.

2) Вычислим определитель матрицы А. Для этого следует щелкнуть в том месте рабочего листа, где планируется поместить определитель. Щелкните на кнопке (Вычисление определителя) наборной панели (Матрицы). В пустой местозаполнитель появившейся записи внесите имя матрицы |А| и активизируйте клавишу =.

Полученная запись будет иметь вид: |А| = и появится значение определителя матрицы А. Если определитель равен 0, то данная система имеет больше одного решения и не имеет смысла дальнейшее её решение. Если определитель не равен 0, то система имеет единственное решение, которое может быть определено с помощью метода Крамера.

3) Введите матрицы А1, А2, A3 аналогично матрице А. Матрица А1 получается из матрицы А заменой первого столбца в матрице А на столбец свободных членов В, то есть для данной системы имеем:

.

Матрица А2 получается из матрицы А заменой второго столбца в матрице А на столбец свободных членов В, то есть для данной системы имеем:

Матрица A3 получается из матрицы А путем замены третьего столбца на столбец свободных членов В. Матрицу А3 сформировать самостоятельно.

4) Вычислите определители матриц Al, A2, A3. Для этого установите курсор в ту область рабочего листа, где хотите вычислить определитель и активизируйте кнопку (Вычисление определителя) (рис. 1). Создайте запись =. Аналогично вычислите определители матриц А2 и A3 создав записи = и =.

5) Далее, согласно методу Крамера, создайте формулы для вычисления переменных х, у, z и вычислите их.

Формула для вычисления перемененной х: . Для определения непосредственно значения переменной х, установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите х=.

Формула для вычисления у: . Для определения непосредственно значения переменной у, установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите у=.

Формула для вычисления z: . Для определения непосредственно значения переменной z установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите z=.

Матричный метод

1) При решении системы линейных уравнений данным методом ответом будет являться вектор-столбец, который будет состоять из значений переменных х, у, z, при которых данная система преобразуется в тождество.

2) Для решения системы матричным методом запишите формулу решения системы матричным методом. Формула для данного случая имеет вид: , где R - вектор-столбец, состоящий из значений решения системы. Для получения значений искомых переменных установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите R=.

Получим:

3) Решение будет иметь вид . Это значит, что x=7, y=2, z=1. Значения переменных x, y, z, полученные матричным методом, должны быть в точности равны значениям этих перемнных, полученных методом Крамера. Если значения не совпадают, знпачит, в ходе решения либо по методу Крамера либо по методу обратной матрицы были допущены ошибки.

Метод Жордана -Гаусса

1) При решении системы линейных уравнений данным методом ответом будет являться вектор-столбец, который будет состоять из значений переменных x, y, z при которых данная система переобразуется в тождество.

2) Для решения системы методом Жордана-Гаусса запишите формулу, включающую функцию lsolve. Если переменная А обозначает систему, а переменная В обозначает матрицу свободных членов, то данная формула запишется следующим образом: . Для получения значений искомых переменных установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите . Получим:

3) Значения переменных x, y, z, полученные методом Жордана-Гаусса, должны быть в точности равны значениям этих перемнных, полученных методом Крамера и методом обратной матрицы. Если значения не совпадают, значит, в ходе решения либо по методу Крамера либо по методу обратной матрицы были допущены ошибки.

Задача II.

Даны координаты вершин А1=(2, -3, 5), А2=(0,2,1), А3=(-2,-2,3), А4=(3,2,4). Средствами векторной алгебры найти:

а) длину ребра А1А2;

б) угол между ребрами А1А2 и А1А3;

в) площадь грани А1А2А3;

г) объём пирамиды А1А2А3А4;

д) высоту пирамиды.

Выполнение:

Введите векторы-столбцы А1, А2, А3, А4 в следующем виде:

а) Для нахождения длины ребра А1А2 необходимо определить этот вектор. Согласно векторной алгебре записываем формулу для определения самого вектора: А1А2:=А2-А1. Для определения длины вектора А1А2 с помощью наборной панели матрицы создайте запись: . Ответ будет получен автоматически и равен 6.708. Для дальнейших вычислений определим вектора А1А3 и А1А4 как

А1А3:=А3-А1

А1А4:=А4-А1

б) Угол между ребрамии определим по формуле известной из курса векторной алгебры:

Для вывода результата, вычисленного по формуле, левее или ниже данной формула запишите .

в) Площадь грани А1А2А3 находим по следующей формуле:

г) Объём пирамиды находим по следующей формуле:

д) Высоту пирамиды вычислим по формуле:

ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Задача 1.

Постановка задачи: Решить две системы линейных уравнений методом Крамера, Матричным методом и методом Жордана-Гаусса.

1. В математической системе MathCad создать файл и занести в него условие задачи в соответствии с вариантом (таблица 1). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «СЛУ-Фамилия».

2. Решить систему линейных уравнений тремя методами. Получить результат в дробном и вещественном виде.

Т а б л и ц а 1.

Варианты заданий

№ варианта Система № варианта Система
  x1-x2+2x3 =2 3x1+x2-x3 =3 4x1-x2-5x3 =-2 x1+8x2-5x3=-7 3x1+2x2+x3=1 2x1-3x2+2x3=9   6x1+6x2+2x3=-11 11x1+9x2+2x3=-22 4x1+5x2+2x3=-5 12x1+6x2+x3=5 19x1+16x2+7x3=256 x1+ x2 =-2
  3x1-3x2-4x3=-1 6x1-6x2+x3=0 4x1-9x2-2x3=-3 3x1+4x2+7x3=1 -2x1+5x2-3x3=1 5x1-6x2+11x3=-3   4x1+3x2+2x3=1 4x1+5x2+2x3=3 3x1+2x2+3x3=5 6x1+9x2+4x3=-8 -x1-x2+x3=2 10x1+16x2+7x3=-15
  2x1-x2-x3=4 3x1+4x2-2x3=11 3x1-2x2+4x3=11 2x1+x2-x3=-1 2x1-x2+2x3=-4 4x1+x2+4x3=-2   x1+x2+x3=-1 3x1+4x2+3x3=-6 9x1+8x2+5x3=-10 -x1+3x2-2x3=2 2x1-x2+3x3=1 2x1-3x2+4x3=-1
  x1+2x2-2x3=-3 2x1+x2-2x3=0 3x1+x2+4x3=6 x1+2x2+3x3=5 x1+3x2+2x3=1 3x1+x2+2x3=11   3x1+2x2+2x3=-1 2x1+5x2+3x3=-6 3x1+4x2+4x3=-5 2x1+4x2+3x3=0 x1+5x2+4x3=-3 -3x1+5x2+3x3=-11
  4x1+x2+2x3=-2 -x1+2x2+3x3=5 -2x1+3x2+x3=8 4x1+2x2+x3=31 2x1+x2+5x3=29 x1-x2+3x3=10   2x1+2x2+x3=2 3x1+3x2+x3=1 2x1-x2 =8 x1+3x2+5x3=-8 x1+4x2+8x3=-15 x1+2x2+6x3=-13
  6x1+7x2+3x3=2 3x1+x2-2x3=2 2x1+2x2+x3=1 9x1+9x2+5x3=2 4x1-x2-2x3=-5 14x1+13x2+7x3=-1   2x1-4x2+9x3=28 7x1+3x2-6x3=-1 7x1+9x2-9x3=5 x1+x2-x3=36 x1-x2+x3=13 x1-x2-x3=-7
  -2x1+3x2+4x3=5 3x1-x2-3x3=-1 -x1+2x2+2x3=3 3x1+3x2+x3=8 7x1+6x2+2x3=18 7x1+9x2+2x3=21   x1+2x2+x3=4 3x1-5x2+3x3=1 2x1+7x2-x3=8 7x1+2x2+3x3=15 5x1-3x2+2x3=15 10x1-11x2+5x3=36
15. 9x1+7x2+3x3=-10 14x1+9x2+4x3=-15 3x2+2x3=5 4x1+2x2+x3=31 2x1+x2+5x3=29 x1-x2+3x3=10 16. x1+x2+x3=36 2x1 -3x3=-17 6x1 -5x3=7 2x1-4x2+9x3=28 7x1+3x2-6x3=-1 7x1+9x2-9x3=5
  3x1-3x2-4x3=-1 6x1-6x2+x3=0 4x1-9x2-2x3=-3 x1+x2+x3=-1 3x1+4x2+3x3=-6 9x1+8x2+5x3=-10   3x1+4x2+7x3=1 -2x1+5x2-3x3=1 5x1-6x2+11x3=-3 x1+2x2-2x3=-3 2x1+x2-2x3=0 3x1+x2+4x3=6
  x1+2x2+3x3=5 x1+3x2+2x3=1 3x1+x2+2x3=11 6x1+7x2+3x3=2 3x1+x2-2x3=2 2x1+2x2+x3=1   2x1+4x2+3x3=0 x1+5x2+4x3=-3 -3x1+5x2+3x3=-11 x1+2x2+x3=4 3x1-5x2+3x3=1 2x1+7x2-x3=8

Задача 2.

Постановка задачи: Даны координаты вершин ABCD. средствами векторной алгебры найти: а) длину ребра AB; б) угол между рёбрами AB и AC; в) площадь грани ABCD; объём пирамиды ABCD; г) высоту пирамиды ABCD.

В математической системе MathCad создать файл и решить в нем поставленную задачу в соответствии с вариантом (таблица. 2). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «Пирамида-Фамилия». Где возможно, получить результат в дробном и вещественном виде. Сохранить файл «Пирамида-Фамилия» локально на диске.

Задача 3.

Постановка задачи: Даны точки A, B, C, D. Положим а = , b = . Найти:

а) векторы 2а+b и а-2b;

б) модули векторов |2а+b| и |а-2b|;

в) скалярное произведение (2а+b)×(a-2b);

г) векторное произведение [(2а+b),(a-2b)];

д) угол между векторами (2а+b)×и (a-2b).

В математической системе MathCad создать файл и решить в нем поставленную задачу в соответствии с вариантом (таблица. 2). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «Векторы-Фамилия». Где возможно, получить результат в дробном и вещественном виде. Сохранить файл «Векторы-Фамилия» локально диске.

Т а б л и ц а 2.

Варианты заданий

1. A(1,0,2) B(-1,2,3) C(2,3,1) D(-3,4,5,)
2. A(0,3,-2) B(4,1,3) C(-1,1-1) D(3,2,4)
3. A(-1,-1,0) B(1,1,1) C(-2,1,0) D(0,-2,7)
4. A(0,2,0) B(-2,0,0) C(3,1,0) D(0,-1,-3)
5. A(2,1,-1) B(-1,-3,-1) C(0,-1-1) D(2,4,1)
6. A(2,2,-1) B(0,0,0) C(0,-4,0) D(2,0,0)
7. A(-3,2,4) B(-3,-3,4) C(0,-3,4) D(-1,-1,4)
8. A(5,6,1) B(6,1,4) C(1,2,3) D(2,0,2)
9. A(-5,6,0) B(-6,-2,1) C(-3,4,-1) D(-1,-7,0)
10. A(10,9,0) B(9,8,1) C(8,7,1) D(7,6,0)
11. A(7,7,0) B(5,6,0) C(4,5,1) D(3,4,1)
12. A(-5,-2,0) B(-3,-3,1) C(0,5,0) D(9,6,1)
13. A(-1,0,-1) B(1,1,-1) C(1,2,-3) D(0,-2,-4)
14. A(1,6,2) B(-1,0,1) C(4,2,3) D(-1,-1,4)
15. A(3,6,4) B(3,5,3) C(2,4,2) D(1,0,1)
16. A(7,2,7) B(9,1,7) C(9,7,6) D(-1,-1,7)
17. A(4,-3,2) B(1,-7,2) C(-1,0,1) D(1,1,1)
18. A(0,-5,3) B(2,2,2) C(0,-3,1) D(7,7,2)
19. A(1,6,7) B(0,6,7) C(-4,5,6) D(-4,-4,8)
20. A(2,1,-1) B(-1,-3,-1) C(0,-1-1) D(2,4,1)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2.

Ранжированные переменные, вычисление производных.

Дана функция .

а) найти первую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести первую производную к одному знаменателю;

б) найти вторую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести вторую производную к одному знаменателю;

в) вычислить значение первой и второй производной в интервале [4;5] с шагом 0.2;

г) найти сумму:

в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной;

в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной;

в качестве слагаемых которой будут служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной;

д) найти произведение:

в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной;

в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной;

в качестве аргументов которой будет служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной;

е) на одном графике построить графики функций .

ВЫПОЛНЕНИЕ:

а) Зададим функцию в виде:

Знак суммы «+» и разности «-» ставится после дроби следующим образом:

– установите курсор в знаменатель дроби, например и активизируйте клавишу «Пробел»;

– после того как курсор будет помещен после дроби, выделив её при этом , активизируйте клавишу «+».

б) Для нахождения первой производной воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), рис. 3.

 

Рис. 3.

 

Получим выражение первой производной в виде, рис. 4:

 

Рис. 4.

 

Присвоим функции выражение первой производной функции рис 5:

 

Рис. 5.

 

Для того, чтобы привести функцию к одному знаменателю, выделим выражение, которое необходимо привести к одному знаменателю (рис. 6) и выполним последовательность действий меню Символы-Упростить.

Рис. 6.

 

После выполнения данной последовательности действий ниже выделенного выражения появиться то же выражение, но приведенное к одному знаменателю рис. 7.

 

Рис. 7.

 

в) Для нахождения второй производной аналогично воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), но кнопкой «Производная n-ого порядка» (рис. 8)

 

Рис. 8.

 

Получим выражение второй производной в виде, рис. 9:

 

Рис. 9.

 

Присвоим функции выражение второй производной функции рис. 10:

 

Рис. 10.

 

Для приведения функции к одному знаменателю выполним последовательность действий, указанную в пункте (б).

г) Для вычисления значений первой и второй производной в интервале [4; 5] с шагом h=0.2 сначала необходимо определить значения переменной x на данном интервале, то есть определить переменную x как ранжированную переменную. Общий вид ранжированной переменной следующий:

 

имя_переменной:=

начальное_значение_интервала,(начальное_значение_интервала+

+шаг)..(конечное_значение_интервала)

В нашем случае:

имя_переменной – x;

начальное_значение_интервала=a=4; шаг=h=0.2; конечное_значение_интервала=b=5.

Таким образом, чтобы определить ранжированную переменную x в соответствии с условием задачи необходимо в MathCad создать следующую запись (рис. 11):

Рис. 11.

 

Теперь можно вычислить значения первой и второй производной функции , то есть значения функций и соответственно, а также вывести на экран значения переменной x. Для этого достаточно создать следующую запись (рис. 12).

 

Объяснение = f2(a) = f2(a+h) = f2(a+2h) = f2(a+3h) = f2(a+4h) = f2(a+5h)
Рис. 12.

 

д) После того как значения функций и определены на заданном интервале с шагом h, можно найти сумму:

 

Для нахождения суммы воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), рис. 13.

 

 
 


Рис. 13.

 

Активизируем кнопку «Сумматор ранжированных переменных» и создадим запись рис. 14:

 

Рис. 14.

 

Значение суммы расчитывается автоматически после того, как будет поставлен с помощью клавиатуры знак равенства «=». Значение суммы рассчитывается аналогично.

Для нахождения суммы необходимо создать запись рис. 15:

Рис. 15.

 

После того как значения функций и определены на заданном интервале с шагом h, можно найти произведение:

Для нахождения произведения воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), рис. 16.

 

Рис. 16.

 

Активизируем кнопку «Произведение ранжированных переменных» и создадим запись рис. 17:

 

Рис. 17.

 

Значение произведения расчитывается автоматически после того, как будет поставлен с помощью клавиатуры знак равенства «=». Значение произведения и рассчитывается аналогично.

ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Постановка задачи: Дана функция f(x) (таблица 3). Выполнить:

а) найти первую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести первую производную к одному знаменателю;

б) найти вторую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести вторую производную к одному знаменателю;

в) вычислить значение первой и второй производной на указанном интервале с указанным шагом;

г) найти сумму:

в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной х;

в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной х;

в качестве слагаемых которой будут служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной х;

д) найти произведение:

в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной;

в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной;

в качестве арнументов которой будут служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной;

е) на одном графике построить графики функций .

В математической системе MathCad создать файл и решить в нем поставленную задачу в соответствии с вариантом (таблица 3). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «Переменные-Фамилия» локально на диске.

Т а б л и ц а 3.

Варианты заданий

№ варианта Функция Интервал Шаг  
  [15;40] 0.5  
  [25;40] 0.2  
  [-10;-5] 0.1  
  [8;28] 0.4  
  [20;35] 0.2  
  [-15;35] 0.2  
  [5;40] 0.4  
8. [15;36] 0.3
  [10;40] 0.3
  [-40;-10] 0.3
  [-5;-30] 0.2
  [2;8] 0.1
  [2;7] 0.15
  [-5;-25] 0.5
  [3;20] 0.4
           

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...