Ранжированные переменные, вычисление производных.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. ДАЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по дисциплине «КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОГРАМИРОВАНИЕ» тема: «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ MATHCAD 11. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ» (для студентов технических специальностей)
У Т В Е Р Ж Д Е Н О на заседании кафедры «Компьютерные системы и сети» Протокол № от
Луганск, ВНУ им. В. Даля, 2007 УДК
Методические указания по дисциплине «Компьютерная техника и програмирование», тема «Математический пакет MathCad 11. Лабораторный практикум» / Сост.: Ю.В. Полупан – Луганск: Изд-во Восточноукр. Нац. ун-та, 2006. – стр.
В методических указаниях изложен перечень лабораторных работ по теме «Математический пакет MathCad 11», приведены образцы выполнения данных работ с подробным объяснением хода решения. Рассматриваются типы данных, применяемых в документах MathCad, и принципы их ввода-вывода в наиболее простой числовой форме. Приведена методика работы с массивами, которые реализованы в виде векторов и матриц, что максимально приближает стиль вычислений к общепринятой математической форме. Рассматриваются возможности символьного процессора MathCad 11, что позволяет решить многие задачи математики аналитически, без применения численных методов и, соответственно, без погрешностей вычислений. Так же в методических указаниях разработаны лабораторные работы, в которых рассматривается решение алгебраических нелинейных уравнений и систем таких уравнений.
Составители: О.С. Петров, проф., Ю.В. Полупан, асс.
Отв. за выпуск: Петров А.С.
Рецензент:
Методические указания представляют MathCad 11, перечень лабораторных работ, предназначенных для выполнения в математическом пакете MathCad 11, с подробным описанием решения данных задач. При этом в качестве примеров применения системы MathCad 11 взяты расчеты, наиболее часто встречающиеся при решении типовых задач в курсе «Высшая математика» университетов и вузов.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Решение систем линейных уравнений методом Крамера, обратной матрицы и методом Жордана-Гаусса. Векторная алгебра. Задача I. Решить заданную систему уравнений, пользуясь формулами Крамера, методом обратной матрицы и методом Жордана-Гаусса. x - 2y + 3z = 6; 2x + 3y - 4z = 16; 3x - 2y - 5z = 12 Выполнение: Метод Крамера 1) Изначально необходимо ввести матрицу системы и матрицу свободных членов. Для данного случая: – матрица системы; – матрица свободных членов. а) Для ввода матрицы А щелкните в том месте рабочего окна, в котором хотите создать матрицу A. Введите обозначение А и оператор:=. Вызовите на экран панель инструментов (Матрицы) с помощью последовательности команд: меню Вид - Панели инструментов - Матрицы. Окно имеет вид, изображенный на рис. 1.
Рис. 1.
Активизируйте кнопку под названием (Создать матрицу или вектор). В появившемся диалоговом окне (рис. 2) введите количество строк (Rows) и количество столбцов (Columns) для создаваемой матрицы А. В вашем случае количество строк 3, количество столбцов 3. Рис. 2.
После выполненных действий в рабочем окне документа появится матрица, в которую необходимо ввести коэффициенты при неизвестных. При введении коэффициентов можно использовать клавишу Tab. б) Для ввода вектора В щелкните в том месте рабочего окна, в котором хотите создать вектор В. Введите обозначение В и оператор:=. Вызовите на экран панель инструментов (Матрицы) (в том случае, если она па экране отсутствует) с помощью последовательности команд: меню Вид - Панели инструментов - Матрицы. Окно имеет вид, изображенный на рис. 1.
Активизируйте кнопку под названием (Создать матрицу или вектор). В появившемся диалоговом окне (рис. 2) введите количество строк (Rows) и количество столбцов (Columns) для создаваемого вектора В. В нашем случае количество строк 3, количество столбцов 1. После выполненных действий в поле рабочего документа появится вектор-столбец, вкоторый необходимо ввести коэффициенты при свободных членах решаемой системы. При введении коэффициентов можно использовать клавишу Tab. 2) Вычислим определитель матрицы А. Для этого следует щелкнуть в том месте рабочего листа, где планируется поместить определитель. Щелкните на кнопке (Вычисление определителя) наборной панели (Матрицы). В пустой местозаполнитель появившейся записи внесите имя матрицы |А| и активизируйте клавишу =. Полученная запись будет иметь вид: |А| = и появится значение определителя матрицы А. Если определитель равен 0, то данная система имеет больше одного решения и не имеет смысла дальнейшее её решение. Если определитель не равен 0, то система имеет единственное решение, которое может быть определено с помощью метода Крамера. 3) Введите матрицы А1, А2, A3 аналогично матрице А. Матрица А1 получается из матрицы А заменой первого столбца в матрице А на столбец свободных членов В, то есть для данной системы имеем: . Матрица А2 получается из матрицы А заменой второго столбца в матрице А на столбец свободных членов В, то есть для данной системы имеем: Матрица A3 получается из матрицы А путем замены третьего столбца на столбец свободных членов В. Матрицу А3 сформировать самостоятельно. 4) Вычислите определители матриц Al, A2, A3. Для этого установите курсор в ту область рабочего листа, где хотите вычислить определитель и активизируйте кнопку (Вычисление определителя) (рис. 1). Создайте запись =. Аналогично вычислите определители матриц А2 и A3 создав записи = и =. 5) Далее, согласно методу Крамера, создайте формулы для вычисления переменных х, у, z и вычислите их. Формула для вычисления перемененной х: . Для определения непосредственно значения переменной х, установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите х=.
Формула для вычисления у: . Для определения непосредственно значения переменной у, установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите у=. Формула для вычисления z: . Для определения непосредственно значения переменной z установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите z=. Матричный метод 1) При решении системы линейных уравнений данным методом ответом будет являться вектор-столбец, который будет состоять из значений переменных х, у, z, при которых данная система преобразуется в тождество. 2) Для решения системы матричным методом запишите формулу решения системы матричным методом. Формула для данного случая имеет вид: , где R - вектор-столбец, состоящий из значений решения системы. Для получения значений искомых переменных установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите R=. Получим:
3) Решение будет иметь вид . Это значит, что x=7, y=2, z=1. Значения переменных x, y, z, полученные матричным методом, должны быть в точности равны значениям этих перемнных, полученных методом Крамера. Если значения не совпадают, знпачит, в ходе решения либо по методу Крамера либо по методу обратной матрицы были допущены ошибки. Метод Жордана -Гаусса 1) При решении системы линейных уравнений данным методом ответом будет являться вектор-столбец, который будет состоять из значений переменных x, y, z при которых данная система переобразуется в тождество. 2) Для решения системы методом Жордана-Гаусса запишите формулу, включающую функцию lsolve. Если переменная А обозначает систему, а переменная В обозначает матрицу свободных членов, то данная формула запишется следующим образом: . Для получения значений искомых переменных установите курсор правее или ниже данной формулы и напишите . Получим:
3) Значения переменных x, y, z, полученные методом Жордана-Гаусса, должны быть в точности равны значениям этих перемнных, полученных методом Крамера и методом обратной матрицы. Если значения не совпадают, значит, в ходе решения либо по методу Крамера либо по методу обратной матрицы были допущены ошибки.
Задача II. Даны координаты вершин А1=(2, -3, 5), А2=(0,2,1), А3=(-2,-2,3), А4=(3,2,4). Средствами векторной алгебры найти: а) длину ребра А1А2; б) угол между ребрами А1А2 и А1А3; в) площадь грани А1А2А3; г) объём пирамиды А1А2А3А4; д) высоту пирамиды. Выполнение: Введите векторы-столбцы А1, А2, А3, А4 в следующем виде:
а) Для нахождения длины ребра А1А2 необходимо определить этот вектор. Согласно векторной алгебре записываем формулу для определения самого вектора: А1А2:=А2-А1. Для определения длины вектора А1А2 с помощью наборной панели матрицы создайте запись: . Ответ будет получен автоматически и равен 6.708. Для дальнейших вычислений определим вектора А1А3 и А1А4 как А1А3:=А3-А1 А1А4:=А4-А1 б) Угол между ребрамии определим по формуле известной из курса векторной алгебры: Для вывода результата, вычисленного по формуле, левее или ниже данной формула запишите . в) Площадь грани А1А2А3 находим по следующей формуле: г) Объём пирамиды находим по следующей формуле: д) Высоту пирамиды вычислим по формуле: ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО Задача 1. Постановка задачи: Решить две системы линейных уравнений методом Крамера, Матричным методом и методом Жордана-Гаусса. 1. В математической системе MathCad создать файл и занести в него условие задачи в соответствии с вариантом (таблица 1). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «СЛУ-Фамилия». 2. Решить систему линейных уравнений тремя методами. Получить результат в дробном и вещественном виде. Т а б л и ц а 1. Варианты заданий
Задача 2.
Постановка задачи: Даны координаты вершин ABCD. средствами векторной алгебры найти: а) длину ребра AB; б) угол между рёбрами AB и AC; в) площадь грани ABCD; объём пирамиды ABCD; г) высоту пирамиды ABCD. В математической системе MathCad создать файл и решить в нем поставленную задачу в соответствии с вариантом (таблица. 2). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «Пирамида-Фамилия». Где возможно, получить результат в дробном и вещественном виде. Сохранить файл «Пирамида-Фамилия» локально на диске. Задача 3. Постановка задачи: Даны точки A, B, C, D. Положим а = , b = . Найти: а) векторы 2а+b и а-2b; б) модули векторов |2а+b| и |а-2b|; в) скалярное произведение (2а+b)×(a-2b); г) векторное произведение [(2а+b),(a-2b)]; д) угол между векторами (2а+b)×и (a-2b). В математической системе MathCad создать файл и решить в нем поставленную задачу в соответствии с вариантом (таблица. 2). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «Векторы-Фамилия». Где возможно, получить результат в дробном и вещественном виде. Сохранить файл «Векторы-Фамилия» локально диске. Т а б л и ц а 2. Варианты заданий
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2. Ранжированные переменные, вычисление производных. Дана функция . а) найти первую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести первую производную к одному знаменателю; б) найти вторую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести вторую производную к одному знаменателю; в) вычислить значение первой и второй производной в интервале [4;5] с шагом 0.2; г) найти сумму: – в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной; – в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной; – в качестве слагаемых которой будут служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной; д) найти произведение: – в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной; – в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной; – в качестве аргументов которой будет служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной; е) на одном графике построить графики функций . ВЫПОЛНЕНИЕ: а) Зададим функцию в виде: Знак суммы «+» и разности «-» ставится после дроби следующим образом: – установите курсор в знаменатель дроби, например и активизируйте клавишу «Пробел»; – после того как курсор будет помещен после дроби, выделив её при этом , активизируйте клавишу «+». б) Для нахождения первой производной воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), рис. 3.
Рис. 3.
Получим выражение первой производной в виде, рис. 4:
Рис. 4.
Присвоим функции выражение первой производной функции рис 5:
Рис. 5.
Для того, чтобы привести функцию к одному знаменателю, выделим выражение, которое необходимо привести к одному знаменателю (рис. 6) и выполним последовательность действий меню Символы-Упростить. Рис. 6.
После выполнения данной последовательности действий ниже выделенного выражения появиться то же выражение, но приведенное к одному знаменателю рис. 7.
Рис. 7.
в) Для нахождения второй производной аналогично воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), но кнопкой «Производная n-ого порядка» (рис. 8)
Рис. 8.
Получим выражение второй производной в виде, рис. 9:
Рис. 9.
Присвоим функции выражение второй производной функции рис. 10:
Рис. 10.
Для приведения функции к одному знаменателю выполним последовательность действий, указанную в пункте (б). г) Для вычисления значений первой и второй производной в интервале [4; 5] с шагом h=0.2 сначала необходимо определить значения переменной x на данном интервале, то есть определить переменную x как ранжированную переменную. Общий вид ранжированной переменной следующий:
имя_переменной:= начальное_значение_интервала,(начальное_значение_интервала+ +шаг)..(конечное_значение_интервала) В нашем случае: имя_переменной – x; начальное_значение_интервала=a=4; шаг=h=0.2; конечное_значение_интервала=b=5. Таким образом, чтобы определить ранжированную переменную x в соответствии с условием задачи необходимо в MathCad создать следующую запись (рис. 11): Рис. 11.
Теперь можно вычислить значения первой и второй производной функции , то есть значения функций и соответственно, а также вывести на экран значения переменной x. Для этого достаточно создать следующую запись (рис. 12).
д) После того как значения функций и определены на заданном интервале с шагом h, можно найти сумму:
Для нахождения суммы воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), рис. 13.
Рис. 13.
Активизируем кнопку «Сумматор ранжированных переменных» и создадим запись рис. 14:
Рис. 14.
Значение суммы расчитывается автоматически после того, как будет поставлен с помощью клавиатуры знак равенства «=». Значение суммы рассчитывается аналогично. Для нахождения суммы необходимо создать запись рис. 15: Рис. 15.
После того как значения функций и определены на заданном интервале с шагом h, можно найти произведение: Для нахождения произведения воспользуемся панелью инструментов «Вычисления» (Матанализ), рис. 16.
Рис. 16.
Активизируем кнопку «Произведение ранжированных переменных» и создадим запись рис. 17:
Рис. 17.
Значение произведения расчитывается автоматически после того, как будет поставлен с помощью клавиатуры знак равенства «=». Значение произведения и рассчитывается аналогично. ВЫПОЛНИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО Постановка задачи: Дана функция f(x) (таблица 3). Выполнить: а) найти первую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести первую производную к одному знаменателю; б) найти вторую производную функции f(x) и обозначить её через . Привести вторую производную к одному знаменателю; в) вычислить значение первой и второй производной на указанном интервале с указанным шагом; г) найти сумму: – в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной х; – в качестве слагаемых которой будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной х; – в качестве слагаемых которой будут служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной х; д) найти произведение: – в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной; – в качестве аргументов которого будут служить значения функции , вычисленной в каждой точке интервала ранжированной переменной; – в качестве арнументов которой будут служить сумма значений функций и , вычисленных в каждой точке интервала ранжированной переменной; е) на одном графике построить графики функций . В математической системе MathCad создать файл и решить в нем поставленную задачу в соответствии с вариантом (таблица 3). Вариант выбирается по номеру в списке журнала. Сохранить файл под именем «Переменные-Фамилия» локально на диске. Т а б л и ц а 3. Варианты заданий
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|