1.2 Идейно-тематический анализ роли в контексте режиссерского замысла спектакля
1. 2 Идейно-тематический анализ роли в контексте режиссерского замысла спектакля Идея персонажа Яичницы в материальном обогащении. По замыслу режиссера Иван Павлович грубый и алчный человек при всем этом, так же как и другие персонажи ищущий простое человеческое счастье. Иван Павловичем движет желания обогащения свои материальных благ путем женитьбы на Агафье Тихоновне. По ходу всей пьесы пытается быть первым, сухо анализирует соперников, но обманутый Кочкаревым остается ни с чем. 1. 3 Основной конфликт пьесы в спектакле, место роли в этом конфликте и в развитии сюжета Культура чувств человека – вот, где таится основной конфликт пьесы и спектакля. В рассуждениях о природе человеческого чувствования, способах его проявления следует помнить, что оно предопределяется конкретным укладом бытия, нормами и правилами, в которых растут и воспитываются люди. Стыд, сдержанность, вежливость, сочувствие, вообще воспитанность – явление социальное. Специалисты по этике определяют культуру чувств как степень общественной развитости, «о человеченности» чувств, «эмоциональной одухотворенности человека»; а сами чувства – как продукт жизненного общественного опыта личности, ее общения и воспитания. В разряд невоспитанных может попасть человек образованный, ибо культура не исчерпывается просвещенностью, она охватывает весь целостный духовно-нравственный мир людей. Самый изысканный стиль поведения может оказаться покровом, под которым искусно прячется жадность (Яичница) или страх перед естественными чувствами (Поколёсин). Подлинная культура чувств – это осознанное стремление раскрыть, развить в себе все способности и возможности тонкого чувствования, чтобы обогатить своё бытие всеми красками, соцветиями и созвучиями земного мира, чтобы было чем поделиться с любимыми и близкими, со всеми, кто пожелает принять накопленные душой богатства.
Подлинная культура чувств – это душевная потребность сочувствовать, сострадать всему живому и сущему. Если нет такой внутренней потребности – никакие уловки и ухищрения не помогут скрыть душевную бедность. Культура чувств и эмоций – способность понимать и ценить чувства других людей – как раз то, что категорически отсутствует в отношениях Иван Павловича со всеми другими персонажами пьесы. Эмоции человека непосредственны, являются врожденными, а чувства – приобретёнными, это продукт культурно-исторического развития, поэтому мы рассматриваем происходящее в пьесе с позиции той эпохи, однако, перебрасывая мостик и в нашу современность. Культура (по Далю) – обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное, говорят даже культивировать, вместо обрабатывать, возделывать. Исходя из всего этого, основной конфликт в пьесе заключается в истинном и ложном понимании культуры чувств человека, т. е. конфликт между внутренней потребностью человека в проявлении высоких душевных качеств - с одной стороны, и бездуховностью, лицемерием, алчностью искусственной жизни – с другой стороны. Так женитьба в пьесе – это не результат любовных отношений героев (когда Любовь – это диалог душ на тонком уровне), а сделка, коммерческое предприятие. Путь воплощения сверхзадачи спектакля – сквозное действие - это реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителя, в результате которой утверждается сверхзадача. Сквозное действие всегда определяется как «борьба за…» что-то, и все персонажи по-разному обязательно участвуют в нём. Иван Павлович борется за собственное обогащения по средствам получения приданого невесты.
1. 4 Предлагаемые обстоятельства как мотивировка совершения поступков роли- персонажа Углублённый анализ предлагаемых обстоятельств роли невозможен без осознания ведущих потребностей персонажа, без проникновения в те обстоятельства, которые вызывают острейшую необходимость актёра в целом ряде поступков своего героя. Вся деятельность человека-роли, все его действия рождаются предлагаемыми обстоятельствами пьесы. Одни обстоятельства определяют цель (создают состояние «нужды») называются ведущими, другие мешают её осуществлению и называются мешающими. Иван Павлович Яичница приходит на смотрины самым первым и демонстрирует свою занятость и статус говоря что –«Отлучился только на минутку из департамента». Показывая этими словами что человек деловой и очень важный. Оставшись один, хватается проверять список приданного. Перечитывая его уже не в первый раз и грезя скорым получением новых материальных благ. Как оказывается к невесте пришел не только он один, постепенно появляются и другие герои, его конкуренты. Что в целом видя это в конце первого действия его не слишком то и пугает. Вывод сделан из его слов –«Эти женишки мне не опасны, народец больно жиденький» Уходит осматривать как он думает уже почти его владения. Именно получение новых материальных благ и желание быть первым дает толчок дальнейшему развитию событий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|