Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятельности предприятия




Вопрос 5

Лизинг как форма финансирования инвестиционной деятельности предприятия

 

Своеобразной формой финансирования инвестиционной деятельности является лизинг – долгосрочная аренда движимого и недвижимого имущества. Лизинг рассматривается как товарный кредит, предоставляемый заемщику (лизингополучателю). В договоре лизинга может быть предусмотрено право выкупа имущества. Развитие лизинга в России способствует решению таких задач, стоящих перед экономикой страны, как структурная перестройка основных производственных фондов, повышение конкурентоспособности продукции и эффективности инвестиций, стимулирование внедрения научно‑ технических достижений. Субъектами лизинга являются:

1. лизингодатель – юридическое лицо, которое осуществляет лизинговую деятельность, т. е. передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества;

2. лизингополучатель (пользователь) – юридическое лицо, получающее имущество в пользование по договору лизинга;

3. продавец лизингового имущества – предприятие, изготавливающее машины и оборудование.

Преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования состоит в том, что предприятиям предоставляются не денежные средства, контроль за обоснованным расходованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства, необходимые для обновления и расширения производственного аппарата.

Лизинговые операции делятся на два вида.

1. Оперативный лизинг – срок аренды не предусматривает полной окупаемости, арендодатель не покрывает свои затраты за счет арендных платежей одного арендатора;

2. Финансовый лизинг – лизинг с полной окупаемостью. Арендные платежи возмещают затраты лизингодателя и обеспечивают ему фиксированную прибыль.

Использование лизинговой формы инвестирования дает возможность предприятиям приобретать необходимое оборудование без значительных единовременных капитальных затрат. При этом выгода лизингополучателя зависит от доходов по новым инвестициям и суммы арендных (лизинговых) платежей. Лизинговые платежи включают в себя:

♦ сумму, возмещающую полную (или близкую к ней) стоимость лизингового имущества;

♦ сумму, выплачиваемую лизингодателю за кредитные ресурсы, использованные им для приобретения имущества по договору лизинга;

♦ комиссионное вознаграждение лизингодателю;

♦ сумму, выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем;

♦ иные затраты лизингодателя, предусмотренные договором лизинга.

Лизинг предоставляет следующие преимущества лизингодателю:

♦ расширить номенклатуру продукции, с которой он выступает на внутреннем и внешнем рынках;

♦ обеспечить реализацию технических средств и предоставление услуг, продажа которых на других условиях невыгодна или невозможна;

♦ повышать экономическую эффективность сдаваемых в долгосрочную аренду машин и оборудования путем отбора выгодных контрактов;

♦ создавать и расширять круг своих постоянных партнеров, укреплять с ними деловые связи, минуя посредников.

Лизинговые операции дают возможность лизингополучателю:

♦ приобрести необходимое имущество без значительных затрат;

♦ частично устранить риск потерь, связанный с моральным износом машин и оборудования;

♦ снизить налогооблагаемую прибыль, так как платежи по лизингу уменьшают прибыль до налогообложения, включаются в себестоимость продукции;

♦ в договоре лизинга учитывать особенности деятельности предприятия (сезонность, цикличность производства и др. );

♦ упрощенное заключение лизингового договора по сравнению с получением кредита банка, что очень важно для малых и средних предприятий.

Для изготовителя (поставщика) создаются предпосылки для снижения расходов на рекламу, изучения рынка, поиск потребителей. Эти услуги непосредственно предоставляет лизингодатель, а производитель может сконцентрировать свои ресурсы на выпуске машин и оборудования.

 

Вопрос 6

Финансирование инвестиций в нематериальные активы

 

В отличие от основных средств нематериальные активы не являются материально‑ вещественными ценностями. В отличие от товаров они не предназначены для продажи и используются в производстве в течение более длительного времени (свыше года), чем производственные запасы. К нематериальным активам относят:

♦ объекты интеллектуальной собственности:

• исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;

• исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

• имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

• исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания;

♦ деловая репутация;

♦ организационные расходы.

Организационные расходы – это затраты, произведенные в период создания предприятия (на разработку учредительных документов, оплату консультационных и посреднических услуг, пошлин и сборов и др. ).

Особым видом нематериальных активов является деловая репутация (англ. goodwill – право продолжать производство и торговлю под фирмой предшественника). Деловая репутация отражает уровень деловой репутации предприятия, которая выявляется при его покупке по цене, превышающей стоимость его активов.

В частности, при приватизации государственных предприятий может осуществляться продажа их имущества на аукционе по цене выше оценочной стоимости их имущества. В данном случае сумма превышения уплаченной цены над оценочной стоимостью объекта составляет деловую репутацию и учитывается у покупателя в составе нематериальных активов.

Нематериальные активы могут поступать на предприятие различными путями:

1. в счет взносов учредителей в уставный капитал;

2. приобретения за плату у юридических и физических лиц;

3. поступления безвозмездно от других предприятий и граждан.

Нематериальные активы отражают в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов на их доведение до состояния, пригодного для полезного использования.

Указанные активы могут выбывать с предприятия вследствие:

1) продажи (реализации);

2) списания по причине нецелесообразности дальнейшего использования;

3. вложений в капитал других предприятий;

4) безвозмездной передачи;

5) вклада в совместную деятельность.

Источниками финансирования приобретения нематериальных активов являются:

а) амортизационные отчисления, поступающие в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг) на расчетный счет предприятия;

б) чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

в) средства, поступающие с фондового рынка от продажи ценных бумаг;

г) ссуды коммерческих банков и др.

При этом необходимо помнить, что по объектам, по которым производится погашение стоимости, нематериальные активы равномерно (ежемесячно) переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым предприятием исходя из установленного срока их полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно установить срок полезного использования, нормы переноса определяются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности предприятия).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...