Книговедческая деятельность Н.М. Лисовского
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Разграничил содержание понятий «книговедение» и «библиография» и снова после В.Г. Анастасевича ввел в специальную терминологию слово «книговедение» для обозначения общей науки о книге Николай Михайлович Лисовский (1854-1920) - крупнейший отечественный библиограф, составитель фундаментального библиографического указателя русской периодической печати, до сих пор не утратившего своей ценности , издатель и редактор журнала «Библиограф» (1884-1894), видный деятель Русского библиографического общества, пионер академического преподавания книговедения в Петроградском и Московском университетах. Главная заслуга Н.М. Лисовского в теории книговедения состоит в том, что, начав последовательные теоретические разработки еще в восьмидесятые годы XIX в., он в 1913 г. предложил первую принципиальную схему науки о книге. В 1891 г. в статье «Материалы для словаря русского книговедения» Н.М. Лисовский писал: «Под книговедением, кроме библиографии, в собственном смысле, можно разуметь и все те отрасли деятельности, которые имеют к ней хоть какое-либо отношение: 1. а) книгописание до введения в России книгопечатания; б) книгопечатание и известия о деятельности типографий. 2. Книгоиздательство, а также вопросы о праве собственности на произведения литературные и художественные. 3. Книгоописание, или библиография в собственном смысле: разыскания о книгах; описание их, частное и общее; составление каталогов и указателей. 4. Книгохранение: библиофильство; собирание книг и рукописей, библиотечное дело; архивоведение. 5. Книжная торговля. 6. Цензура» . В этом перечислении нет разделения «дела» и «ведения», практики и теории, однако названы все сферы книжного дела.
Н.М. Лисовский здесь же впервые намечает структуру научного знания о книге: «Все эти отрасли книговедения имеют свое прошлое, следовательно, имеют свою историю… У многих из них есть своя теория, т.е. принципы, направляющие их деятельность. Наконец, почти всем им принадлежит практика, или, так сказать, современная текущая деятельность. Сообразно с этим различные отрасли книговедения могут быть изучены со стороны исторической, теоретической и практической». В лекции, прочитанной для студентов Петербургского университета в 1913 г. (28 сентября), Н.М. Лисовский предлагает усовершенствованный вариант принципиальной схемы книговедения, которой суждена была долгая и плодотворная жизнь в последующих теоретических разработках вплоть до наших дней. Схема представляла собой триединство: книгопроизводство - книгораспространение - книгоописание. К этим трем основным прибавлены еще разделы: журнализм, законы о печати, книжная статистика. Нетрудно заметить, что в схеме, по сути дела, перечислены основные отрасли книжного дела, а не научные дисциплины. Одним из теоретических недостатков концепции Н.М. Лисовского было именно неразделение практической деятельности и науки, хотя в то время более или менее отчетливо такое разделение было осознано для «библиотечной техники» и библиотековедения, для библиографической практики и теоретического обоснования ее (в библиографических указателях и теоретических статьях самого Н.М. Лисовского). Подобный технологический подход к конструированию состава книговедения обусловлен тем, как Н.М. Лисовский определяет книгу. Это предметное, вещное, внешнее определение: «Соединение листов писчего материала, на котором воспроизведен текст, предназначенный к распространению в удобнопереносимой форме» . Предметом книговедения Н.М. Лисовский считал выяснение «условий возникновения, распространения и эксплуатации произведений письменности и печати», а также «выяснение причин и следствий количественного состава этих произведений при различных обстоятельствах».
Сохранившиеся рукописи лекций Н.М. Лисовского показывают, что он продолжал углублять свои разработки, совершенствовать их. Недостаточность внешнего, формального определения предмета книговедения как задачи выявления лишь количественного изменения репертуара изданий, очевидно, не удовлетворяла и самого ученого. В 1916 г., перерабатывая лекции, Н.М. Лисовский дал более общую формулировку предмета: « Книговедение есть научная дисциплина, которая на почве объединения различных познаний о книге изучает ее эволюцию во всех отношениях» , хотя и не раскрыл, в каких именно «всех отношениях» следует изучать книгу. Продолжая читать лекции и готовя в 1919 г. программу курса для Московского университета, Н.М. Лисовский приходит к выводу о необходимости выявления того, что должно объединять все «касающиеся книги познания» в единую науку. В курсе лекций появляется раздел, который назван «Философией книговедения». Сегодня мы назвали бы его общим книговедением. Задачи этого раздела Н.М. Лисовский определял следующим образом: «Установление внутренней связи отдельных отраслей знания, касающихся книги и книжного дела; взаимоотношения отдельных частей книжного дела; влияние их друг на друга; выяснение эволюции книги и книжного дела в качественном и количественном отношениях с применением различных методов исследования (преимущественно статистико-библиографического); общие выводы об успехах книжности и книжного дела; задачи книжного дела в будущем» . Вывод Н.М. Лисовского о том, что объединяющим началом для разнообразных книговедческих дисциплин должно быть единство методологии, оказался весьма продуктивным для дальнейшего развития науки о книге. Концепция и разработки Н.М. Лисовского были качественно новым шагом в поступательном развитии отечественного книговедения. В трудах ученого впервые были поставлены общеметодологические проблемы науки о книге: объекта, предмета, методов, состава, структуры, Степень разработанности именно этих проблем характеризует меру самостоятельности любой науки.
Несмотря на историческую ограниченность теоретических установок Н.М. Лисовского, последующие книговеды-теоретики вплоть до наших дней опирались на предложенную им схему, детализируя ее, внося методологические коррективы. Трудами Н.М. Лисовского была начата фундаментальная разработка общей теории книговедения. [1] [1] http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook011/01/part-004.htm#i485
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|