Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помпейские Грации (Хариты)




Даже обыкновенные интернет-путеводители для туристов отмечают явное несоответствие помпейских артефактов с I веком н. э., но, чисто интуитивно, сравнивают их со Средневековьем и даже Возрождением, куда эти артефакты очень даже вписываются:

«Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений эпохи Возрождения. При раскопках были найдены солнечные часы, разделенные на «равномерные часы». То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее Средневековье. Знаменитые мозаики «античной» Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей», — гласит стандартный интернет-комментарий о Помпеях.

 

Рис. 13. Три грации. Рафаэль, 1504 г. Zenodot Verlagsgesellschaft mbH

 

Особенно поражает удивительная похожесть, даже в деталях, композиции помпейской фрески «Три грации» и гораздо более позднего Рафаэля. Тот же сюжет мы видим на картине Франческа дель Косса (Francesco del Cossa) «Триумф Венеры» 1476–1484 г., Питера Паулья Рубенса «Три грации», ок. 1640 г., как и на фресках Остии, погибшей, как считается, несколько позже Помпей в результате сильного землетрясения и вызванного им цунами. Я допускаю, что существовал среди художников своеобразный канон, как изображать граций, но не в деталях же? Он что, папой римским был предписан? Налицо – явный плагиат! Или Рафаэль срисовал фреску в Помпеях, предварительно поработав лопатой, или же у Рафаэля была машина времени! На сходство помпейских фресок с картинами Рафаэля, причем не в пользу последнего, обратили внимание и самые первые исследователи, в частности Антонио Франческо Гори. Их поразило и то, что большей частью высокохудожественные фрески в Помпеях не были самостоятельными произведениями искусства, а выполняли утилитарные функции стенных обоев.

«Использование римскими художниками и живописцами Ренессанса одинаковых деталей, общие цветовые решения, сюжетные параллели, общие композиционные планы, присутствие на помпейских фресках вещей, появившихся только в XV–XVII веках, наличие в помпейских росписях жанров живописи, сформировавшихся только в эпоху Возрождения, а также присутствие на фресках и мозаиках христианских мотивов указывает на то, что и помпейские фрески, и работы художников эпохи ренессанса являются творением рук людей, живших в одно и то же время, т. е. помпейские фрески, как и великие творения художников эпохи Ренессанса, были написаны в XV – начале XVII веках», – справедливо отметил Витас Нарвидас в статье «Помпейские фрески и Ренессанс: очная ставка»[109].

 

Рис. 14. Три грации. Помпейская фреска. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Известная мозаика, где Александр Македонский побеждает Дария, хранящаяся в музее Неаполя, подозрительно избирательно повреждена на самых важных для ее исторической привязки местах. Примечательно, что кто-то когда-то решил, что на ней изображены Александр и Дарий, и с тех пор спор между историками ограничивается лишь тем, при какой битве они здесь изображены. Но самое интересное в этой мозаике – это ее повреждения. Они находятся: на гетайрах, воинах Александра, и на персидском штандарте, не говоря уже о более мелких, исключая всякую возможность однозначного отнесения мозаики в конкретную историческую эпоху. Не известно, когда эти повреждения случились. То ли в результате транспортировки, то ли в результате предшествующего гибели Помпей землетрясения. Однако жертвой землетрясения эта мозаика не выглядит. Она не настенная, которая могла осыпаться, она – напольная. Находилась практически на открытом воздухе в экседре. Возможно, над ней была легкая, как все помпейские, крыша, которая даже рухнув, не смогла бы нанести такие обширные и избирательные повреждения. Но кое-какие детали мозаики, несущие в себе подсказки будущим исследователям, сохранились. Например, мечи и наконечники копий просто сверкают своей сталью, как и щит упавшего воина, в котором, как в зеркале, отражается его лицо.

Художественный стиль мозаики и мастерство исполнения очень и очень напоминают Ренессанс. Можно сравнить, например, с «Битвой у Мильвийского моста» Питера Ластмана, 1613 г., хранящейся в Ватикане. А в журнале GEO, № 13 за 2004 год, опубликована еще более занимательная картина Пьетро да Кортона 1645 года с аналогичным с мозаикой сюжетом. Сходство композиций поразительно! Не хуже Рафаэля с его грациями.

Существует книга 1792 года, в которой собраны письма испанского литератора и историка Хуана Андреса (1740–1817) к своему брату Дону Карлосу Андрес, в которых описывается его путешествие по городам Италии в 1785 и 1788 годах. Посетил он и Помпеи с Геркуланумом. В своих комментариях Хуан Андрес косвенно подтверждает, что помпейские фрески обладают, традиционно считающейся исключительно типичной только для Ренессанса, перспективой:

«Многие соглашаются, что во всей этой живописи хоть и есть перспектива, но нет никакого большого искусства, другие же утверждают, что перспектива этих фресок настолько прекрасна, чиста и светла, что стоит на них посмотреть, чтобы отдать в этом вопросе пальму первенства древним»[110].

Хуана Андреса удивляют в принципе артефакты из музея в Портичи, которые особенно ему, в его, предположительно не так уж далеко отстоящее от описываемых событий, время, довольно трудно отнести в «позатысячелетнюю» древность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...