Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальные инструменты




Д. Рогаль-Левицкий в своей книге «Современный оркестр» пишет, что в 1738 году при раскопках Помпей (скорее всего имеется в виду Геркуланум. – Авт. ) были обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы и с золотыми мундштуками. Неаполитанский король подарил один из этих тромбонов присутствовавшему при раскопках английскому королю, и, по преданию, сохранившийся с тех пор, этот древний античный тромбон все еще хранится в собраниях Виндзорского замка[116]. Изогнутые трубы с подвижной частью трубки были уже известны в IX столетии. Именно эти «раздвижные» трубы и суть подлинные тромбоны, названные современниками сакбутами. Слово «сакбут» – старофранцузского происхождения. Состоит оно из двух глаголов – sacquer и bouter, где первый значит «тащить с подергиваньем», а второй – «толкать». Однако англичане, у которых это старинное название тромбона сохранилось чуть ли не до сих пор, оспаривают французов и утверждают, что «сакбут» IX века не есть тромбон и что подлинный «сакбут» возник лишь в XIV веке в Испании, где это наименование и встречается впервые в соответствующих литературных источниках. Именно из Испании в начале XV столетия это наименование проникло во Францию, а уже оттуда, к концу века, и в Англию.

Будь то тромбон или сакбут, все равно, он хоть и изготовлен из медного сплава, но технология его изготовления и технология изготовления чеканки на восточном базаре – не одно и то же. Во-первых, толщина медного листа для музыкальных инструментов составляет, как правило, около 0, 5 мм. Литьем это не сделаешь, можно чеканить, но не будет равномерной толщины, а следовательно и звука. Во-вторых, сам раструб делается не клепкой и пайкой, но исключительно прессованием на специальной заготовке. Для этого требуется как минимум винтовой пресс. В-третьих, я точно не знаю, как в древности из меди вытягивали полые тонкостенные бесшовные трубки, но их еще надо ухитриться согнуть, что само по себе – искусство. Один из вариантов – это заливка свинцом, гнутье на гибочном столе с последующей выплавкой свинца «обратно». И здесь – еще одна загвоздка. Температура. Медь – капризный материал. Если мне не изменяет память, температура нагрева при этом не должна превышать 475 °C, чуть больше – все насмарку. То есть я хочу сказать, что всему – свое время и свои технологии. Поэтому, пока не было наработано технологий, все «медные» музыкальные инструменты делались из дерева, даже саксофоны. Литьем тромбона не сделаешь – получится колокол. Процесс изготовления тонкостенного духового инструмента, его раструба, кулисы, гнутье трубок невозможны не только без соответствующего уровня развития технологии, но и без определенной инструментно-станочной базы.

Ярослав Кеслер в статье «Оркестр цивилизации» (www. newchrono. ru) утверждает, что становление технологии изготовления музыкальных инструментов, предопределившей появление современной музыкальной культуры, традиционно ведущей свой отсчет с XVII в. и мало чем с тех пор изменившейся, началось не раньше чем с XVI в. Не согласиться с ним в этом трудно.

К сожалению, тромбон я не нашел. Во всяком случае, в экспозиции музея он не представлен. Но и то, что представлено, не менее интересно. Портативный орган, близкий по своей конструкции к своему средневековому портативному аналогу, блок-флейты (одна из них серебряная), цимбалы, систры (нечто среднее по звуку между треугольником и марокассами). Что-то весьма похожее на тромбон, однако, можно увидеть на одной из помпейских мозаик музея, с леопардом.

Для сравнения, интересны замечания об этой коллекции музыкальных инструментов путешественников XVIII века. В частности музыкального историка Чарльза Берни (1726–1814):

«Сегодня я осматривал королевский музей в Портичи, где я намеревался исследовать древние инструменты и манускрипты, которые были весьма важны для моей истории. В третьей комнате этого странного кабинета, где находятся древние хирургические инструменты, я нашел и музыкальные: три систры, а именно две с четырмя стержнями из бронзы и одну с тремя; различные кротолы (испанский тамбурин), или цимбалы; барабаны басков; сиринга (свирель) с семью отверстиями и большое количество разбитых флейт слоновой кости. Самый странный из всех этих инструментов – разновидность трубы. Примерно год назад найденная в Помпеях, она частично поломана, только все же не настолько, что уже нельзя было представить форму целого. Там еще видны остатки 7 маленьких дудочек из кости или слоновой кости, которые вставлены в такое же количество других из бронзы, все той же длины и диаметра, их окружают большие трубы и, кажется, исходят в один мундштук. Некоторые из маленьких одинаковых дудочек разбиты, и также те из слоновой кости. Будет естественно предположить, что в них дули одновременно и все они были настроены друг с другом в унисон, а меньшие звучали на октаву выше, чем большие. Обычно этот инструмент носили через плечо. Этот странный вид трубы был найден в помещении для сторожей и является, судя по всему, настоящей Clangor Tubarum (римская военная труба. – Авт. )»[117].

 

Рис. 22. Мозаика с леопардом. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото René Seindal ©2005

 

A еще, пусть и не музыкальный инструмент, водозапорный кран! Практически точно такой же сегодня можно приобрести в любом магазине сантехники. Такие краны и более крупные задвижки встречаются в Помпеях повсюду. Краны, если верить описанию, представляют собой герметичную конструкцию из трех частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притертого к ней запорного цилиндрического вентиля. Помпейские краны были почти нерегулируемы и выполняли роль задвижек. Трудно себе представить, что такое можно сделать при помощи примитивных инструментов. Неужели такие вещи могли делать в I веке н. э., а потом «вдруг забыли», как это все делается, на полторы тысячи лет, чтобы потом изобретать велосипед заново? Нет уж. Водопроводный кран на коленке не сделаешь и молотком с зубилом не обойдешься. Это вам любой технолог скажет. Статую отлить – гораздо проще, принцип такой же, как и у колоколов (я не имею в виду здесь мастерство художника). По фотографии непонятно, но очень похоже, что сам корпус выполнен не из бронзы, а из черного металла. Сварные швы не видно. Скорее всего – чугун (литье). А это – дело XVI века, не раньше, да и то, с большой натяжкой. Кроме того, сама бронзовая задвижда явно выточена на токарном станке. На это указывают и характерные кербунги – следы осевого закрепления заготовки. Для задвижки важна идеальная подгонка поверхностей. Иначе работать не будет. Напильником же такое не сделаешь. Кстати, такая комбинация (чугун-цветмет) до сих пор используется в современных задвижках. Почему? Сами догадайтесь.

 

Рис. 23. Музыкальные инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 24. Водопроводный кран. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Подводящие и магистральные трубы в Помпеях были свинцовыми, клеймеными по стандарту, что указывает на организованное промышленное, а не кустарное, производство. И где они брали столько свинца? Кстати, в Англии до сих пор во многих старых домах, кто не знает, трубы тоже свинцовые. Профессор Канадского университета в Гуэльфе Вильям Джеймс в своей работе «Исторические перспективы развития городского водоснабжения» отмечает удивительную похожесть, при разнице в 1500 лет, древнеримских водопроводов со средневековыми. Они также делались из высверленных стволов деревьев, керамических и свинцовых труб, причем последние получают широкое распространение только начиная с XV века. Возникает вопрос, а чем высверливали древние римляне стволы деревьев, если устройство для этого появилось в начале XV века, и опять благодаря очередному прозрению Леонардо да Винчи? Коловорот, вроде как, тоже не ранее XIII века во Фландрии отмечен.

Вообще же система водоснабжения Помпей и сегодня вызывает восхищение своей инженерной продуманностью. Из водораспределительной станции у Везувианских ворот, в наивысшей точке города, вода самотеком по трубам поступала к нескольким локальным водонапорным башенкам для снижения избыточного давления в системе и промежуточного накопления воды для каждого квартала. Из водонапорных башенок водой обеспечивались близлежащие дома и общественные колонки. Такого рода водонапорные башенки в действии можно и сегодня увидеть в Палермо, Константинополе и во множестве других древних, большей частью мусульманских, городов Средиземноморья. Вода в Помпеях, что называется, «текла рекой». Вероятно, так было не всегда, если учесть, что в Помпеях есть и, глубиной до 30 метров, колодцы, героически пробитые сквозь несколько слоев лавы до водоносного горизонта. Вода в них бактериологически чистая, но чрезмерно насыщена минеральными солями, с тяжелым запахом и к продолжительному употреблению не пригодна.

 

Рис. 25. Водопроводная задвижка. Помпеи. С официального интернет-сайта SOPRINTENDENZA ARCHEOLOGICAL DI POMPEI

 

На интернет-сайте Istituto Tecnico Statale Geometri «B. Tallini» (http: //www. liceoformia. it) мне попалась статья о водопроводных достижениях древних римлян. Оказывается, у них не только задвижки были, но и насосы и смесители, мало отличающиеся от современных. А производство труб и арматуры на крупных промышленных предприятиях было поставлено на поток, даже на экспорт пускали. Уровень профессионально-технического обучения и средств производства позволял мастеру в своей деревне изготовлять небольшие партии самому, для личных нужд. Особенно интересным мне показался четырехгранник под ключ «на 17». Неужели авторы сами верят в то, что пишут? Для убедительности приведен чертеж подъемного крана, новинки XVIII века, с помощью которого (аналогичного) якобы строились акведуки 1800 лет назад. Потом «забыли», как строить, начисто. И все акведуки развалились. В них просто отпала необходимость или были на то иные причины?

Византийская империя, согласно общепринятой версии истории, была наследницей Древнего Рима. А что у нее было с водоснабжением? Беглый обзор этой темы показывает, что в Константинополе изначально использовались керамические трубы, свинцовые появились к закату империи. Система водоснабжения не была разрушена турками-османами после захвата Константинополя в 1453 году, напротив, отремонтирована и модернизирована все теми же свинцовыми трубами. Два акведука действуют до сих пор. Это как? Второй Рим до XV века ничего не знал о свинцовых трубах первого? Или все-таки итальянский Рим, на самом деле, был вторым по счету?

Известно, что христианство, в отличие от ислама, считало культ тела, его омовение и гигиену пережитками язычества. В XVI веке публичные бани в Европе были закрыты из-за заблуждения, что они – рассадники венерических заболеваний и чумы. Многие известные деятели науки и культуры хвастались, что они не мылись всю жизнь. А один из Людовиков, который носил прозвище Солнцеподобный, попробовал искупаться единственный раз в жизни и, по его словам, чуть не умер. Развал водоснабжения Европы, ее застой, полностью лежит на совести христианской церкви, признающей, по сути, только два омовения в жизни важными – при крещении и после смерти. Общественные бани в Европе появились вновь только в XVIII веке, а на Востоке они не прекращали функционировать никогда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...