Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стекло. Оружие. Монеты. Граффити. Кирпич. Помпеи. Общие впечатления




Стекло

Не считая бутылочного, флакончиков для духов, цветного стекла самых разных оттенков, в витринах музея довольно много абсолютно прозрачных тонкостенных изделий, такие же стеклянные вазы изображены на фресках. По сравнению с помпейскими, другие стеклянные изделия, сохранившиеся до наших дней и датированные традиционно первым тысячелетием, особой прозрачностью не отличаются. Все это тем более удивительно, если учесть, что первое прозрачное стекло получил в середине XV века в Венеции, на закрытом «невыездном» острове стеклодувов Мурано, Анджело Баровир. Секрет его производства еще долгое время после этого берегли в Венеции от конкурентов как зеницу ока.

В Геркулануме были найдены оконные стекла стандартизированного размера 45х44 см и 80х80 см. Важно отметить, что стекло это по химическому составу идентично современному и, что о способе его изготовления в I в. н. э. ничего не известно. В Европе, первые оконные стекла из мутного, т. н. «лунного», стекла для церковных окон к 1330 году на северо-западе Франции делали примитивным методом «центрифугирования на палке», а первое оконное стекло методом вальцевания произвели в 1688 году в Санкт-Гобене.

Рис. 26. Стеклянная ваза из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 27. Оконное стекло из Геркуланума. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Оконное стекло, правда, не очень прозрачно. Возможно это следствие вторичного воздействия высокой температуры пирокластического штурма. Толщина же оконного стекла, на удивление, абсолютно равномерна! Как будто оно из стеклопроката.

Уже цитированный мной Хуан Андрес пишет по этому поводу следующее:

«Антикварии (так в те времена называли историков. – Авт. ) до сих пор были не уверены, имели ли древние стекла в своих окнах или же нет. Большинство склонялось к последнему, причем считалось, что окна были открытыми, а в редких случаях пользовались особенными камнями, называемыми Speculares. Но мне довелось собственными глазами видеть стекла в деревянных рамах, вполне хорошо сохранившихся, разве что дерево пострадало от влаги, что доказывает, что использование оконного стекла древними не было редкостью».

Я допускаю, что автору посчастливилось увидеть деревянные рамы, пусть истлевшие, но еще держащие собой стекла через 150 лет после извержения 1631 года, но их сохранность в течение 1700 лет вызывает большие сомнения.

Уильям Гамильтон, описывая Виллу Рустика, также обращает внимание на наличие в ней оконных стекол:

«Ниже лестницы – комната (В) с большим эркером; фрагменты больших оконных стекол, найденных здесь, показывают, что древние прекрасно знали об использовании стекла для окон»[118].

Тем более удивительно утверждение другого современника Гамильтона и Андреса, шотландского ученого Александра Адама (1741–1809), что во времена Плиния и вплоть до середины четвертого столетия оконного стекла в Италии еще не знали:

 

Рис. 28. Оконное стекло из Геркуланума. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

«Римляне не использовали стекла для окон, хотя они использовали его в других целях, особенно для зеркал (specula) (и погребальных урн), и при этом оно все еще повсеместно не используется в Италии, из-за высокой температуры (жары). Стекло было сначала изобретено случайно в Финикии, моряками, из нитра (селитры), охваченного огнем на песке морского берега, Plin. xxxvi. 26. s. 65 Стеклянные окна (vitrea specularia) не упоминаются приблизительно до середины четвертого столетия до Иеронима (St. Jerom) в Ezech. Xl. 16; первое использование в Англии, 1177 год; первое производство там же, 1558 год; но листовое стекло для карет и зеркал только в 1673»[119].

Оружие

Обращают на себя внимание «античные» мушкетерские шпаги, или же сабли (совсем не похожие на короткие римские мечи-кинжалы – гладиусы), во множестве отображенные на фресках, висящими на колоннах и стенах в виде традиционного, кое-где и вплоть до наших дней, украшения. А может, чтобы быть всегда под рукой в домах помпейцев. По внешнему виду эти шпаги довольно сильно смахивают на espada ropera, испанские «игрушки», популярные в Неаполе начиная с XV века. О находке холодного оружия, никоим образом не вписывающегося в I век н. э., сообщает и В. Классовский. Впрочем, этой находке, как и многим аналогичным, учеными было дано дежурное в таких случаях объяснение:

«Так, например, в подвале одного помпейского дома (дом Шампионе) оказался кинжал, по всем признакам, нового изделия. Эта находка поставила было ученых в большое затруднение, а дело оказалось весьма естественным, когда объяснили его работники, употребленные при отрытиях: подвал сей служил убежищем для разбойников, которые, разделяя с археологами любовь к развалинам, ушли сюда однажды из Калабрии, и проживали, пока их след не простыл для полицейских сыщиков».

Кстати, никакого оружия из Помпей, за исключением пары кухонного формата ножей и гладиаторских шлемов, в музее не представлено. Город был немаленький, какая-никакая, если не армия, то карабинеры, типа полиции, должны же были там быть? Где образцы оружия из Помпей? Этот вопрос меня тоже занимает. Его нет. В музее оно не представлено вообще. Можно предположить, что что-то от широкой публики утаивается. Но есть и иной вариант. Не обязательно в XVI–XVII вв. каждый город имел свой военный гарнизон. Защиту территории брало на себя регулярное войско того же вице-короля Неаполя, базирующееся где-нибудь в неапольских казармах.

С появлением огнестрельного оружия, пушек, старые стены городов, рассчитанные на защиту от «романтиков с большой дороги», больше не восстанавливались, не ремонтировались, а разбирались или же распродавались участками. Этот процесс нашел свое отражение и в Помпеях, где к западной и южной городским стенам были пристроены жилые дома. Помпеи к моменту своей гибели потеряли свое фортификационное значение, поэтому и бывший городской ров превратился в некрополь – городское кладбище. Началась эпоха специальных крепостей, фортов. Таких, как Новая Остия или же, поближе к Помпеям, Неапольские крепости. В том же регионе понастроили сторожевые башни вдоль побережья – «Торре», для защиты от набегов пиратов и сарацин. В любом «средневековом» городе в эти времена, кроме околоточного типа ночного сторожа, никого не предусматривалось. В Лондоне, вплоть до последнего времени, полицейские тоже прогуливались без оружия. В Помпеях, по свидетельству Иоганна Адольфа Овербека, опускная решетка (portcullis) Геркуланских ворот была даже изнутри оштукатурена, что означает, что ей давно не пользовались по прямому назначению и выполняла она лишь декоративные функции, что также вызвало удивление и у Винкельмана. Иначе при каждом опускании решетки штукатурка неизбежно бы отваливалась. Это означает, что Помпеи длительное время были открытым и мирным городом. Само наличие опускной решетки в воротах Помпей, характерного признака средневекового города, должно было о многом сказать исследователям. Но на этот факт до сих пор никто не обратил никакого внимания.

Северная стена города между Геркуланскими и Везувианскими воротами сохранила на себе следы осады, отметины от ядер и более мелкие, похожие на пулевые. Археологами было выдвинуто предположение, что это – следы осады Помпей Суллой в 89 году до н. э. Об этом должны свидетельствовать и найденные в черте города многочисленные каменные ядра и кусочки свинца, якобы выпущенные из баллист, онагров и пращей. Уже тот факт, что все это в течение почти двухсот лет (до 79 года н. э. ) не было утилизовано жителями Помпей, вызывает сомнение в данном предположении. Но есть и другие нестыковки, инженерно-технического плана, на который археологи очень редко обращают внимание.

Свинцовые «пули», судя по отчету археологов, найдены во множестве. Но их считают выпущенными из пращей. Никто не пробовал, взяв кусок свинца, раскрутить его в праще и запустить в каменную стенку? Если не расплющится, то отверстие все равно не сделает. А на стене они видимы… А если запустить камнем о камень? Что получится? Ну расколется на части или же оставит после себя след вовсе не такой, какой мы видим на фотографиях. Такой след оставляют ядра, причем даже разрывные, наполненные порохом и картечью. В XIV–XVI веках картечь изготовлялась из подручных материалов: кусков камня, железа, свинца, засыпалась в канал ствола поверх боевого заряда и закреплялась пыжом. В последующем, для предохранения канала ствола от порчи, картечь стали помещать в оболочку – картуши, отсюда и само слово – картечь. В XVII–XIX веках картечь начали помещать и в полые чугунные ядра. Хотя чугунных ядер могло тогда у штурмующих Помпеи и не быть. Литье чугуна довольно поздно освоили в Европе. Насколько я помню, первыми, кто начал делать чугунные ядра, были шведы. Бросаться ядрами из драгоценной бронзы никто не додумался, а вот камней подходящего калибра можно всегда найти в избытке. Так что отсутствие чугунных ядер, но наличие свинцовых пуль, каменных ядер на территории города и глухих пулевых отверстий в крепостной стене Помпей вполне объяснимы и соответствуют эпохе XV–XVII вв. и рассматриваемой гипотезе гибели Помпей в 1631 году.

А баллисты… Насколько эффективно и экономично такое оружие? Еще никто не нашел остатков ни одной из них. Попытки построить баллисты сегодня не увенчались особенным успехом. В Интернете можно найти несколько примеров таких попыток. Одна из них – вес около тонны, максимальный вес камней 2, 8 кг. По описаниям Витрувия, такая конструкция кидала камни на 700 м, однако что-то серьезно повредить она могла на расстоянии не более 300 м. То, что я увидел на фотографии в интернете, стреляет максимум на 130 м (как сказано, «по соображениям безопасности»). На таком расстоянии «артиллеристов» легко отстреляют лучники обороны. Саксонский артиллерийский офицер Е. Шрамм, по совместительству доктор филологии [Sic! ], в 1903 году построил модель баллисты и сумел метнуть свинцовое ядро весом менее чем полкилограмма на 300 м. Несколько лет назад в серии BBC «Building the Impossible: The Roman Catapult» вещалось, как группа энтузиастов с использованием компьютерного моделирования смастерила огромную баллисту. Баллиста весом 8, 5 тонны метнула ядро в 26 кг на 85 м, но после нескольких выстрелов, несмотря на использование современных материалов, их орудие пришло в негодность.

Вряд ли этим самым баллистам и катапультам было под силу оставить такие глубокие и правильные следы в крепостных стенах. Все-таки начальные импульсы камнеметного приспособления и пороховой пушки несравнимы. Да и, если допустить, что баллисты существовали, зачем для них нужно было подбирать округлые камни «по калибру»? И возить это все в обозе? Разве подручный материал, лишь бы что тяжелое, не подходил? Не думаю, чтобы для баллист, онагров и даже требуше имело смысл подбирать камни стандартного размера. Любой булыжник, более-менее правильной формы, если хочешь, чтобы дальше полетел, подойдет.

А вот для пушек, тут уж надо тщательнее подходить к выбору проектилей. Будь то каменные, свинцовые или же чугунные. А вообще-то самым эффективным оказывается обыкновенный арбалет, который даже после появления огнестрельного оружия оставался сильнее по пробивной способности и оперативнее в обращении, чем первые пищали.

Специалист по русскому оборонному зодчеству В. В Косточкин, суммируя накопленные наукой и осмысленные им данные по фортификации, приходит к выводу, что:

«При слабости действия огнестрельной артиллерии даже в середине XV в. пушечные ядра, очевидно, отскакивали от валунных камней рикошетом и не причиняли значительного ущерба стенам. Больше того, будучи тесанными преимущественно из более мягкого камня, такие ядра при ударе о гранитные валуны раскалывались и не приносили сколько-нибудь существенного ущерба стенам. Не могли принести им серьезного вреда и пушечные ядра, сделанные из гранита; при ударе о них такие ядра большей частью также раскалывались, так как их масса была намного меньше массы крупных гранитных валунов». [120]

Отметины от ядер на стенах Помпей действительно интересны. Были ли это каменные или же чугунные ядра, утверждать не берусь, но, исходя из глубины их проникновения в стену, склоняюсь все же к последним. Судя по размерам отметин, ядра были стандартного размера! Диаметр этих отметин очень похож на существующие в XVI веке французские стандарты калибра для мортир или бомбард 120 мм и 152 мм.

К сожалению, мушкетную «пульку», в качестве доказательства моих предположений, из стены мне выковырнуть не удалось. Там и до меня было достаточно «ковыряльщиков». За сколько лет или даже десятилетий до гибели обстреливали Помпеи, нам не известно. А помпейским мальчишкам хватило бы одного вечера, чтобы выковырять весь свинец на грузила. Но отсутствию застрявшим в городской стене пулям есть и другое объяснение.

Северная стена города, а именно там сделаны снимки, приняла на себя основной удар пирокластического штурма, с температурой в несколько сот градусов. Какие там пульки должны были остаться, если даже в самом городе на водонапорных распределительных башнях свинцовые трубы остались только там, где были засыпаны пеплом до штурма, да и то их повело? Свинец очень легко плавится – при 327, 5 °C, кипит при 1751 °C и заметно летуч уже при 700 °C. Температура штурма была выше температуры плавления свинца, что подтверждает и отсутствие свинцовых водопроводных труб, либо они сильно повреждены (расплавлены), выше уровня, предшествующей первому пирокластическому штурму, засыпки вулканическим пеплом на поквартальных водонапорных башенках города. Свинец может и разлагаться с течением времени, особенно в агрессивной среде. По химическим свойствам свинец – малоактивный металл: в электрохимическом ряду напряжений он стоит непосредственно перед водородом. Поэтому свинец легко вытесняется другими металлами из растворов его солей. При продолжительном нагревании расплавленного свинца он постепенно переходит сначала в желтый оксид PbO (свинцовый глет), а затем (при хорошем доступе воздуха) – в красный сурик Pb3O4 или 2PbOPbO2. Поэтому, если в стене и оставались свинцовые мушкетные пули, судьба их печальна. Возможно они превратились либо в массикот, либо в свинцовый сурик, с дальнейшим разложением в кислотно-щелочной среде.

Кроме того, я вовсе не исключаю и образование глухих пулевых отверстий на стенах в результате боевых действий 1944 года в этом районе, которые там действительно имели место быть.

 

Рис. 29. Фреска с оружием из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 30. Фреска с оружием из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 31. Городская стена у Везувианских ворот. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 32. Городская стена у Везувиевых ворот. Помпеи. Фото автора, ©2007

Монеты

Хотите – верьте, хотите – нет, но монет из Помпей и Геркуланума в открытой экспозиции Неаполитанского музея я не увидел, хотя обошел, как мне кажется, все, доступные для посещения, залы. Это тем более удивительно, потому как путешественники XIX века, в частности Вильгельм Герхенбах, описывают достаточно большую их коллекцию:

«Коллекция монет – очень богата и размещена в определенном порядке. В первой комнате находятся греческие, во второй и третьей – римские, в четвертой – средневековые монеты, в пятой – штемпели неаполитанских монет».

Правда, согласно признанию самого Неаполитанского музея, большая их часть принадлежит все той же коллекции Фарнезе. Но где же тогда тысячи монет добытых археологами в Помпеях и Геркулануме? Следует отметить, что не одного меня заинтересовал этот вопрос.

Марвин Тамеанко, автор ряда критических статей по нумизматике[121], тоже сетует на странности в поведении официальных лиц, когда разговор заходит о помпейских монетах:

«Самая большая находка квадрансов (включая семисы) на раскопках в Помпеях была сделана в 1939 году и составляла 1237 монет. Они были найдены в сейфе ресторана, принадлежавшего Вестутию Плакиду. (См. L. Breglia, Circolazione monetale ed aspetti di vita economica a Pompei, Pompeiana (Naples, 1950) с. 59. ) Они находятся в Национальном Археологическом Музее в Неаполе и никогда не каталогизировались. Я попросил, чтобы два моих коллеги в два разных дня посетили этот музей в качестве туристов и попросили хранителя монет о распечатке их типов, но все, что они получили, было итальянское «пожатие плечами». Я думаю, что они [монеты] исчезли. Вторая по величине находка из 586 квадрансов была также сделана в Помпеях в 1822-м (см. «Pompeianorum Antiquatum Historia» G. Fiorelli, Издание III, с. 32). Они были найдены у входа в мацеллум в коробке с золотыми кольцами. Эта находка также никогда не каталогизировалась, поэтому их типы и императоры неизвестны. Черт бы их побрал, этих археологов, они не могут даже отличить семисы от квадрансов! »

Странно и то, что упомянутая работа профессора Лауры Бреглия (в основном специалиста по Древней Греции) на тему денежного обращения в Помпеях была опубликована только в 1950 году, через 200 лет после начала раскопок. А раньше, не было материала? Или специалистов?

В Интернете тоже практически нет ни одного толкового сайта по монетам, найденным в Помпеях. Как нет и их фотографий. Есть разве что совсем далекие от науки, большей частью американские, сайты. Кроме того, что там в качестве исторических источников ссылаются на Евангелие от Марка, единственная цель таких сайтов – объяснить на пальцах американским недорослям принципы денежного обращения с целью вовлечения их в волшебный мир финансовых пирамид.

Но больше всего мне понравилась ссылка на англо-американский проект в Помпеях (сайт Британского музея). Из полутора тысяч найденных за 10 лет работы проекта монет на сайте представлена картинка одного кусочка бронзы, отдаленно напоминающего монету. Я допускаю, что материал еще не готов для широкой публикации, допускаю, что студентам запрещено публиковать свои собственные фотографии, сделанные их «мыльницами». Наверняка собранная коллекция – уникальна в своем роде. Ведь копали-то студенты вглубь, под мостовыми, там, где еще не копала лопата штатного археолога. Жаль только, что то, что похоронил пепел Везувия во время извержения (выше нулевого уровня), выкопали уже до них (в данной инсуле еще в XIX веке) и начисто вымели за собой мостовые. Таких «углубляющихся» групп в Помпеях довольно много. Работают без охраны, но скучающее «сопровождающее лицо» зевает рядом обязательно. Туристам глазеть не запрещается. Посторонним «В» начинается там, где раскопки ведутся выше уровня мостовых, на нетронутых участках. Туда не подпускают даже близко. И «сопровождающие лица» там выглядят более внушительно.

Единственный серьезный сайт, который мне удалось найти, – это сайт Пенелопы Мэри Аллисон (www. stoa. org/projects/ph/home).

Этот сайт является составной частью ее докторской диссертации, которую она защищала в Сиднейском университете, описывает около тридцати помпейских домов, раскопанных в период с 1826 по 1978 г., и сделанные в них находки. Случаев находок монет в этих домах – 316, самих монет больше двух тысяч и около двух третей из них – серебро.

Ну что же, давайте рассмотрим перечень найденных монет. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что бронзовые (частично и серебряные) монеты снабжены эпитетами: корродированные, неопределяемые, непонятные и т. п. Как правило, в перечне их указывают лишь по их размерам: маленькая, очень маленькая, средняя, большая. Иногда выдвигаются предположения: возможно, семис, ас, империал, дюпондис, сестерций и т. д. Больше предположений, чем конкретики. Некоторые монеты не вписываются в общую картину, поэтому их обозначают как: «с королем» [Sic! ], «необычные», «неклассические» или типа «согласно инвентарному списку – Тиберий». Есть и греческие. Больше всего монет из некоего клада (сундука), остальные – единичные находки в самых разных местах и уровнях, вплоть до бетона и кирпичной кладки. Лучше всего сохранились золотые монеты: Гальба, Веспасиана, Гнея Помпея Великого, Клавдия и больше Нерона. Довольно много монет с надписью «Augustus Pater» или «Divus Augustus Pater», что, на мой взгляд, не имеет никакого отношения к конкретному историческому персонажу, т. к. означает просто верховного жреца, отца народов, вплоть до папы римского. Не знаю, как можно сравнивать, если на сайте фотографии не представлены. Я связался с Пенелопой и попросил прислать мне фотографии найденных ее группой монет, и вдруг выяснилось, что автор многочисленных работ о Помпеях, на которые ссылается весь научный мир, сама в Помпеях не копала!

Л. Альберти и даже М. Венути называют «древнеримские» монеты вообще памятными медалями. На некоторых найденных монетообразных бронзовых жетонах можно увидеть надпись PROVIDENT, что может означать и провидца-императора, и просто жетон-подтверждение факта жертвоприношения-пожертвования (для предъявления налоговой службе во избежание двойного налогооблажения). Возможно, они правы. Это уже в наше время любые кругляшки из раскопов нумизматы назвали монетами, несмотря на то, что на них нет номинала.

Позволю себе сделать здесь небольшое отступление…

Римляне называли свои деньги AES, ASSES, SESTERTII, они же NUMMI, DENARII, SOLIDI, они же AUREI, PONDO, они же LIBRA. Причем AES, AERIS, кроме того, что эти слова означали деньги вообще, определяли конкретный металл, из которого они были сделаны, – бронза (медь). Существовало еще понятие AERIS GRAVE, когда платежи осуществлялись не по номиналу, а на вес. С римскими монетами и с денежной системой Европы вообще связаны некоторые странности. Считается, что после падения Римской империи торговля заглохла и денежное обращение пришло в упадок. Не последнюю роль здесь сыграла и инфляция. Монеты становились меньше по весу, увеличивалось содержание в них меди. При Константине, для стабилизации положения, была выпущена новая золотая монета – солид. Причем по сравнению с древнеримскими монетами солид Константина, с точки зрения художественного исполнения, поражает своей примитивностью. Неужели во всей империи не нашлось профессионального гравера? Или причина совсем в другом, и константинопольскому граверу, как пионеру в монетном деле, просто не с чего было брать пример?

После падения Римской империи, в самый «разгар» Средневековья, историки отмечают в разных странах, и практически одновременно, так называемые «безмонетные периоды». Хотя археологи в тех же самых слоях нередко находят клады серебряных монет с изображениями римских императоров и с латинскими надписями! Это римские денарии якобы I–III вв. н. э., которые, по мнению ученых, уже никак не могли использоваться в качестве денег, а служили украшениями или материалом для ремесленников. И здесь, на мой взгляд, явная несуразица. Однажды возникнув, денежное обращение никуда не исчезает. В периоды временного «безденежья» всегда находились заменители денег в виде «твердой валюты» – золота, серебра, AERIS GRAVE – «на вес» или же монет (денег) других государств. Достаточно вспомнить Россию в революционный и послеперестроечный периоды. Так называемые «безмонетные периоды» в истории – нонсенс. Если даже по каким-то причинам в те или иные годы и не чеканились монеты, то население расчитывалось «натурой» – зерном, куницами, полотном и т. п., а также слитками драгоценных металлов и монетами других эпох и народов. Ученые до сих пор не выяснили, какие предметы служили деньгами при мелочной торговле в «безмонетный период». Как это ни странно, но в Европе еще долгое время после заката Римской империи, «основной монетной единицей по-прежнему оставался римский золотой солид (ауреус), равнявшийся определенному числу серебряных денариев. Монеты времен Меровингов и Каролингов были очень похожи на римские солиды и денарии»[122].

Так что наличие в Помпеях золотых ауреусов и серебряных денариев времен Нерона еще ни о чем не говорит. Например, смотритель королевского музея в Портичи, первооткрыватель геркуланских папирусов Камило Падерни упоминает о находках различных монет, как серебряных, так и медных, «в хорошем состоянии, но обыкновенных»! И что он имел в виду?

Очень интересны замечания нумизматов на специализированных форумах по поводу большинства помпейских монет: они очень редки на нумизматических базарах, существуют единичные экземпляры, не вписывающиеся в уже выстороенные (и хронологически тоже) коллекции античных монет. Получается, что помпейские, ввиду их труднодоступности, еще не успели подделать и растиражировать? Вообще Средние века в Италии, особенно в обеих Сицилиях, поразительно бедны на монеты. Нумизматические коллекции пестрят в основном монетами бурбонского периода. Из монет до XVII века нет практически ничего. Примечательно, что в Неаполе в XVI веке отмечается нехватка цветных и драгоценных металлов для чеканки денег. Те монеты, что были в обращении, были бронзовые, плохого качества, имеющие явные следы клиппинга, поэтому в хождении участвуют даже ауреусы, а неапольские банки, видимо первыми в истории, начинают выпуск бумажных денег – банкнот. Если версия «Помпеи-1631» верна, то отсутствие монет XVI века таким вот дефицитом, в частности, может быть и объяснено. Бумажные же деньги в вулканическом грунте не сохранились. Что же касается ауреусов Гальбы и Нерона, то золотые и серебрянные монеты в кладах хранят не из-за их нарицательной стоимости, а из-за драгметалла. Царские червонцы будут хранить и вторую сотню лет и более. Чем помпейцы, в этом смысле, иные?

Правда, есть и еще одно объяснение эдакому повальному «обету молчания» вокруг монет из Помпей. Вполне возможно, что эти монеты настолько сильно отличаются от «античных» монет, наводнивших нумизматические рынки, что публикация фотографий оригиналов привела бы к полному обвалу и катастрофе. Нельзя забывать, что цены там доходят до нескольких тысяч долларов за «медяк». Кто ж такое допустит?

Граффити

Надписи в Помпеях, из тех что довелось увидеть, находятся в плохом состоянии. Те, которые доступны к осмотру, закрыты прозрачным пластиком. Больше всего там граффити, оставленных туристами. Есть даже «здесь был Вася» начала XIX века, только имена этих варваров – английские.

Довольно интересны, на мой взгляд, замечания Хуана Андреса по поводу граффити и латинского шрифта, который показался ему очень схожим со шрифтом его времени:

«На многих стенах зданий видны некоторые имена, написанные заглавными красными буквами, довольно небрежно. Я не буду здесь останавливаться на именах и самом тексте и замечу только, что форма этих букв сильно отличается от тех, которые мы привыкли называть римскими. На самом же деле, они сильно похожи на наши современные заглавные буквы, что противоречит мнению дипломантов или же палеографов, которые производят наши буквы от римских, а не от готических или лангобардских».

Автор невольно задается вопросом о действительном возрасте Помпей. Особенно странным выглядит для него наличие этрусских надписей, чего согласно традиционным теориям, вовсе не должно было бы быть там в наличии:

«Среди этих надписей одна очень странная, состоящая из этрусских знаков, которая может заставить поломать голову любителям этрусских древностей. Эти знаки не могут быть очень старыми, из времен, когда тут жили этруски, ибо как же они смогли тогда сохранить свой красный цвет, невыцветший в течение многих веков? Как выстояли они после землетрясения 63 г., о котором говорит Сенека, когда Помпеи были полностью разрушены? А если они принадлежат более позднему времени, то кем они были написаны, если этрусским языком уже никто не пользовался и все было римское? Мне не припоминается, чтобы мне попалось там даже хотя бы одно имя на греческом языке, который в этой местности присутствовал довольно долго, как же это тогда возможно с этрусским? »

В связи с рассматриваемой версией гибели Помпей в результате катастрофы 1631 года вполне резонно задаться и вопросом полного отсутствия в Помпеях надписей на итальянском языке. Согласно устоявшемуся и незыблемому мнению, итальянский язык на рубеже XVI–XVII веков, безусловно, должен бы был там присутствовать.

Для сравнения, у меня на руках есть фотокопии записей о рождении, венчании моих предков тех же XVI–XVII веков – все они на латыни. Только в конце XVIII века начинают появляться «вкрапления» в родословной «вульгарно-немецких» слов. Аналогичная ситуация была и с итальянским языком. В многотомной «Истории итальянской литературы» под редакцией М. Л. Андреева, Р. И. Хлодовского я нашел следующую информацию:

«В Страсбурге в 842 году официальными языками были романский и германский, а в Риме в 915 – латынь и греческий. И даже без страсбургского случая, стоящего несколько особняком, видно, что в Италии народный язык входит в употребление в деловых целях позже, чем в остальной романской Европе. Нотариальные акты и вообще документы частно-правового характера, составленные целиком или в значительной части на народном языке, известны в Провансе с XI века, в Испании – с XII, во Франции – с начала XIII. Первый случай в Италии – довольно ранний (960) – это судебное решение по поводу иска о незаконном владении землей, предъявленного Монтекассинскому монастырю, который, в свою очередь, представил трех свидетелей, произносивших под присягой одну и ту же фразу на народном языке: «Мне известно, что эти земли в тех границах, о которых здесь говорится, тридцать лет находятся во владении монастыря св. Бенедикта». Но это цитатное использование вольгаре».

«Первый флорентийский документ датируется 1211 годом – это фрагменты банковской расчетной книги. Латынь безусловно доминирует».

«Положение мало меняется с появлением хроник на вольгаре. Все они тосканские, и их немного: «Малая пизанская хроника» (1279), «Малая луккская хроника», «Деяния флорентийцев», «Поражение при Монтаперти», «Флорентийская хроника» (нач. XIV в. ), «Флорентийская история» Рикордано Малиспини. Особого упоминания заслуживает «Хроника венецианцев» Мартино да Канале[XIII век]. Она написана по-французски! » [sic! ]

«Но самое замечательное историческое сочинение XIII века – это, без сомнения, «Хроника» Салимбене де Адам (1221–1287). Она написана по-латыни, но латынь ее кажется живым языком (и, вероятно, такой и была разговорная латынь средневековых магистров, лекарей, священников): так много в ней неизвестных классике слов и выражений, так далеко ушла она от классического синтетизма (и от средневековых риторических моделей она также весьма далека)»[123].

А как же Данте, Петрарка, Боккаччо? По мнению гуманиста Леонардо Бруни, Данте плохо знал письменную латынь и поэтому, для наиболее полного выражения своих мыслей, просто был вынужден перейти на вольгаре. Боккаччо писал поочередно на обоих языках, а Петрарка, за исключением пары стихотворений, пользовался исключительно латынью. И даже переводил некоторые новеллы Боккаччо на латинский язык. Эти первые всплески итальянского литературного творчества в свое время были известны лишь узкому кругу интеллектуалов и получили признание только почти через двести лет, когда венецианские типографии, рассчитывая на массовый сбыт своей продукции среди простого люда, начали тиражировать произведения на вольгаре.

По признанию лингвистов, итальянский народный язык, язык Данте, Петрарки, Боккаччо, неожиданно постигает в XV веке кризис. Тот, кто заботится о языковой элегантности, пишет так или иначе на латыни. Народный язык не ценится как соответствующее выразительное средство для высокой литературы. Флорентийским диалектом пренебрегали, а латинский язык совершенствовался. Лингвисты объясняют это тем, что, по мере того как гуманисты увлекались античной литературой и латынью, итальянский язык терял престиж. Хотя самое естественное объяснение этому парадоксу, скорее всего, лежит прямо на поверхности. Латынь никуда не исчезала, не деградировала и, даже с появлением Данте, не сдала своих позиций. Более того, происходил естественный процесс усложнения литературного языка, причем гуманисты приложили к этому так много усилий, что перестарались, простой народ, пользующийся в повседневном общении устной латынью, или вольгаре, перестал их понимать.

В 1435 году происходил знаменитый спор между Флавио Бьондо и Леонардо Бруни, в котором Бруни проецирует современное ему отношение латыни и вольгаре в античность и выдвигает тезис, что уже в старом Риме имелись две языковых формы, письменная и устная латынь, и современное «двоевластие» латыни и вольгаре является продолжением этой диглоссии. Известно, что любая диглоссия, особенно между родственными языками, имеет тенденцию к постепенному исчезновению. Итальянский язык берет верх, но становится литературным лишь к XVI веку, да и то почти исключительно в Тоскане и Флоренции, впитав в себя значительное количество галлицизмов из старофранцузского. Большую роль в этом сыграло развивающееся книгопечатание, сделавшее письменное слово общедоступным. Например, первая книга на итальянском языке Галилео Галилея, писавшего до этого исключительно на латыни, «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой», за которую Ватикан подверг его преследованиям, увидела свет только в 1632 году.

Итальянский язык стал государственным и обязательным к применению не ранее как в XIX веке, после образования Италии как единого государства. Причем Данте еще в XIV веке сокрушается по-поводу «ужасного жаргона» римлян и «обезьянней латыни» юга Италии. На севере Италии разрыв между литературным итальянским языком и диалектной речью на основе латыни сохранялся до середины XX в., пока распространение средств массовой информации не демократизировало, а вернее навязало, литературный итальянский язык. При этом до 1912 г. преподавание в высшей итальянской школе велось исключительно на латинском языке.

Латинский язык – своеобразное эсперанто, был не только языком межнационального общения в Италии, но и во всей Западной Европе вплоть до XIX века, когда на смену ему пришел французский. Что же тут удивительного, когда надписи в Помпеях, как и на памятной стелле у дороги в XVII веке, сделаны по-латыни? Причем на «вульгарной» латыни, в смысле с жуткими грамматическими ошибками, потому что сами говорили кто на чем. Кто на греческом, кто по-испански, кто по-каталонски, кто по-умбрийски. Диалект на диалекте. Как тут друг друга понять, если даже в сегодняшней Германии одна деревня испытывает серьезные трудности в устном общении с другой, отстоящей от нее на каких-то 50 км? Да и сам немецкий язык начал литературно оформляться в самостоятельный только начиная с Мартина Лютера, вернее даже, благодаря ему. Италия же всегда была не меньшим проходным двором народов, чем Германия, поэтому без «языка межнационального общения» – никуда.

Даже если предположить, что если бы какой-нибудь из диалектов уже во времена Римской империи стал вдруг письменным, то такой литературный язык не был бы пригоден к надрегиональному использованию в «лоскутном одеяле» Апеннинского полуострова. И действительно, пока не созрели политические предпосылки объединения Италии в единое государство, никакой необходимости срочной «письменизации» народного языка не существовало, так как грамотные люди пользовались для чтения и письма латынью. Каждый в меру своих способностей и усидчивости в школе. Чем жители Помпей, судя по их «настенному творчеству», не особенно отличались. Так, в граффити Помпей специалисты находят признаки упадка латинской системы падежа, например, замещение творительного падежа винительным падежом после определенных предлогов или путаницы между творительным падежом для указании места и винительным падежом для указания направления движения.

Почему же не сохранилось других «кампанейских» граффити XVII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...