Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинские и инженерные инструменты




Папирусы

Раскапывая Помпеи и Геркуланум, археологи не рассчитывали найти памятники письменности, сделанные на мягких материалах – на папирусе, полотне или пергаменте. Ведь при извержении вулкана погибло все, что могло гореть. Но произошло чудо: в Помпеях, на вилле Луция Цецилия Юкунда, найден неповрежденный сундук, а в нем около полутораста исписанных цер. Сто двадцать семь из них уже прочтено. Остальные так крепко друг с другом склеились, что разделить их невозможно. По крайней мере, пока. К сожалению, те, которые посчастливилось прочесть, оказались бухгалтерскими документами. А в Геркулануме, в XVIII веке, найдена целая библиотека – тысяча восемьсот греческих папирусов! Главным образом произведения Филодема. Большинство из них были найдены на месте так называемой Виллы Папирусов. Пока прочтена только небольшая часть. Насколько мне известно, эта находка была вообще первой находкой папирусов. После этого папирусы начали находить в Египте и по всему Средиземноморью в массовом порядке.

«В 1778 г. европейский антиквар купил впервые папирусный свиток у египетских крестьян, которые на его глазах сожгли около 50 папирусов, чтоб насладиться их ароматным дымом. С тех пор изучение папирусов стало предметом специальной науки. Папирусы на греческом, латинском, коптском, еврейском, арамейском, персидском, эфиопском языках, папирусы иероглифические и демотические добываются путем специальных раскопок в Оксиринхе, Файюме, Сиене, Фивах и других древних городах Египта. Количество публикуемых папирусов в последние годы настолько возросло, что ориентироваться в них становится уже трудно без особых указателей и справочников. Обзор текущих поступлений дается в журнале «Archiv fur Papyrusforschung»[111].

Обращает на себя внимание и тот факт, что папирус как дикое растение в Египте не обнаружен, даже Наполеон в свою бытность искал его там безуспешно, зато папирус чувствует себя хорошо в Сицилии, недалеко от древних Сиракуз. Вплоть до XX века там действовал кооператив по производству папирусной бумаги для удовлетворения потребностей туристов в «античных» сувенирах.

По сообщениям прессы, американский исследователь Стивен Бурас (Steven Booras) воспользовался для прочтения текстов особой цифровой камерой, снабженной несколькими фильтрами, что позволило прочитать ранее считавшиеся безнадежно нечитаемыми тексты геркуланских папирусов. Видны стали даже знаки препинания! Поэтому обнаружение новых свитков представляется весьма важным, тем более что после XVIII века ничего похожего в Геркулануме больше найдено не было.

Однако у сторонников немедленного продолжения раскопок в более глубоких слоях развалин есть и противники. Так профессор Эндрю Уоллас-Хадрилл (Wallace-Hadrill), признанный эксперт по Геркулануму, считает, что Виллу Папирусов в данный момент нельзя полностью откапывать из-под слоя пепла и лахара. По его мнению, форсированные работы могут привести к тому, что стены и кровля здания обвалятся, что может разрушить сохранившиеся свитки. Наверное, ему виднее.

Хуан Андрес отмечает, что греческие тексты с Виллы Папирусов выглядят подозрительно похожими на греческие тексты, ему современные:

«… и одна надпись, состоящая из совсем маленьких современных строчных букв, показывает нам, что древние тоже такими пользовались. Видно также, что они уже тогда при письме использовали акценты и спиритус, что многие считали значительно более поздними приобретениями (если, конечно, не допустить, что эта строчка была дописана кем-то позже иной рукой)».

Хуан Андрес имеет здесь в виду диакритические знаки – ударения и придыхания, которые, насколько мне известно, не встречаются в документах, датируемых ранее II в. н. э., и их использование, наряду с пунктуацией и лигатурами, становится обиходным в Средние века. Но, на самом деле, процесс стандартизации диакритических знаков получил свое завершение только с началом книгопечатания! То же самое касается и знаков препинания, которые были введены, и их употребление подчинено определенным правилам венецианскими братьями-типографщиками Мануциями в конце XV века. Не их ли интерпунктуацию разглядел на папирусах Стивен Бурас?

На одной из фресок музея – раскрытая «книга» и рядом две чернильницы. Стандартного, скажем, общепривычного вида. Датировать их можно равнозначно, как XX, так и N-м веком. Перо? Не обязательно птичье. Хоть кисточка, хоть расщепленная буковая палочка. Все пишут. На фреске планшет? Аналогичный римским бронзовым «грамотам»? Белого цвета… Может, и дерево. Но тогда фанера. Кто-нибудь задумывался над технологией производства фанеры? Из историков, скорее всего, никто. А это – токарный станок, как минимум. Причем достаточно сильный, чтобы снять шпон со ствола. А потом – склейка под прессом. Или все-таки это картон? Рыхлая бумага, полученная кустарным «китайским» способом. Почему нет? Но не восковые таблички, чернила им не нужны. Кстати, в своей книге Томас Генри Дайер приводит эту же фреску и считает, что там изображены сшитые лентой листы пергамена «parchment or vellum». А чернильницы он называет своим именем – чернильницы!

Давид Карвальо в своей работе «Чернила – четыре века» пишет, что в Геркулануме была найдена древняя чернильница, содержащая вещество, напоминающее жирную нефть, которым пользовались при письме. «Некоторые рукописи были написаны как бы рельефно, что заметно, когда лист повернут к свету горизонтально»[112]. Карвальо утверждает, что такие чернила появились на несколько столетий позже, чем первый век нашей эры.

В связи с этим критика, высказанная Куртом Керамом по отношению к Марторелли, что, дескать, «…полная неразработанность вопроса и отсутствие основополагающих данных вели к столь же далеким от истины теориям, как, например, теория Марторелли: ссылаясь на то, что при раскопках была найдена чернильница, Марторелли доказывал на 652 страницах своего двухтомного труда, что в древности были распространены не книги-свитки, а обычные в нашем понимании книги, хотя свитки папируса из библиотеки Филодемоса лежали перед его глазами», возможно, предвзята и труд Марторелли заслуживает более пристального рассмотрения историками.

Джакомо Орацио Марторелли (1699–1777) был с 1738 года филологом, профессором греческой литературы в Неаполе и членом Геркуланской академии. Он утверждал, что греческое слово «Еилима» – «ε ϊ λ η μ α = Свиток» появилось только в поздней античности, а слово «umbilicus = стержень», на который наматывался папирус, не греческого происхождения. Из этого он сделал вывод, что древние греки не знали свитков, а уже во времена Гомера пользовались привычными нам листами, переплетенными в виде четырехугольных книг. И назывались они «Библионом», откуда и происходит слово «Библия». Свитки впервые вошли в обиход во времена ромейских императоров для записей указов, договоров и пр., а в поздней античности и для изысканного литературного творчества.

На мой взгляд, папирус не мог быть широко распространен как писчий материал, хотя бы потому, что он не является «подручно-интуитивным», как, например, песок, глина, камень, береста, доска, ткань, шкура (пергамент), т. е. любая подручная плоская поверхность, способная воспринять на себе записи, без особой предварительной подготовки. Папирус мог появиться в качестве заменителя того же дорогого пергамента или же… бумаги. Да-да, примитивной, но бумаги (или же картона), которую делали не только в Китае, но и в Европе очень давно, просто она, в силу своей подверженности быстрому биологическому разложению до нас не дошла. Возможно, именно потому, что бумага, как термодинамически неравновесный материал, была непригодна для документов длительного хранения, и пришлось искать ей замену, пока улучшенная технология производства бумаги, в частности из древесины, а не из хлопка и льняных тряпок, и винтовой пресс не позволили ей к XV веку вновь войти в обиход. По другой версии, использование папируса было некоей данью тогдашней моде, повышавшей ценность и значимость литературного произведения, рукописно исполненного на более дорогом и более долговечном, по сравнению с бумагой, носителе.

Недаром в европейских (галльских) языках для обозначения бумаги не используется ни греческий, ни латинский аналог, но «паппе, папир». Паппе – в немецком означает картон, а по-французски – папье-маше, помните?

«Папье-маше – легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования»[113].

Поэтому папирус как растение, из которого можно сделать нечто похожее на бумагу (паппе, папир), и получил такое свое название. А на помпейской фреске, вполне возможно, изображен этот самый примитивный, плохо опресованный картон, вероятно, похожий по качеству на современный тарный, как, например для яиц, рыхлый, но достаточно жесткий – как прообраз современной бумаги.

Овидий Публий Назон (43 г до Р. Х. – ок. 18 г. по Р. Х. ) в своих «Тристиях» или «Скорбных Элегиях», и не только в них, многократно упоминает бумагу и пишет, скорее всего, на бумаге! «Горе! И места боюсь я, боюсь и его властелина, самые буквы мои в страхе трепещут, дрожат. Видишь ли, как, помертвев бескровно, бледнеет бумага? Видишь, как дрожь обняла стих то один, то другой? » или «Тот привет, что прислал ты, Леандр, на хрупкой бумаге, чтобы я верить могла, делом его подтверди»[114]. Или, может быть, Овидий – сочинения анонимного автора эпохи Возрождения?

Английский археолог Вильям Гель (1777–1836), служивший гофмейстером у Каролины, супруги принца Уэльского (позже ставшего Георгом IV), и сопровождавший ее в поездке в Италию в 1814 году, в своей работе «Помпеиана» пишет удивительные вещи! Кроме всего прочего он утверждает, что Плиний писал на бумаге, вплоть до того, что ее, во времена Плиния, использовали в качестве оберточного материала.

«Хотя многие писали по воску, «facillima delendi», по свидетельству Квинтилия, бумага настолько была распространена, что перец, благовония и другие товары упомянуты как завернутые в ненужные рукописи, так же, как делается в настоящее время в сельских магазинах. Кажется, что воск, таблички, кодекс, книга, фолиант, мембрана, хартия и папирус не были конкретно и четко разделены между собой в эпоху Августа, когда письмо стало частым и обычном делом. Мы находим названия многих сортов бумаги, соответствующих нашей писчей, как например «элефант», и других размеров, с их стандартами и указаниями по их изготовлению. Были жреческая, или сакральная, священная, ливийская, амфитеатральная, деревенская, городская, королевская и большого размера, и бумага на общественные нужды, и для емкостей. Количество, должно быть, очень походило на то, что было бы найдено в большом городе наших собственных времен; и Плиний оставил сто шестьдесят томов опистографов, или написанных очень обстоятельно с двух сторон рукописей, своему племяннику»[115].

Интересно, «бумага на общественные нужды» — это, вероятно, туалетная? Не думаю, что папирус – подходящий для этих целей материал.

Рис. 15. Тетрадь и чернильницы. Помпейская фреска. Национальный археологический музей Неаполя. Фото René Seindal ©2005

 

И еще, согласно Плинию Младшему, Старший жил «ни дня без строчки», даже в пути он диктовал свои вирши «нотариусу», который записывал все это в «записную книжку». Из чего она была сделана? Восковые таблички – не проходят. Громоздкие, и много не помещается. А Плиний Старший потом еще и сам ИЗДАЛ свои сочинения. Интересно, на каком носителе и каким способом? Или все-таки пальма первенства в деле книгопечатания отдана Гутенбергу незаслуженно? В связи с этим стоит выделить в одном из комментариев Хуана Андреса соответствующее замечание:

«Бронзовые светильники – особенность этого музея, так как в Риме и других местах хотя и есть прекрасные светильники из мрамора, но нет бронзовых. Во всяком случае, нигде, кроме Портичи, не встречаются такие большие и великолепно обработанные светильники из бронзы. Так же из бронзы различные печати с выгравированными надписями, которые, очевидно, могли подтолкнуть древних к идее книгопечатания. На некоторых этих гравюрах витые буквы, похожие своей формой на готические, что подтверждает мнение тех, кто считает, что готический шрифт не есть видоизмененный римский».

 

Рис. 16. Свиток папируса из Геркуланума. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 17. Восстановленный текст одного из папирусов. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

Медицинские и инженерные инструменты

Помпейские инструменты практически неотличимы по форме и технике исполнения от современных, разве что из бронзы. Уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, зубоврачебные инструменты, скальпели… Обратите внимание на резьбу гинекологического инструмента (Speculum uteris). Без токарного станка? Насколько мне известно, винты с четырехгранными гайками появились к концу эпохи Возрождения, и делали их только вручную – напильниками или надфилями. Первый проект станка для производства винтов предложил в 1569 году Бессон (Франция). Но применил идею Бессона на практике часовщик Хиндли (Англия) только в 1741 году.

Рис. 18. Инженерные инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 19. Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 20. Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 21. Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

От Леонардо да Винчи (1452–1519) сохранился эскиз более совершенной машины – прообраза токарно-винторезного станка, в которой шаг нарезаемого винта можно было изменять подбором комплекта шестерен, резец находился не в руках, а в жестком суппорте, и в отличие от древних лучковых станков использовалось постоянное направление вращения. То есть говорить о винтах такого качества, которое я видел в Неаполитанском музее, раньше конца XV века не приходится. Более того, на одном из интернет-сайтов мне попалась информация, что в Америке, в Американском национальном историческом музее, хранятся аналогичные гинекологические инструменты из Помпей, где центральный винт инструмента описывается как стальной. Может, американцы, как обычно, что-то напутали, а может, и нет и винт действительно стальной. Сталь в I веке н. э.? Вот незадача…

Сплавы из стали, используемые в хирургии, имеют историю более 300 лет. Первое упоминание датируется 1666 годом, когда Фабрициус, медик-хирург, впервые использовал стальные кольца для фиксации перелома, но бронзовые медицинские инструменты преобладали в медицине вплоть до начала двадцатого века, пока не появилась легированная хромом, нержавеющая хирургическая сталь. И это понятно. Оксидированная медь и сплавы из нее менее опасны для здоровья, чем ржавое железо.

В. Классовский, посетивший Помпеи в 1847 году, писал: «В доме, приписываемом хирургу открыт прибор хирургических инструментов, тем более достойных внимания, что между ними некоторые, как думали дотоле, изобретены только в последнее время светилами новейшей оперативной медицины» (выделено мной. – Авт. ).

Вплоть до наших дней профессиональные повара пользуются медными котлами и сковородами, как и их коллеги пивовары и винокуры. То же самое можно сказать и о чертежных, столярных и прочих измерительных приспособлениях и приборах. До начала двадцатого века подавляющее большинство из них было изготовлено из бронзы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...