Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сестринский уход за т я ж е л о б о л ь н ы м пациентом в стационаре и на д о м у




В связи с увеличением числа больных хроническими заболева­ниями (патологией сердечно-сосудистой системы, органов дыха­ния, нарушениями функции опорно-двигательного аппарата), из­менением демографической ситуации — увеличением числа лиц пожилого и старческого возраста, перед медицинскими работни­ками встает задача но организации и проведению ухода за тяже­лобольными и неподвижными пациентами.

Тяжелобольной пациент — это человек, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем и который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе. Часто больные с хроническими заболеваниями или ослож­нениями не нуждаются в повседневном врачебном наблюдении и активном лечении. Они чувствуют себя лучше в привычной домаш­ней обстановке и нуждаются в уходе, создании благоприятных условий, соблюдении гигиены и психологической поддержке.

Некоторые заболевания сопровождаются нарушением двига­тельной активности (последствия инсульта, хроническая сердеч­ная недостаточность, онкологические заболевания) или больному противопоказаны активные движения (например, при инфаркте миокарда), так как они могут привести к ухудшению состояния больного. Значение движения в биологии и физиологии человека настолько велико, что его расценивают как главный признак жиз­ни. Реализуя потребность двигаться, человек обеспечивает состоя­ние безопасности.

Неподвижный пациент — это человек, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима. Медицинской сестре часто приходится в стационаре и на дому осуществлять уход за непо­движным пациентом. Она должна обеспечить выполнение паци­ентом назначенного режима двигательной активности, объяснить его значение и роль.

У тяжелобольного и неподвижного пациента нарушено удов­летворение следующих потребностей:


 

• в движении;

• нормальном дыхании;

• адекватном питании и питье;

• выделении продуктов жизнедеятельности;

• отдыхе, сне;

• общении;

• преодолении боли;

• способности поддерживать собственную безопасность.

В связи с этим возможны следующие риски: возникновения пролежней; дыхательных нарушений (застойных явлений в лег­ких); нарушения мочевыделения (инфицирование, образование камней в почках); нарушения аппетита; развития контрактур су­ставов, гипотрофии мышц; травм; дефицита самоухода и личной гигиены; запоров; нарушения сна; дефицита общения.

Осуществляя уход, медицинская сестра должна благожелатель­но и внимательно расспросить больного о том, что его беспокоит, чего бы он хотел и что ему мешает. Во время общения с больным важно внимательно следить за ним: часто мимика, интонация, телодвижение скажут больше, чем слова. Нужно выяснить у па­циента, ощущает ли он боль (где и от чего она возникает, когда проходит), жар, озноб, страх, дискомфорт, головокружение, хо­чет ли больной пить или есть и др. Надо следить за его основ­ными физиологическими показателями: температурой, пульсом, АД, частотой дыхательных движений, физиологическими от­правлениями. Необходимо помнить, что часто больные люди раз­дражительны, стремятся к покою, плохо переносят шум, с тру­дом воспринимают информацию, легко устают даже от малых усилий.

Часто больной человек занимает вынужденное положение (ле­жачее, малоподвижное), грозящее разного рода осложнениями. Получив разрешение у лечащего врача, необходимо активизиро­вать больного в пределах возможного: сделать ему легкий массаж, проводить с ним гимнастику, лечебную физкультуру, менять по­ложение больного в кровати. Медицинская сестра должна знать о последствиях длительного пребывания в постели, неподвижно­сти больного, отрицательного влияния на пациента ограниченно­го двигательного режима.

У тяжелобольного неподвижного пациента высок риск разви­тия пролежней в результате длительного сдавливания мягких тка­ней. Образованию пролежней, травм способствует влажная нео­прятная постель со складками и крошками. Основной причиной образования пролежней является плохой уход за пациентом.

Таким образом, содержание сестринского ухода за тяжелоболь­ным пациентом включает в себя несколько пунктов.

I. Обеспечение физического и психического покоя — для со­здания комфорта, уменьшения действия раздражителей.


2. Контроль соблюдения постельного режима — для создания физического покоя, профилактики осложнений.

3. Изменение положения больного через 2 ч — для профилак­тики пролежней.

4. Проветривание палаты, комнаты — для обогащения воздуха кислородом.

5. Контроль состояния пациента (измерение температуры, АД, подсчет пульса, частоты дыхания) — для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи.

6. Контроль физиологических отправлений (стул, мочеиспус­кание) — для профилактики запоров, отеков, образования кон­крементов в почках.

7. Мероприятия по соблюдению личной гигиены для создания комфорта, профилактики осложнений. Медицинская сестра вы­полняет следующие манипуляции:

 

• умывание больного;

• уход за глазами;

• уход за ротовой полостью;

• уход за носом;

• очищение наружного слухового прохода;

• бритье липа;

• уход за волосами;

• уход за ногами;

• уход за наружными половыми органами и промежностью. S. Уход за кожей — для профилактики пролежней, опрелостей.

9. Смена нательного и постельного белья — для создания ком­
форта, профилактики осложнений.

10. Кормление пациента, помощь при кормлении — для обес­печения жизненно важных функций организма.

11. Обучение родственников мероприятиям по уходу — для обеспечения комфорта пациенту.

12. Создание атмосферы оптимизма — для обеспечения макси­мально возможного комфорта.

13. Организация досуга пациента — для создания максимально возможною комфорта и благополучия.

14. Обучение приемам самоухода — для поощрения, мотива­ции к действию.

15. Проведение реабилитационных мероприятий (лечебной
физкультуры, массажа и др.) — для восстановления нарушенных
функций организма.

Целями ухода за тяжелобольным пациентом являются:

1) создание физического, социального, психологического ком­форта;

2) уменьшение выраженности клинических проявлений забо­левания;

3) улучшение качества жизни;


 

4) профилактика возможных осложнений;

5) установление психологического контакта, выявление нару­шенных потребностей.

Школа ухода. В амбулаторно-поликлинической службе ЛПУ приказом главного врача создается Школа ухода за больными. Она состоит из специально подготовленного сестринского персона л а. который возглавляет старшая медицинская сестра поликлиники. В своей работе Школа ухода руководствуется официальными до­кументами по выполняемому разделу работы, распоряжениями вышестоящих должностных лиц. Главной целью создания Шко­лы ухода за больными является коренное улучшение качества ухода и наблюдения за тяжелыми больными на дому, координация ра­ боты среднего медицинского персонала по уходу за больными, повышение культуры обслуживания. Больной человек часто нуж­дается в помощи при осуществлении личной гигиены, а также в осуществлении процессов жизнедеятельности. Но помогая паци­енту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять в нем это желание.

Основными задачами Школы ухода являются:

1) развитие сестринского дела в амбулаторно-поликлинической службе ЛПУ;

2) рост профессионализма среднего медицинского персонала по уходу за больными;

3) внедрение в процесс ухода за больными профессиональных стандартов сестринского ухода;

4) участие в разработке и реализации перспективных научно-практических программ в области развития ухода за больными.

Основными функциями Школы ухода за больными являются:

• организация работы по осуществлению качественного ухода за тяжелыми больными на дому;

• организация профессиональной направленности работы сред­него медипинского персонала по уходу за больными;

• осуществление работы по воспитанию среднего медицинско­го персонала в духе лучших традиций сестер милосердия, соблю­дению этико-деонтологических норм;

• организация и проведение семинаров по актуальным вопро­сам ухода за больными;

• обучение социальных работников и родственников уходу за тяжелобол ьн ы м и.

Принципы ухода включают в себя безопасность (предупрежде­ние травматизма пациента); конфиденциальность (подробности личной жизни больного не должны быть известны посторонним); уважение достоинства (выполнение всех процедур с согласия па-пиента, обеспечение уединения, если необходимо); общение (рас­положение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом); независи-301


мость (поощрение пациента к самостоятельности); инфекцион­ную безопасность.

При уходе за тяжелобольными медицинская сестра обязана соблюдать стандарты технологии ухода за пациентом, технологий выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации по уходу за больными, технологий санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий, деонтологических принципов (с учетом мнения пациентов о медицинском работнике). Она так­же должна своевременно и точно выполнять назначения врача.

Особенности ухода за тяжелобольным на дому. Тяжелобольной лучше чувствует себя дома. Для организации эффективного целе­направленного домашнего ухода за тяжелобольным нужно пом­нить об основных потребностях и тяжести состояния пациента, о том, насколько пациент сам способен удовлетворить нарушен­ные потребности. Но часто тяжелобольной не может удовлетво­рить свои потребности в полном объеме, поэтому становится за­висимым от окружающих его людей.

Ухаживающий должен выявить нарушенные потребности, оп­ределить настоящие, возможные проблемы пациента и создать наиболее благоприятные и комфортные условия для пациента.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику тяжелобольного и неподвижного пациента.

2. Сформулируйте основные цели ухода за тяжелобольным пациентом.

3. Каковы особенности и содержание ухода за тяжелобольным паци­ентом?

4. Назовите основные задачи создания Школ ухода.

5. Каковы критерии оценки качества ухода за тяжелобольными?

6. Расскажите об особенностях утреннего туалета в постели тяжело­больному пациенту.


ГЛАВА 29 ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ И ГОРЕ

Эмоциональные стадии горя. Нередко в отделении находится неизлечимый пациент. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна и он умрет, переживает различ­ные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя (табл. 29.1).

Очень важно распознать, в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.

Для ряда пациентов стадия отрицания является шоковой и носит защитный характер. У них возникает конфликт между желаниями узнать правду и избежать тревогу. Как только пациент осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом. Па­циент раздражителен, требователен, его гнев часто переносится на семью или медицинский персонал. Иногда пациент пытается совершить сделку с собой или другими и выиграть дополнитель­ное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осо­знается, наступает стадия депрессии. Признаками депрессии яв­ляются:

• постоянное плохое настроение;

• потеря интереса к окружающему;

• чувство вины и собственной неполноценности;

• безнадежность и отчаяние;

• попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде. Эмоционально-психологическое состояние пациента на стадии

принятия претерпевает принципиальные изменения. Человек под­готавливает себя к смерти и принимает ее как факт. На этой ста­дии происходит интенсивная духовная работа: покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворения.

Чтобы общаться с неизлечимо больными людьми, нужен на­вык, которому вполне можно обучиться. Для этого необходимо знать себя, пациента и его семью, а также их отношение и подход к данной проблеме. Умение общаться требует от человека быть честным, уважать чувства других и обладать способностью к со­страданию. Это умение включает язык жестов, разговорную речь, доверие, которое устанавливается между собеседниками. Можно выделить несколько видов потребности пациентов и их семей:



Т а б л и ц а 29 .1


Окончание пит / 2l> I


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...