Сестринский уход за т я ж е л о б о л ь н ы м пациентом в стационаре и на д о м у
В связи с увеличением числа больных хроническими заболеваниями (патологией сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, нарушениями функции опорно-двигательного аппарата), изменением демографической ситуации — увеличением числа лиц пожилого и старческого возраста, перед медицинскими работниками встает задача но организации и проведению ухода за тяжелобольными и неподвижными пациентами. Тяжелобольной пациент — это человек, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем и который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе. Часто больные с хроническими заболеваниями или осложнениями не нуждаются в повседневном врачебном наблюдении и активном лечении. Они чувствуют себя лучше в привычной домашней обстановке и нуждаются в уходе, создании благоприятных условий, соблюдении гигиены и психологической поддержке. Некоторые заболевания сопровождаются нарушением двигательной активности (последствия инсульта, хроническая сердечная недостаточность, онкологические заболевания) или больному противопоказаны активные движения (например, при инфаркте миокарда), так как они могут привести к ухудшению состояния больного. Значение движения в биологии и физиологии человека настолько велико, что его расценивают как главный признак жизни. Реализуя потребность двигаться, человек обеспечивает состояние безопасности. Неподвижный пациент — это человек, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима. Медицинской сестре часто приходится в стационаре и на дому осуществлять уход за неподвижным пациентом. Она должна обеспечить выполнение пациентом назначенного режима двигательной активности, объяснить его значение и роль.
У тяжелобольного и неподвижного пациента нарушено удовлетворение следующих потребностей:
• в движении; • нормальном дыхании; • адекватном питании и питье; • выделении продуктов жизнедеятельности; • отдыхе, сне; • общении; • преодолении боли; • способности поддерживать собственную безопасность. В связи с этим возможны следующие риски: возникновения пролежней; дыхательных нарушений (застойных явлений в легких); нарушения мочевыделения (инфицирование, образование камней в почках); нарушения аппетита; развития контрактур суставов, гипотрофии мышц; травм; дефицита самоухода и личной гигиены; запоров; нарушения сна; дефицита общения. Осуществляя уход, медицинская сестра должна благожелательно и внимательно расспросить больного о том, что его беспокоит, чего бы он хотел и что ему мешает. Во время общения с больным важно внимательно следить за ним: часто мимика, интонация, телодвижение скажут больше, чем слова. Нужно выяснить у пациента, ощущает ли он боль (где и от чего она возникает, когда проходит), жар, озноб, страх, дискомфорт, головокружение, хочет ли больной пить или есть и др. Надо следить за его основными физиологическими показателями: температурой, пульсом, АД, частотой дыхательных движений, физиологическими отправлениями. Необходимо помнить, что часто больные люди раздражительны, стремятся к покою, плохо переносят шум, с трудом воспринимают информацию, легко устают даже от малых усилий. Часто больной человек занимает вынужденное положение (лежачее, малоподвижное), грозящее разного рода осложнениями. Получив разрешение у лечащего врача, необходимо активизировать больного в пределах возможного: сделать ему легкий массаж, проводить с ним гимнастику, лечебную физкультуру, менять положение больного в кровати. Медицинская сестра должна знать о последствиях длительного пребывания в постели, неподвижности больного, отрицательного влияния на пациента ограниченного двигательного режима.
У тяжелобольного неподвижного пациента высок риск развития пролежней в результате длительного сдавливания мягких тканей. Образованию пролежней, травм способствует влажная неопрятная постель со складками и крошками. Основной причиной образования пролежней является плохой уход за пациентом. Таким образом, содержание сестринского ухода за тяжелобольным пациентом включает в себя несколько пунктов. I. Обеспечение физического и психического покоя — для создания комфорта, уменьшения действия раздражителей. 2. Контроль соблюдения постельного режима — для создания физического покоя, профилактики осложнений. 3. Изменение положения больного через 2 ч — для профилактики пролежней. 4. Проветривание палаты, комнаты — для обогащения воздуха кислородом. 5. Контроль состояния пациента (измерение температуры, АД, подсчет пульса, частоты дыхания) — для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи. 6. Контроль физиологических отправлений (стул, мочеиспускание) — для профилактики запоров, отеков, образования конкрементов в почках. 7. Мероприятия по соблюдению личной гигиены для создания комфорта, профилактики осложнений. Медицинская сестра выполняет следующие манипуляции:
• умывание больного; • уход за глазами; • уход за ротовой полостью; • уход за носом; • очищение наружного слухового прохода; • бритье липа; • уход за волосами; • уход за ногами; • уход за наружными половыми органами и промежностью. S. Уход за кожей — для профилактики пролежней, опрелостей. 9. Смена нательного и постельного белья — для создания ком 10. Кормление пациента, помощь при кормлении — для обеспечения жизненно важных функций организма. 11. Обучение родственников мероприятиям по уходу — для обеспечения комфорта пациенту. 12. Создание атмосферы оптимизма — для обеспечения максимально возможного комфорта. 13. Организация досуга пациента — для создания максимально возможною комфорта и благополучия.
14. Обучение приемам самоухода — для поощрения, мотивации к действию. 15. Проведение реабилитационных мероприятий (лечебной Целями ухода за тяжелобольным пациентом являются: 1) создание физического, социального, психологического комфорта; 2) уменьшение выраженности клинических проявлений заболевания; 3) улучшение качества жизни;
4) профилактика возможных осложнений; 5) установление психологического контакта, выявление нарушенных потребностей. Школа ухода. В амбулаторно-поликлинической службе ЛПУ приказом главного врача создается Школа ухода за больными. Она состоит из специально подготовленного сестринского персона л а. который возглавляет старшая медицинская сестра поликлиники. В своей работе Школа ухода руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, распоряжениями вышестоящих должностных лиц. Главной целью создания Школы ухода за больными является коренное улучшение качества ухода и наблюдения за тяжелыми больными на дому, координация ра боты среднего медицинского персонала по уходу за больными, повышение культуры обслуживания. Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены, а также в осуществлении процессов жизнедеятельности. Но помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять в нем это желание. Основными задачами Школы ухода являются: 1) развитие сестринского дела в амбулаторно-поликлинической службе ЛПУ; 2) рост профессионализма среднего медицинского персонала по уходу за больными; 3) внедрение в процесс ухода за больными профессиональных стандартов сестринского ухода; 4) участие в разработке и реализации перспективных научно-практических программ в области развития ухода за больными. Основными функциями Школы ухода за больными являются: • организация работы по осуществлению качественного ухода за тяжелыми больными на дому;
• организация профессиональной направленности работы среднего медипинского персонала по уходу за больными; • осуществление работы по воспитанию среднего медицинского персонала в духе лучших традиций сестер милосердия, соблюдению этико-деонтологических норм; • организация и проведение семинаров по актуальным вопросам ухода за больными; • обучение социальных работников и родственников уходу за тяжелобол ьн ы м и. Принципы ухода включают в себя безопасность (предупреждение травматизма пациента); конфиденциальность (подробности личной жизни больного не должны быть известны посторонним); уважение достоинства (выполнение всех процедур с согласия па-пиента, обеспечение уединения, если необходимо); общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом); независи-301 мость (поощрение пациента к самостоятельности); инфекционную безопасность. При уходе за тяжелобольными медицинская сестра обязана соблюдать стандарты технологии ухода за пациентом, технологий выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации по уходу за больными, технологий санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий, деонтологических принципов (с учетом мнения пациентов о медицинском работнике). Она также должна своевременно и точно выполнять назначения врача. Особенности ухода за тяжелобольным на дому. Тяжелобольной лучше чувствует себя дома. Для организации эффективного целенаправленного домашнего ухода за тяжелобольным нужно помнить об основных потребностях и тяжести состояния пациента, о том, насколько пациент сам способен удовлетворить нарушенные потребности. Но часто тяжелобольной не может удовлетворить свои потребности в полном объеме, поэтому становится зависимым от окружающих его людей. Ухаживающий должен выявить нарушенные потребности, определить настоящие, возможные проблемы пациента и создать наиболее благоприятные и комфортные условия для пациента. Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику тяжелобольного и неподвижного пациента. 2. Сформулируйте основные цели ухода за тяжелобольным пациентом. 3. Каковы особенности и содержание ухода за тяжелобольным пациентом? 4. Назовите основные задачи создания Школ ухода. 5. Каковы критерии оценки качества ухода за тяжелобольными? 6. Расскажите об особенностях утреннего туалета в постели тяжелобольному пациенту. ГЛАВА 29 ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ И ГОРЕ Эмоциональные стадии горя. Нередко в отделении находится неизлечимый пациент. Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна и он умрет, переживает различные психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя (табл. 29.1).
Очень важно распознать, в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь. Для ряда пациентов стадия отрицания является шоковой и носит защитный характер. У них возникает конфликт между желаниями узнать правду и избежать тревогу. Как только пациент осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом. Пациент раздражителен, требователен, его гнев часто переносится на семью или медицинский персонал. Иногда пациент пытается совершить сделку с собой или другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает стадия депрессии. Признаками депрессии являются: • постоянное плохое настроение; • потеря интереса к окружающему; • чувство вины и собственной неполноценности; • безнадежность и отчаяние; • попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде. Эмоционально-психологическое состояние пациента на стадии принятия претерпевает принципиальные изменения. Человек подготавливает себя к смерти и принимает ее как факт. На этой стадии происходит интенсивная духовная работа: покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворения. Чтобы общаться с неизлечимо больными людьми, нужен навык, которому вполне можно обучиться. Для этого необходимо знать себя, пациента и его семью, а также их отношение и подход к данной проблеме. Умение общаться требует от человека быть честным, уважать чувства других и обладать способностью к состраданию. Это умение включает язык жестов, разговорную речь, доверие, которое устанавливается между собеседниками. Можно выделить несколько видов потребности пациентов и их семей: Т а б л и ц а 29 .1 Окончание пит / 2l> I
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|