Сестринское вмешательство на различных стадиях горя пациента
в общении; информации; совете; утешении; обсуждении лечения и прогноза; беседе о чувствах и профессиональной психологической поддержке. Отношения между медицинской сестрой и обреченным пациентом основаны на доверии, поэтому его нельзя обманывать. При этом не следует предоставлять измененную информацию. Нужно избегать и бездумной откровенности. В основном пациенты хотят знать как можно больше о своем состоянии. Однако следует остановиться, если пациент дает понять, что он получил достаточно сведений. Очень важно уметь слушать больного. Выделяют время для неспешной непрерывной беседы. Дают пациенту понять, что для него есть время. Взгляд медицинской сестры должен быть на одном уровне со взглядом пациента. Очень важно говорить в уединенной обстановке. Важно поощрять больного к продолжению беседы, показав заинтересованность кивком головы или фразой: «Да, я понимаю».
Когда люди страдают, они стремятся к неформальному общению. Помните, что при беседе с пациентом очень важно наличие оптимального физического пространства между ним и медицинской сестрой. Пациент будет чувствовать себя неудобно, если медицинская сестра находится от него слишком близко. Если же она будет находиться далеко, это будет дополнительным барьером для общения. Многое зависит от ответной реакции пациента и его семьи на общение. Она показывает, как медицинская сестра влияет на больного и как он реагирует на нее. Разлад в общении может возникнуть из-за того, что сказанное медицинской сестрой непо пятно пациенту, поэтому следует избегать медицинской лексики. Медицинской сестре следует быть готовой к религиозным и философским беседам, диалогам с пациентом о справедливое!и смысле жизни, добре и зле. Вся трудность в такой ситуации заключается в том, что философские суждения здесь в первую очередь важны не сами по себе, а как средство утешения, примирения обреченного человека со своей судьбой. Умирающие больные очень остро чувствуют неискренность собеседника, болезненно относятся к малейшим проявлениям безразличия. Поэтому при общении с ними очень важно сохранять доброжелательность, милосердие и профессионализм независимо от личных проблем и обстоятельств. Общение с родственниками умирающего. Смерть часто является тяжелым потрясением для родных больного, поэтому к ним в таких случаях следует отнестись с особой заботой и вниманием, оказать им психологическую поддержку. Как вести себя у постели умирающего, как и о чем с ним можно разговаривать, как наносить визиты пациенту — этому должна научить родственников обреченного медицинская сестра. Если умирающий находится в стационаре из-за тяжести своего состояния, то к уходу за ним можно привлекать родственников, обучив их элементам ухода. Они могут, например, покормить пациента, поправить постель, провести некоторые гигиенические мероприятия. Чтобы пациент не чувствовал себя одиноким и покинутым, родственники могут посидеть рядом, держать его за руку, касаться его плеча, волос или почитать ему книгу. Неизлечимая болезнь, смерть близкого человека является для его родных большой психологической травмой. Они могут уставать, у них могут развиваться раздражение, депрессия, злость по отношению к умирающему. Оказание психологической помощи семье умирающего человека является важной частью в работе медицинской сестры, которая может поддержать семью и после его смерти.
Семья, переживающая смерть родного человека, тоже проходит стадии горя. Последствия потери могут отразиться на психическом равновесии родственников и подорвать их здоровье. От горя невозможно спрятаться, его надо принять и глубоко переживать; потеря должна быть воспринята не только умом, но и сердцем. Без такого полного переживания горе будет продолжительным и может привести к хронической депрессии, потери радости жизни и даже всякого желания жить. Изживание горя делает человека способным вспоминать умершего без эмоциональной боли и сохранить живые чувства для других. Родственники умершего переживают несколько стадий горя. 1. Шок, оцепенение, неверие. Скорбящие люди могут чувствовать себя в отрыве от жизни, так как реальность смерти еще не полностью достигла сознания и они еще не готовы принять потерю.
2. Боль, испытываемая из-за отсутствия умершего человека. 3. Отчаяние (волнение, гнев, нежелание вспоминать). Стадия наступает, когда приходит осознание того, что умерший не вернется. В это время часто отмечаются снижение концентрации внимания, злость, вина, раздражительность, беспокойство и чрезмерная печаль. 4. Принятие (осознание смерти). Скорбящие люди могут мысленно сознавать неизбежность потери задолго до того, как их чувства дадут им возможность принять правду. Депрессия и колебание чувств может продолжаться после похорон более года. 5. Разрешение и перестройка. Вместе с умершим человеком уходят старые привычки поведения и возникают новые, которые ведут к новой фазе принятия решений. На этой стадии человек в состоянии вспоминать умершего без всепоглощающей печали. Знание стадий горя, переживаемых родственниками умершего, необходимы для того, чтобы избежать неправильного отношения к скорбящему, вспыльчивого суждения о его переживаниях в настоящий момент. Поддерживая скорбящего, можно способствовать здоровому процессу переживания печали. Мысль о том, что что-то может быть сделано и существует конец переживаний, является сильным противоядием беспомощности, которую испытывает скорбящий.
У многих родственников остается полное чувство вины. Они думают: «Если бы я только это выполнил(а), он бы не умер». Нужно помочь им высказать и обсудить их чувства. Известно, что некоторые люди особенно уязвимы в период переживаний по поводу потери близких, поэтому существует риск, что они будут скорбеть слишком эмоционально. Это может проявляться необычайно сильными реакциями и продолжаться более 2 лет. Риску сильнейшей скорби подвержены следующие группы: 1) пожилые люди, переживающие потерю близкого человека, — чувствуют себя более изолированными и нуждаются в сочувствии; 2) дети, утратившие близких им людей. — очень уязвимы и более осознанно воспринимают смерть, чем думают об этом взрослые. Дети до 2 лет не могут отдавать себе отчета в том, что кто-то из семьи умер, но они очень этим обеспокоены. В возрасте от 3 до 5 лет дети не считают смерть необратимым явлением и думают, что умерший вернется. Между 6 и 9 годами дети постепенно начинают осознавать необратимость смерти, а мысли у них могут быть связаны с привидениями. Подростки эмоционально уязвимы и переносят утрату особенно тяжело. Дети по-особенному реагируют на потерю родителей. Существует несколько ситуаций, которые могут повлиять на ребенка: 1) когда оставшийся родитель находится в глубокой печали; 2) ребенок не понимает, что произошло, потому что ему этого четко не объяснили; 3) изменение места жительства и школы; 4) малочисленность семейных социальных контактов; 5) ухудшение социального и экономического положения семьи, особенно когда умирает отец; 6) вступление в брак оставшегося родителя до того времени, пока ребенок свыкнется с мыслью, что умерший не возвратится; 7) ухудшение заботы о ребенке. Процесс переживания печали ребенком может иметь следующие проблемы: нарушение сна, расстройство аппетита, возрастание общего беспокойства (нежелание выходить из дома или идти в школу), капризность, смена настроения от эйфории до плача, депрессии, уединение. Медицинская сестра при оказании помощи семье, пережившей утрату, выполняет следующие функции: 1) объясняет оставшемуся родителю проявляющие у ребенка физические и эмоциональные реакции и подчеркивает, что они являются нормальными;
2) рекомендует книги и брошюры на эти темы. Это поможет разумно рассмотреть ситуацию. Чтение этих книг с детьми может способствовать началу разговора; 3) советует оставшемуся родителю помогать детям рисовать, писать на тему, касающуюся их потери, а также разговаривать об этом с теми, кому они доверяют; 4) убеждает оставшегося родителя заботиться о своих финансовых, эмоциональных и социальных нуждах. В этом случае ему легче отвечать на нужды своих детей. Умирание. В большинстве случаев умирание — это не мгновенный процесс, а ряд стадий, сопровождаемый последовательным нарушением жизненно важных функций. 1. Преагония. Сознание еще сохранено, но пациент заторможен, сознание спутанное. Кожные покровы бледные или циано-гичные. Пульс нитевидный, возникает тахикардия; АД падает до SO мм рт. ст. Дыхание учащается. Глазные рефлексы сохранены, зрачок узкий, реакция на свет ослаблена. Длительность этой фазы составляет от нескольких минут до нескольких суток. 2. Агония. Сознание отсутствует, но пациент может слышать. Резкая бледность кожных покровов с выраженным акропиано-зом, мраморность. Пульс определяется только на крупных артериях (сонной), брадикардия. Дыхание редкое, аритмичное, судорожное, по типу «заглатывания воздуха» (агональное дыхание). Зрачки расширены, реакция на свет резко снижена. Могут возникнуть судороги, непроизвольное мочеиспускание, дефекация. Длительность этой фазы составляет от нескольких минут до нескольких часов. 3. Клиническая смерть. Это переходное состояние, которое еще не является смертью, но уже и не может быть названо жизнью. Клиническая смерть наступает с момента остановки дыхания и сердца. При этом сознание отсутствует; кожные покровы бледные, цианотичные, холодные, появляются мраморность, сосудистые пятна; пульс не определяется на крупных артериях; дыхание отсутствует; зрачки предельно расширены, реакция на свет отсутствует. Продолжительность этой фазы составляет 3 — 6 мин. Если с помощью реанимационных мероприятий жизнедеятельность организма не была восстановлена, то в тканях возникает необратимые изменения и наступает биологическая смерть. Констатация смерти. Факт биологической смерти пациента констатирует врач. Он делает запись в истории болезни, указывает дату и время ее наступления. Смерть, наступившую на дому, констатирует участковый врач; он же выдает справку с указанием клинического диагноза и причины смерти. Правила обращения с телом умершего. Подготавливает тело умершего к переводу в патолого-анатомическое отделение медицинская сестра. Подготовка осуществляется в определенном порядке. 1. Надевают перчатки. 2. Снимают с умершего одежду и кладут его на спину на постель без подушек с разогнутыми конечностями. 3. Опускают веки. 4. Подвязывают нижнюю челюсть. 5. С умершего снимают ценные вещи в присутствии лечащего или дежурного врача, составляют акт вместе с врачом и делают запись в истории болезни. Ценные вещи передают на хранение старшей медицинской сестре, которая возвращает их родственникам умершего под расписку. 6. Удаляют катетеры, зонды, снимают капельницу и т.д. 7. На бедре умершего пишут его ФИО и номер истории болезни. 8. Накрывают тело простыней и оставляют в таком положении на 2 ч (до появления явных признаков биологической смерти). 9. Снимают перчатки, моют руки.
10. Оформляют сопроводительный лист, где указывают ФИО умершего, номер истории болезни, диагноз, дату и время смерти. 11. Сообщают родственникам о смерти пациента. 12. Спустя 2 ч доставляют тело в патолого-анатомическое отделение. Постельные принадлежности (матрас, подушку, одеяло) сдают в дезинфекционную камеру. Кровать, стены, пол, тумбочку обрабатывают дезинфекционными растворами и кварцуют отсек, в котором находилось тело, не менее 1 ч. Контрольные вопросы 1. Назовите основные стадии горя. 2. Сформулируйте содержание сестринского вмешательства на различных этапах адаптации пациента к психической травме вследствие тяжелого заболевания. 3. В чем заключаются потребности семьи и близких обреченного пациента, оказание им психологической поддержки? 4. Назовите основные группы людей, подверженных риску сильнейшей скорби. 5. Какова роль медицинской сестры в оказании помощи семье, пережившей утрату? 6. Назовите основные клинические проявления стадий терминального состояния. 7. Каковы правила обращения с телом умершего?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|