Анализ затрат на производство и себестоимость продукции
Затраты представляют собой любые расходы предприятия за отчетный период, обусловленные приобретением и использованием различных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности и выраженные в денежной форме. Себестоимость продукции - это стоимостная оценка используемых в процессе ее производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию. Затраты входят в себестоимость продукции как составная часть, возникшая в ходе процесса производства продукции. В себестоимость включаются все затраты, связанные с управлением организацией и коммерческие расходы. В себестоимости отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансового состояния субъектов хозяйствования, конкурентоспособность продукции. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций: - учет и контроль, всех затрат на выпуск и реализацию продукции; - база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности; - экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия; - определение оптимальных размеров предприятия; - экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.
Для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли дается следующая классификация затрат. · входящие и истекшие; · прямые и косвенные; · основные и накладные; · входящие в себестоимость продукции и внепроизводственные; · одноэлементные и комплексные. Проанализируем себестоимость продукции, выпускаемой предприятием «ТЗ «РЕВТРУД» по экономическим элементам (таблица 5).
Структура затрат на производство по экономическим элементам Таблица 5
Как видно по данным Таблицы 5 «Структура затрат на производство по экономическим элементам», наибольший удельный вес среди экономических элементов в общем объеме затрат занимают расходы на материалы и прочие затраты. Сумма расходов на покупку материалов увеличилась на 321 424 тыс. рублей и к 2012 году составила 899 856 тыс. рублей (40,57% в общем объеме затрат). Прочие затраты значительно увеличились - с 328 388 тыс. рублей в 2011 году до 839 558 тыс. рублей в 2012 году (т.е. на 511 170 тыс. рублей) и составили 37,85% в общем объеме затрат. Также произошло увеличение выплат заработной платы на 111 732 тыс. рублей, что свидетельствует об увеличении численности рабочих на предприятии ОАО «ТЗ «Ревтруд».
Проанализируем состав статей расходов себестоимости выпускаемой продукции (таблица 6).
Структура себестоимости по статьям расходов Таблица 6
Проанализировав данные Таблицы 6 «Структура себестоимости по статьям расходов», мы видим, что наибольший вес в себестоимости продукции имеют такие статьи как: - комплектующие изделия, - работы и услуги сторонних организаций, - общепроизводственные расходы, - общехозяйственные расходы. Влияние этих факторов находит отражение на уровне производственных затрат. Уровень затрат в 2012 году составил 78,184%, то есть на каждый рубль произведенной продукции предприятие расходовало средств по 78,2 коп. По сравнению с прошлым годом затраты снизились на каждый рубль реализованной продукции на 4,9 коп., в результате чего общая экономия составила 88869 тыс. руб. Сумма расходов на комплектующие изделия увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 206 381 тыс. рублей и составила 842 281 тыс. рублей. Сумма расходов на услуги сторонних организаций в 2012 году составила 574 395 тыс. рублей, но в 2011 году данный показатель совсем отсутствовал. Данное увеличение может быть объяснено тем, что рост выпуска продукции, произошедший за счет увеличения спроса, способствовал увеличению числа покупателей. Тем самым, такие дополнительные расходы, как транспортировка продукции, возросли за счет появления новых покупателей.
Затраты на 1 рубль продукции увеличились с 0,94 коп. в 2011 году до 0,97 коп. в 2012 году. Можно сказать о том, что предприятие допустило перерасход средств на производство продукции в 2012 году на 0,03 коп. больше, чем в 2011 году. Однако, увеличение данного показателя связано еще и тем, что увеличился объем продаж, и следовательно, увеличились затраты на производство. Затраты на 1 рубль товарной (реализованной продукции) являются обобщающим показателем, характеризующим работу предприятия в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|