Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идолы преверж. к старым школам




Идол рода – ложные представления о мире, которые присуще всему человечеству и являются результатами ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в наделении природных явлений человеческими характеристик.

Идол пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого есть своя пещера, свой внутренний мир, что накладывает оттенок на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности, и есть причина заблуждений.

Идолы рынка – ложные представления людей, порожденные неправильностью употребления слов. Это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, что отвлекает людей от ощущения явлений природы и правильного их понимания.

Идолы театра – ложные представления о мире заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая философская система – это сыгранная людьми драма или комедия. Люди принимали эти постановки за чистую монету, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возникло на пути самообразования и самовоспитания.

Идолы рынка и театра приобретенные. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта авторитета, церкви и т.д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразование общественного сознания.

6. Кризис греческого полиса и проекты выхода из него. В 4 в. до н.э. начинается кризис греческого полиса. 4 в. до н.э. считается концом классической Греции. Причина кризиса: система городов, основанная на замкнутой граж. общине оказалась несостоятельной в условиях развития международных эк. связей, роста част. собственности и обострения внутр. противоречий. Проявление кризиса: 1)утратилось чувство единства гражданина со своим полюсом.2)увел. ополитичность.3)изменяется отношение к воинской службе.4) коллективная полисная мораль начинает уступать место индивидуализму.

Однако, это был кризис не упадка, а роста. Ситуация требует новой формы государственности, вопрос «КАКОЙ». Выделяется несколько проектов переустройства: 1. Платон предлагает путь полного отказа от демократии и введение строжайшей регламентации.2. Аристотель предлагает сделать упор на поддержку г-вом среднего слоя. Полис должен обладать небольшой территорией. 3.Выдвигаются и более радикальные проекты: отменить частную собственность и полностью обобществить имущество. 4.Наиболее реалистичный вариант предлагал Исократ: объединить всю Грецию под главенством какого-либо сильного г-ва (идея получили название ПАНЕЛИЗМ). Встал вопрос, кто сможет объединить Грецию. Исократ обращался в Спарте, Афинам, Силицийской державе, но нигде не было достойного правителя. В итоге, греков объединили завоеватели, сначала Ал. Македонский, затем Рим.

9. Софистика как особая логико-коммуникативная практика. Из всех философских течений Греции именно софистика представляет наибольший интерес с т.зр. публ. Коммуникации. Софистами (С.) называли странствующих философов, кот. Появились в Греции во 2 пол. 5 в. С. За плату обучали философии, искусству и т.д. (за короткое время обещали любого сделать искусным оратором и обучить всему, что накопила человеческая мысль). Состав С.: крупные философы (Протагор, Горгий, Гиппий, Фрасимах и Антифолт), неск. десятков самонадеянных посредственностей и даже шарлатанов. С. считаются порождением демократии. Основы учения С.: 1)в центре теории-ЧЕЛОВЕК.2)отказываются от изучения внешнего мира, считая его непознаваемым.3)утверждали об относительности и субъективности всего существующего. Аргументы С.: у каждого ч-ка свое суждение, свое видение истины, значит абсолютной истины не существует. Отсюда вытекал прагматизм С.: («Истина то, что полезно и выгодно»). У некоторых неприкрытый культ силы («Кто сильнее, тот и прав»), а также правовой нигилизм. С. критически относились к традиционным мировоззрениям, в том числе к религии. Деятельность С. с одной ст, подрывало трад. ценности (способствовало росту индивидуализма), с др. ст. способствовали широкому распространению знаний, внесли вклад в развитие ряда наук: грамматики, теории г-ва и права, положили начало ораторскому искусству.

В осн. софистики, как филос. системы, положены логические парадоксы, разрешением кот. и занимались С. Наиболее известными логическими парадоксами являются апории Зенона (490-430 до н.э.). Самые известные апории: 1) «Ахилл». (Ахилл не сможет догнать черепаху, если она начнет движение раньше его). 2) «Стрела» (Летящая стрела покоится).

С. утверждали, что о любой вещи можно судить двояко и с взаимоисключающих позиций. Главная установка С.- зародить сомнения и вызвать критическое отношение ко всему, что слепо принимается на веру. С. не просто свою философию, а положили начало софистике, как логико-коммуникативной практике. Смысл софистики в поиске безусловных доказательств истинности или ложности, отдельных суждений, а именно коммуникативного акта. Т.о. софистика представляет собой социально-коммуникативный эксперимент, призванный проверить гипотезу о самодостаточности коммуникативного акта, как средства отражения действительности. Именно дискуссии вокруг С. и ее критика Сократом и его учениками положили начало представлениям о публ. ком-ции античности. В наст. время термин СОФИСТИКА приобрел негативный оттенок, так называют ч-ка, кот. считает возможным прибегнуть к любым уловкам для доказания своей правоты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...