Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция ораторского искусства в Афинах.




Основные этапы развития ораторского искуссива в Др. Греции. Первым нас. оратором Эллады считался ПЕРИКЛ (495-429 гг до н э) и его современники. Их выступления впервые фиксируются посредством записи. Все они кроме историка Фукидида, были общ. и пол. деят-ми. Вторая волна связана с появлением целой плеяды учителей красноречия. Начало орат. Ис-ву в теор. Плане заложили софисты. Важнейшей вехой в развитии риторики явл. Деят. ИСОКРАТА (446-338 до н э) и ЛИСИЯ. И. тяготел к торж. краснор. И был пер. теоретиком. Противник дем-и. в честь Ф. Македонского написал торж.речь. разроботал комп-ю речи (1 раздел -предисловие, цели;2-сам предмет речи;3- опровержение мнения противника; 4- заключение(крат.итог речи, напоминание осн. Пол-ий) закл.должно вызывать гнев противников. И. сам речей не произносил, поэт-у слишком затянутое предисловие. Круп. теоретик и учитель красноречия ГОРГИЙ (485-350 до н э). в 427 он прибыл в Афины из Сицилии. Делил речь на части, отдельные по смыслу, а окончание этих частей должно рифмоваться (горгиевы Рит.фигуры). среди представителей суд.власти поп-ю пользовался ЛИСИЙ (445-380 до н э). у него 400 речей, до нас дошло 34. был сыном Метека. Аттический стиль -(аттика- п/о на ю-в Ср. Греции) черты: скупость, лаконичность, нельза убрать или прибавить ни одного слова)- антипод азиатскому стилю, с его пыш.фразами. апогей орат. искусства – ДЕМОСФЕН (384-322 до н э). уже со 2 в счит. Образцовым, совершенным оратором, и влияние сохранялось до новейшего времени. Был сторонником Афин. против Македонии.когда македонцы захватили Афины, попал в плен. Чтобы не попасть к врагам принял яд. Сначала Д. не мог говорить из-за дефекта речи, но много занимался. В отл от больш ораторов готовился к речи. Речи против Македонского получили название «гневные филиппики». Дошла 61 речь Демосфена. Они делятся на частные и пол-е.

Др. греки внесли большой влад в пол.сф.: 1) понятие гражданина2)понятие свободы3)понятия демократия.4) понятие личности

Стиль Демосфена: сделал кратким предисловие.

Использовал приемы: Рит вопр, «фигура умолчания», метафоры антитезы, олицетворения (диалоги от имени умерших, животных). Вклад в риторику:1) использование разг речи без вульгаризма 2)сочетание эмоц. воздействия и исп-е приемов привлечения внимания слушателей.

10.Эволюция ораторского мастерства в Афинах. 1-ми настоящими ораторами считаются Перикл и его современники. Их выступления фиксируются записями. Все они, кроме Фукидида, были общест. И полит. Деят-ми. 2 волна ораторского искусства связана с появлением целой триады учителей красноречия. Начало ораторскому искусству в теоритическом плане зародили софийцы. Важнейшей вехой в развитии риторики явл-сь Исократ и Лисий. Исократ тяготел к торжественной речи, 1-ым начал учить проф-му ораторскому искусству. Противник демократии, разработал композицию речи: 1) Предисловие 2) собственно предмет речи 3) опровержение мнения противника 4) заключение (краткий итог речи) Крупнейшим теоретиком был Горгий. Он 1-ым придумал разделять речь на отдельные противоположные по смыслу части, а конец рифмовать (Горгиевы риторические фигуры). Среди представителей судебного красноречия особой популярностью пользовался Лисий. Создал свой собственный стиль – аттический (гл. черты – скупость и лаконичность). Апогеем ораторского искусства был Демосфен. Со 2 в. считается образцовым оратором. Подвергался преследованиям, т.к. был за независимость Афин против Македонии. (его черты: в речи не использовал вульгаризма, эмоциональное воздействие на слушателей, приёмы привлечения внимания слушателей.) Следующее поколение ораторов- это закат афинского публичного дискурса.

14. Функциональная идентификация публичной коммуникации в произведениях Аристотеля. Родился в семье врачей, работающих при дворе макед. Царей.=> стал наставником А.Македонского. Ученик Платона, но подверг критике теорию идей Платона. В публ. Коммуникации: Творчяество Аристотеля означает переход античных представлений о прото предметной отрасли публичных коммуникаций. Переход античн. Представлений завершающих фазу. 1) Аристотель поставил точку в полемике с софистами. Дал полноценный анализ школы софистов и подвёл итог их практики. Гл. урок софистов – признание инструментального характера. Сма по себе коммуникация не порождает критерий истины, справедливости красоты, добра и зла и т.д. Она служит лишь для их публичной трансляции. Всё зависит от убеждений и целей коммуникатора.=> истину нужно искать не в коммуникации, а в том, что за ней стоит. 2) Впервые зафиксировал функциональный характер коммуникации- способность коммуникации играть определённые роли в системе социальных отношений за пределами собственно-коммуникативного предметного поля. Аристотель выделяет 3 вида дружбы: 1) Основанная на благе. 2) на удовольствии. 3) на выгоде. Аристотель стоял у истоков традиции публичного имиджа. Дал рекомендации по имиджу правителя: гс. Деятель должен быть не тираном, а домоуправителем, не грабителем, а опекуном, не позволять излишеств, вести скромный образ жизни. Вклад Аристотеля в риторику: 1) выделил 3 состовляющие в процессе общения: Этос, логос, пафос. 2) большое значение уделял языку выступлений 3) единств. Сфера где Аристотель ничего не внёс – это классификация речей (полит., судебная.). Уделял большое внимание публ. Ком. И относил её к числу 3 важнейших технологий: военноначалие, хозяйствование и красноречие.Все они подчинены политике.

16. Основные виды красноречия и оценка античной демагогии Аристотелем. Первоначально термин демагогия и демагоги не имели отриц. Смысла:1) значение- это вожди народа 2)- это управление народом, ведение народа за собой. Влияние демагогов в полит. И хозяйств. Жизни основывалось не на богатстве, анна ораторских способностях. В 4 в. до н.э. Аристотель дал иное понятие: Демагогия- это заискивание перед народом и искусство манипулировать им.(темин сущ-ет до сих пор) С этого времени демагогами стали называть ловких ораторов, умеющих направить эмоции толпы в нужное для них русло.

17.Основные положения концепции красноречия Цицерона. Цицерон впервые заявил, что Публ. Коммун.- это самостоятельная сфера деятельности и знания. Ораторское искусство, красноречие не является разделом философии. Выявил коренные отличия красноречия. Красноречие – это практич. Знание. Следует учитывать, что наука времён античности- умозрительное знание. 2) Оратор имеет дело не со знанием, а с мнением. Выделяет собственно предмет красноречия- эффект публ. Презентации любого производимого предмета. Цицерон оспаривает поговорку Сократа: «Всякий достаточно красноречив, в том, что он знает».! Он сформулировал признаки профессионализма ораторского искусства. 1) Прирождённые способности, особая живость ума и чувства. 2) Наличие развитой интуиции и жизненного опыта. 3) Широта кругозора и разносторонность подготовки.

18.Основные требования Цицерона к оратору и рекомендации по обучению красноречию. Оратор должен владеть остроумием, диалектикой, мыслями философа, памятью поэта, голосом трагика, игрою лучших лицедеев. Для желающих стать оратором первично- изучение красноречия, а всесторонняя образованность и отраслевое образование вторично. Оратор нуждается в здравом смысле и чувстве реальности, а недостаток знания могут воспроизвести литературные источники. 2 рекомендации: 1) Роль в процессе становления агента публ. Ком. Такого оратора, который служит образцом для подражания. На стадии античного дискурса важное значение субъективно креативному фактору. 2) Обязат. Отработка устных выступлений как и письменных. С письменной работой преимущества: Оратор без подготовки может говорить как по написанному., Может отступать от письменных заготовок не меняя хар-ра речи.

19. Основные открытия античного периода развития публичного дискурса и причины, препятствующие его дальнейшему развитию. Кризис античного публичного дискурса: Основным тормозом для развития ант. Дискурса стал его рационалистический дух. Рационализм (греч.)- разум. Платон и Аристотель стремились превратить оратора в слугу истины и блага, но на практике агенты публ. Ком. Отстаивали частный случай истины и блага, за которой стоят конкретные соц. Интересы. Из этой ситуации возникает эффект нравственной вседозволенности или нравственной неопределённости, ибо любой интерес имеет право быть представлен публ. Агентом и должен максимально реализован, все интересы полностью реализовать никогда не удастся, поэтому субъекты дискурса обречены на бесконечные баталии, появляется КАРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: непримеримые противники в суде и в жизни могут оставаться в прекр. Отношениях.! Именно социальный цинизм оказался тем тупиком из которой античный дискурс не нашёл выхода. Современному человеку кажется циничным и такие представления античной эпохи как соц. Нормы: гомосексуализм, умерщвление престарелых и младенцев, рабство. Цинизм в античном красноречии был возведён в ранг проф-ого мастерства. Оратору было страшно допустить варваризм в речи, чем зависть к тому, что говорить лучше, или ненависть к аппоненту. Публ. Дискурс презирал пустоту и мнил себя в своей спеси, что достигается взрослости ума, а по существу только мнил себя взрослым. Чтобы выйти из взрослости ума (тупика) понадобилось 1 веков средневековья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...