Фехтование. Рукопашный бой. Утверждено. Всесоюзным комитетом по делам высшей школы. При СНК СССР в качестве учебника. Для институтов физической культуры.
Стр 1 из 116Следующая ⇒ ФЕХТОВАНИЕ И РУКОПАШНЫЙ БОЙ Утверждено Всесоюзным комитетом по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учебника для институтов физической культуры.
Государственное издательство «ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ» Москва 1940 Ленинград
Ф—46 Под общей редакцией: К. Т. Булочко, В. К. Добровольского и А. Ц. Пуни ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая книга — первая попытка создания учебника по фехтованию и рукопашному бою для студентов физкультурных вузов. Книга имеет основной целью показать элементы теории, техники, тактики фехтования и рукопашного боя применительно к гражданским коллективам физической культуры. Книга построена исходя из плана групповой методики обучения и комплексной тренировки, обеспечивающей массовое развитие фехтования и рукопашного боя. При составлении книги авторы стремились дать учебник, основанный на наиболее быстром, целостном и доступном процессе подготовки масс к овладению техникой и тактикой рукопашного боя и фехтования. Авторский коллектив стремился при этом освободиться от традиции академической школы, иностранных терминов и дать наиболее целесообразный Наличие Наставления по рукопашному бою в РККА издания 1938 г. (НПРБ-38) сделало излишним полное освещение вопросов организации и методики занятий по рукопашному бою (передвижение, преодоление препятствий, гранатометание). Эти разделы даны лишь в методике комплексной тренировки. Сознавая, что в настоящем издании не все еще освещено с исчерпывающей полнотой, авторы надеются, что изданное руководство все же окажет несомненную помощь студентам, преподавателям и тренерам при прохождении учебного курса.
Авторский коллектив выражает благодарность преподавателю ГЦОЛИФК им. И. В. Сталина — Ю. К. Мордовину, а также И. И. Богоявленскому, за помощь, оказанную при составлении данной книги. Предлагаемую читателю книгу написали сотрудники Государственнога ордена Ленина института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и ленинградского научно-исследовательского института физической культуры: тт. К. Т. Булочко (бригадир), И. П. Байченко, В. К. Добровольский, Н. Н. Зубков, В. М. Захаров, М. В. Лукичев, Н. Т. Поддобрый, А. Ц. Пуни, М. В. Сазонов, А. И. Федосова, при участии И. В. Васильева и Б. М. Hoax. Все замечания просьба направлять по адресу: Ленингад, yл. Декабристов, 35, ГОЛИФК им. Лесгафта.
Октябрь, 1939 г.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ ВВЕДЕНИЕ Ни в одной стране мира физическая культура и спорт не пользуются такой популярностью, как у нас в СССР. Ни одна страна в мире не создала и не может создатьтакихусловий для развития физкультуры и спорта, какие созданы в Советском Союзе. Товарищ Сталин в докладе на XVI съезде ВКП (б) подчеркнул, что в Советском Союзе создаются такие условия, которые дают возможность вырастить новое поколение людей «здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов». Советская система физического воспитания имеет своей задачей подготовку всесторонне развитых, физически здоровых, сильных, смелых, выносливых, инициативных, решительных граждан, обладающих трудовыми и военно-прикладными навыками и готовых в любую минуту встать на защиту родины. Указания тов. Сталина о необходимости держать наш народ в состоянии мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения реализуются в широком развитии многочисленных видов спорта оборонного значения.
Одним из таких видов спорта, разрешающим задачи всестороннего физического развития и одновременно дающим военно-прикладные навыки, являются фехтование и рукопашный бой. Фехтование характеризуется борьбой на учебно-спортивном оружии с цйпью поразить партнера уколом или ударом, избегая при этом Единый целостный процесс фехтования и приемов рукопашного боя обеспечивает высококачественную подготовку всесторонне развитого бойца-рукопашника. Этот единый процесс способствует развитию многих качеств, необходимых бойцу: быстроты ориентировки, смелости, инициативы и решительности в бою, силы, выносливости. Наряду с этим вырабатываются навыки владения оружием, защиты и нападения без оружия, с любыми подручными средствами, а также необходимых действий во время рукопашной схватки. Фехтование в Советском Союзе проводится на рапирах, эспадронах (саблях) и винтовках с эластичным штыком, а в последнее время и на шпагах. Если фехтование развивает главным образом необходимые качества бойца и тактику борьбы, то рукопашный бой, наряду с развитием боевых качеств, непосредственно вооружает техникой и тактикой владения холодным оружием, применяемым в реальной боевой обстановке. Рукопашный бой представляет собой различные приемы действия. К приемам рукопашного боя относятся: а) приемы боя с боевым штыком, б) приемы боя с коротким оружием, в) приемы боя невооруженного с вооруженным и двух невооруженных, г) рубка. В рукопашном бою используются: ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки, метание гранаты и др., т. е. сочетание различных видов передвижений с преодолением препятствий и гранатометанием. События у озера Хасан, героическая борьба испанского и китайского народов против агрессоров, военные операции в Западной Украине и Западной Белоруссии с полной очевидностью показали значение и важность физической подготовки бойцов и умения владеть оцужнеы в рукопашной схватке.
Вольный бой в фехтовании на любом виде оружия является великолепной школой выработки качеств, необходимых в бою, в единоборстве, и обеспечивает тактическую подготовку бойца в одиночном и групповом бою. Штыковой бой (винтовка с боевым штыком) с условным противником (чучело) без подачи палки и с подачей палки вырабатывает силу, быстроту, точность поражения цели штыком и прикладом в различной тактической естественно и искусственно созданной обстановке. Бой с коротким оружием приучает бойца к борьбе с противником при помощи любых подручных средств: лопаты, ножа, палки и т. п. Бой невооруженного против вооруженного винтовкой, ножом, револьвером, а также бой двух невооруженных прививают навыки рукопашного боя. Все это приучает бойца к быстрой ориентировке и широкому применению тактики активной обороны с использованием оружия противника, а при отсутствии такового — к удару кулаком, ногой, головой. Передвижение и преодоление препятствий имеют целью подготовить занимающегося к быстрому, скрытому, бесшумному передвижению шагом, ползком пригнувшись, в различных условиях местности с преодолением на пути разных естественных и искусственных препятствий. Метание гранаты из различных положений в сочетании с приемами и действиями рукопашного боя обеспечит уничтожение противника в решительной схватке. В боях с врагами нашей родины Красная Армия и весь советский народ должны уметь пользоваться всеми средствами наступления и обороны. Вместе с танками, самолетами и дальнобойными орудиями победу будут ковать также штык и мощная «карманная артиллерия», а также простая красноармейская лопата, способная стать грозным оружием в руках храброго, тренированного и ловкого бойца. Фехтование и рукопашный бой в советской системе физической культуры занимают почетное место в боевой и физической подготовке нашей доблестной Красной Армии.
«Подготовка к рукопашному бою является одним из важнейших разделов боевой подготовки командиров и бойцов к действиям во время атаки, т. е. в ответственнейший и самый напряженный момент боя. Обучению и тренировке в рукопашном бою подлежат все бойцы, командиры и начальствующий состав РККА» (НПРБ-38). Народный комиссар обороны, Маршал Советского Союза товарищ Ворошилов, определяя задачи Красной Армии, говорит, что она «должна обладать не только высокими политико-моральными качествами, быть духовно безупречной, она обязана физически быть сильной, юношески крепкой, выносливой, несокрушимо победоносной». Наставление по рукопашному бою РККА дает твердые указания об использовании штыка, лопаты, фехтования на эспадронах, штыках, приемов боя невооруженного против вооруженного и двух невооруженных в сочетании с передвижением, преодолением препятствий и гранатометанием. Фехтование и рукопашный бой являются составной частью комплекса ГТО. Они получили развитие в секциях фехтования и рукопашного боя в коллективах, физической культуры ДСО, вузах, техникумах, колхозах, являясь средством, содействующим общему оздоровлению, подготовке к трудовой деятельности и привитию военно-прикладных навыков. Приказом Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР от 29 ноября 1938 г. отмечается «особое значение фехтования как оборонного вида спорта». Спортивным обществам предложено обеспечить организацию работы, по фехтованию и рукопашному бою и организацию массового изготовления инвентаря. Особое внимание обращается на необходимость развертывания работы по фехтованию среди подростков и юношества, путем организации на местах специальных школ. Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта установлены ежегодные соревнования городов на первенство СССР по фехтованию и по рукопашному бою. Фехтование и рукопашный бой широко развиваются в различных коллективах физической культуры и становятся достоянием широких масс трудящихся. Однако в практике все еще приходится сталкиваться с некоторым консерватизмом старой, так называемой академической школы, являющимся серьезным тормозом на пути развертывания массового фехтования. Ошибки этой школы полностью еще не изжиты и сейчас. Эти ошибки заключаются в отрыве техники от тактики (старая школа вначале обучала технике приемов, а затем тактике ведения боя) и ставке на воспитание одиночек-спортсменов. Естественно, что эта школа применяла в качестве метода обучения исключительно индивидуальную форму обучения (каждому ученику — тренер). Спортивно-гимнастические средства, которыми пользовались сторонники академической школы, фактически приводили к узкому, одностороннему развитию. Можно еще
Недостатки старой школы фехтования имели место также и в методах обучения рукопашному бою. К ним можно отнести излишнюю гимнастичность приемов в виде уколов и ударов прикладом в воздух, в выполнении таких приемов, как упражнения «вперед коли», «назад коли», «вперед — назад прикладом бей» и «от кавалерии закройсь» и т. д. Другими словами, форма движений преобладала над их содержанием, зачастую выхолащивая реальное боевое действие. Положение «к бою» в старой школе не обеспечивало фактической боевой готовности, так как винтовка держалась близко у туловища, приклад выходил за линию тела сзади и пр. Существенным недостатком являлась и большая статичность при обучении, а также злоупотребление положением «на выпаде останься» и уколами в недостаточно плотное чучело, а также выполнение укола в два приема (укол, пауза, затем выдергивание штыка). Подготовка бойца в старой школе сводилась к овладению техникой штыкового боя и фехтования на винтовках. Техника при этом отрывалась от тактики и общей физической подготовки и сводилась к гимнастическим упражнениям с винтовкой. Мы подробно останавливаемся на всех этих вопросах не только потому, что необходимо знать исторические факты. Но мы считаем необходимым дать критику старой школы, еще и потому, что ее принципы пытаются протаскивать некоторые специалисты и в настоящее время. Это тормозит развитие массового фехтовального спорта и рукопашного боя и в корне противоречит основам советской системы физического воспитания. Фехтование и рукопашный бой в советской системе физической культуры являются одним из средств, содействующих всестороннему физическому воспитанию и подготовке к трудовой и оборонной деятельности. Советское фехтование, широко развиваясь, строится на основе общедоступности, массовости, тактической и технической целесообразности, на использовании многообразных методических форм и приемов как группового, так и индивидуального обучения и тренировки. При этом мы используем различные дополнительные спортивно-гимнастические средства, обеспечивающие высокое спортивное мастерство и подготовку в кратчайшее время полноценного бойца-рукопашника. В некоторых гражданских физкультурных коллективах в последнее время организуются раздельные секции рукопашников, фехтовальщиков, штыковиков. Вряд ли можно считать такое разграничение правильным и достаточно полноценным. Скорее всего, такое направление является непродуманным и малоэффективным. С точки зрения интересов страны и правильной постановки физического воспитания целесообразнее организовывать и развивать единые объединенные секции фехтования и рукопашного боя, через фехтование подводя бойца к рукопашному бою и через рукопашный бой — к фехтованию. Работу секции рекомендуется начинать в осенне-зимний период. Вначале следует проработать основной комплекс приемов по штыковому бою в объеме 20 часов (Методику обучения см. на стр. 297), затем заниматься спортивным фехтованием на рапирах или эспадронах и штыках. Если секция начинает работу в весенне-летний период, следует начинать с подготовки к рукопашному бою и с приемов владения холодным оружием. При этом в едином процессе комплексной тренировки надо сочетать передвижения, преодоление препятствий, гранатометание с приемами рукопашного боя и фехтованием. Объем таких занятий колеблется от 80 до 120 часов (Подробно см. стр. 265. ) В настоящее время стремление физкультурных масс и бойцов РККА овладеть мастерством штыка и гранаты — факт большого и глубокого политического значения. Наш советский физкультурник-боец настойчиво овладевает техникой и тактикой фехтования и рукопашного боя. Он сознает огромное значение этого дела для достижения победы на грядущих полях сражения в защиту строительства коммунизма. Четвертая внеочередная сессия Верховного Совета СССР рассмотрела и утвердила новый закон о всеобщей воинской обязанности. Новый закон о всеобщей воинской обязанности ставит перёд нашими физкультурными организациями совершенно новые задачи по перестройке работы по физическому воспитанию в средней школе и среди молодежи допризывного возраста. Проникая в широкие физкультурные массы, фехтование и рукопашный бой успешно развиваются и в национальных республиках (фехтование на саблях, кинжалах, штыковой бой), в различных национальных играх с элементами рукопашного боя и защиты — нападения. Фехтование и рукопашный бой развиваются в колхозных коллективах физической культуры и являются неотъемлемой частью выступлений на физкультурных парадах, участники которых демонстрируют партии и правительству боевую готовность физкультурников. Все сказанное делает совершенно понятным и роль и место этого ценнейшего из видов физических упражнений в системе советской физической культуры, особенно сейчас, когда повышение обороноспособности СССР является одним из основных условий успешности социалистического строительства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|