Глава первая. Краткий исторический очерк. А. Развитие фехтования в древнем мире. (автор разделов А, б и в — В. К. Добровольский. Использованы материалы А. П. Мордовина, напечатанные в руководстве по фехтованию под ред. В. К. Добровольского, изд. 1936 Г. )
Глава первая КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК А. РАЗВИТИЕ ФЕХТОВАНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ (Автор разделов А, Б и В — В. К. Добровольский. Использованы материалы А. П. Мордовина, напечатанные в руководстве по фехтованию под ред. В. К. Добровольского, изд. 1936 г. )
Материалы по истории древних народов дают возможность говорить о том, что владение холодным оружием занимало важное место в военном обучении и физическом воспитании того времени. В священных книгах древней Индии упоминается о крайне элементарных принципах владения холодным оружием и указываются 32 вида различного оружия. Учителями и распространителями фехтования были, повидимому, индийские брамины (священнослужители). На многих памятниках древнего Египта изображены фигуры воинов с палками. Надо думать, что фехтование на палках было одним из видов военной подготовки. Оружие состояло из меча с рукояткой, служившей также и для защиты руки от удара. Меч употреблялся по преимуществу для нападения. Для защиты имелся щит. Учитывая, что оружие было тяжелым и управлять им было трудно, движения были, повидимому, крайне элементарны, и выработка техники сводилась к тренировке простого, максимального по силе удара. История и литературные памятники древней Греции дают возможность говорить, что владение холодным оружием имело там по преимуществу военно-прикладное значение. Однако в некоторых случаях применение его носило спортивный характер. В «Иллиаде» Гомера приводится описание состязаний по фехтованию:
В бранный облекшись доспех, ополчившись пронзительной медью,
И сквозь доспехи коснется и членов и крови багряной, — Тот победитель... (Цитировано по книге «Очерки по истории физической культуры», изд. ФиС, 1938 г. )
Оружием в таких рукопашных схватках являлись: копье (пика) без наконечника, тупой меч (шпага), служивший одновременно для уколов и ударов, и щит. Техника владения оружием была примитивна. Соревнования были связаны с выполнением обрядов культа. Но, есть упоминания об использовании их впоследствии во время греческих игр в качестве зрелища. Начиная с VII в. и до эпохи упадка Греции (IV—II в. до н. э. ) обучение производилось главным образом в специальных школах: Здесь граждан готовили к выполнению государственных обязанностей и к несению военной службы. Умение владеть оружием (меч, копье, щит) являлось одной из задач обучения. Значительно более широкое использование владения холодным оружием, особенно в качестве зрелищ, было в древнем Риме. Основным оружием римлян был короткий, хорошо закаленный, обоюдоострый меч (шпага). Он был одинаково пригоден как для укола, так и для удара. Кроме того, применялись: копье, кинжал и трезубец. Для защиты и отчасти для нападения использовались щит и металлическая сеть. Фехтование римлян, по словам французского фехтмейстера Эмиля Мериньяк (Книга «История фехтования», Париж, 1883 г), состояло «в согласовании движений рук и ног. Щит защищал, а меч наносил удары и уколы в соответствующую цель». В бою римляне предпочитали укол и ему главным образом и обучали. Древнеримский историк Вегеций по этому поводу говорит: «умея одинаково рубить и колоть, римляне легко побивали своих врагов, которые только
Следует отметить, что здесь впервые дается правильная тактическая оценка техники владения мечом. О методике обучения известно; что ученик упражнялся первоначально деревянным шестом. Эти упражнения назывались batuere. Затем переходили к обучению владению оружием, причем удары наносились по столбу, укрепленному в почве, или по кукле, набитой соломой. Наконец, применялись двусторонние упражнения с деревянными мечами, обернутыми кожей, или с копьями, имевшими кожаный наконечник. На общественных играх нередко устраивались примерные сражения вооруженных граждан. Владению холодным оружием обучались в обязательном порядке юноши из богатых семей. Особенно большое внимание уделялось этому обучению в возрасте 16—17 лет, перед переходом в армию. «Ждать победы нужно не от количества солдат, но от их знаний и уменья владеть оружием», — говорит Вегеций. Тренировке с оружием и снаряжением в армии отдавалось столько времени, что, говоря о щите, каске и мече (шпаге), Цицерон[1] указывает: «они никогда не служили бременем нашему солдату, они не чувствовали от них большей тяжести, чем от своих плеч, рук и ног». Особенно высоко стояло обучение фехтованию в гладиаторских школах. От умения гладиатора владеть оружием зависела его жизнь. Поэтому техника владения оружием и тактика боя были доведены, для того времени, до весьма высокой степени совершенства. В технику фехтования были, повидимому, внесены элементы дополнительных театрализованных движений, требуемых статутом публичных выступлений. Спортивно-зрелищное применение фехтования имело двоякую форму: боя гладиаторов на тупом оружии и гладиаторских боев на боевом оружии, заканчивавшихся, как правило, гибелью побеждённых, В Риме впервые в показательных выступлениях по фехтованию участвовали женщины, о чем пишет Ювенал2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|