Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Правовые системы и семьи




Вопросы для докладов и обсуждения

1. Понятие правовой системы и правовой семьи.

2. Характеристика основных правовых семей:

а) романо-германская правовая семья;

б) семья общего права;

в) религиозная правовая семья.

3. Конвергенция правовых систем современности.

Методические рекомендации для подготовки докладов

Право – явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Все правовые системы имеют общие и особенные признаки. Мировые интеграционные процессы ведут к сближению национальных правовых систем современности. Еще в середине XX в. в юриспруденции сформировалось специальное направление – «сравнительное правоведение», предметом которого является изучение общих закономерностей правового развития государств с учетом факторов исторического развития, культуры, политики, экономики. Результатом применения сравнительного метода явилась группировка (классификация) правовых систем на национальные правовые системы и правовые семьи. Тема семинарского занятия направлена на изучение основ сравнительного правоведения и характеристику основных правовых семей.

В докладе по первому вопросу необходимо дать обзор имеющихся определений понятия «правовая система», и указать, какие элементы правовой системы обычно называют авторы определений. Затем следует обратить внимание на отличие этого понятия от понятия «система права». Официально понятие «правовая система» используется в ч. 4. ст. 15 Конституции Российской Федерации. В чем же состоит комплексное содержание этого понятия? Какие факторы влияют на состояние правовой системы государства? Какие плюсы и минусы использования этого понятия для характеристики правовой сферы общественных отношений? Здесь нужно указать на производное происхождение понятия «правовая семья». Иногда в учебной литературе понятия «правовая система» и «правовая семья» отождествляют, что совершенно не обоснованно. Правовая семья – это общность сходных по своим характеристикам правовых систем. Правовую семью образуют национальные правовые системы, сходные по этапам эволюции права, идеологическим, экономическим, политическим факторам.

Доклады по общей характеристике правовых семей, указанных в пунктах второго вопроса плана семинара, рекомендуется делать по следующему плану: 1) назвать государства, которые входят в эту правовую семью; 2) дать краткую историческую справку формирования этого типа правовой системы; 3) назвать доминирующий фактор, на основе которого выделяется эта правовая семья; 4) дать краткую характеристику видов источников права в этой правовой семье; 5) дать краткую характеристику юридической практики в этой правовой семье; 6) расскажите об особенностях правовой идеологии и правовой культуры, которая поддерживается в этой правовой семье. Следует иметь ввиду, что в юридической литературе используются неодинаковые названия правовых семей. Так романо-германскую семью иногда называют семьей континентального права, семью общего права называют англо-саксонской, семью религиозного права – мусульманской правовой семьей. Для подготовки вопросов рекомендуется использовать учебник по сравнительному правоведению.

В докладе по третьему вопросу необходимо объяснить значение таких понятий, как «конвергенция правовых систем», «рецепция права», «интеграция по правовым вопросам», «международное право». Нужно объяснить причины общей интеграции правовых систем современного мира. Назвать сферы правового регулирования, где правовая интеграция значительно продвинулась и, наконец, рассказать о влиянии международного права на развитие современной правовой системы России.

Практические задания

Задание 1.

В математике существует известное правило, согласно которого «от перестановки мест слагаемых сумма не меняется».

Применимо ли это правило в юриспруденции?

Объясните в чем разница между понятиями «система права» и «правовая система»?

Задание 2.

На научной конференции на тему: «Проблемы развития правовой системы России на современном этапе» возникла дискуссия по вопросу, какая правовая систем эффективней.

Представители старшего поколения говорили, что самой эффективной была социалистическая правовая система, т.к. тогда был сравнительно низкий уровень преступности, государство гарантировало социально-экономические права, были простые правила заключения гражданско-правовых сделок.

Представители молодого поколения отстаивали преимущества современной правовой системы. В качестве аргументов они называли разветвленную судебную систему, возможность свободного выезда за границу, возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Выскажите свою точку зрения по вопросу дискуссии.

Задание 3.

Дайте общую характеристику элементов правовой системы Российской Федерации на современном этапе по предложенной форме (укажите принципиальные качества и особенности каждого элемента).

Элементы правовой системы России
Законодательство Юридическая практика Правовая идеология
     

Задание 4.

Зачеркните лишнее государство.

К романо-германской правовой семье относятся: ФРГ, Франция, Канада, Россия, Италия, Польша, Литва.

К правовой семье общего (англо-саксонского) права относятся: Великобритания, США, Австралия, Япония.

К правовой семье религиозного права относится: Афганистан, Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливан, Китай.

Задание 5.

Составьте опорный конспект доклада о романо-германской правовой семье по предложенной в табл. схеме:

Тип правовой системы Государства, относящиеся к этой семье Источники права Степень систематизации права Особенности работы судебной власти
Романо-германская        

Задание 6.

Составьте опорный конспект доклада о семье общего права по предложенной в табл. схеме:

Тип правовой системы Государства, относящиеся к этой семье Источники права Степень систематизации права Особенности работы судебной власти
Англо-саксонская правовая семья        

Задание 7.

Составьте опорный конспект доклада о мусульманской правовой семье по предложенной в табл. схеме:

Тип правовой системы Государства, относящиеся к этой семье Источники права Степень систематизации права Особенности работы судебной власти
Мусульманская правовая семья        

Задание 8.

Конституция США 1789 г. считается классическим примером основного закона государства. На ее основе разрабатывались конституции большинства современных государств. Сравните содержание текста действующей Конституции Российской Федерации и текста Конституции США и дайте ответ на вопрос: «Какие правовые институты были позаимствованы разработчиками российской Конституции у американцев?».

 

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативные акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 20 декабря 2001 г. // СПС «Консультант Плюс».

2. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон [от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ]: принят Гос. Думой ФС РФ 16 июня 1995 г. // СПС «Консультант Плюс».

3. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 10 октября 2003 г. № 5] // СПС «Консультант Плюс».

Учебная и научная литература

1. Буриев И.Б. Мусульманский суд в Таджикистане (исторический анализ) // Государство и право. – 2009. – № 10. – С. 65-73.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. – М.: Междунар. Отношения, 1996. – 108 с.

3. Леванский В.А. Соколов, Н.Я. Юристы о пословицах, характеризующих правовую систему общества // Государство и право. – 2009. – № 7. – С. 5.

4. Марченко М.Н. Об основных тенденциях развития права в условиях глобализации // Государство и право. – 2009. – № 6. – С. 5.

5. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: учеб. пособие / М.Н. Марченко. – М., 2008. – 528с.

6. Степанов О.А. Российский менталитет и особенности российской государственности // Государство и право. – 2007. – № 4. – С. 99.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическое занятие дает для профессиональных навыков гораздо больше, чем простое теоретическое штудирование, поэтому в новых государственных образовательных стандартах по юриспруденции большое внимание уделено практической направленности юридического образования. Навыки применения юридических понятий, анализирования правовых фабул, использования общих принципов права нужно начинать вырабатывать с самого начала изучения юридических дисциплин. Теория государства и права должна формировать первые юридические навыки. В ходе изучения отраслевых дисциплин, эти навыки будут совершенствоваться и расширяться до профессионального уровня. За последние годы по теории государства и права издано много учебных пособий, но необходимость в доработке их качества сохраняется. Это объясняется тем, что литература по данной дисциплине не в полной мере отражает перемены, которые происходят в правовой системе российского общества. Кроме того, текст большинства учебников изложен сложно не иллюстрируется примерами из законодательства и юридической практики, что препятствует усвоению их содержания студентами первого курса, поэтому есть необходимость в издании учебных пособий практической направленности, базирующихся на действующем законодательстве и учитывающих динамику правовой системы. В данном учебном пособии были предложены практические задания общеправового характера. Большинство практических заданий связано с типичными юридическими ситуациями, и их выполнение требует опережающего знакомства с действующим законодательством. Главный принцип, которым руководствовался автор при подготовке пособия, состоит в том, что теорию государства и права можно осознать и усвоить только путем практического анализа различных юридических вопросов, применения квалифицированных правовых оценок.


ГЛОССАРИЙ

Административный проступок – противоправное деяние с негативными последствиями, нарушающее общеобязательные правила (нормы) ведения определенных государственно и общественно значимых дел.

Администрация (от лат. administration) – управление, руководство, орган, структура, группа людей, осуществляющих руководство.

Аналогия закона – применение в какой-либо конкретной ситуации нормы права, регулирующей сходные общественные отношения. Применяется довольно часто, но это запрещено законом в сфере уголовных и административных правоотношений, когда последние связаны с наказанием.

Аналогия права – решение по конкретному делу, принимаемое исходя из общих принципов права, смысла и целей действующего законодательства (гуманизм, объективность, справедливость).

Вето (от лат. veto – запрещаю) – «устный или письменный запрет, наложенный на какое-либо решение управомоченным на то органом или лицом».

Государственная власть – определяемая правом возможность государства регулировать общественные отношения соответствующим способом.

Государственное управление – процесс принятия и практического исполнения управленческих решений по реализации внутренней и внешней политики государства, носящий целенаправленный и официальный характер. Выражается в волевом воздействии субъекта управления на управляемые объекты с соблюдением определенной процедуры действий: обоснованность, последовательность, форма выражения, содержательная часть.

Государственный аппарат – сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором – органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований.

Государственная служба – вид трудовой деятельности, состоящий в выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или выборам должность в государственном аппарате и получающими за это от государства («казны») вознаграждение.

Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; в лингвистике – толкование слова.

Доказательства – это данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательством являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательств охватывает и сами факты, и источники сведений о доказательственных фактах – документы, акты, свидетельские показания.

Закон – (федеральный или субъекта федерации) - принятый в установленном порядке и выражающий государственную волю нормативный правовой акт по основным вопросам государственной и общественной жизни.

Законность – это строгое и неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.

Законодательная власть – одна из ветвей (подсистема) государственной власти, предусматриваемая конституцией государства. Ее основными функциями являются представительство интересов граждан, законотворчество и принятие политических ре­шений.

Законодательная техника – совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации.

Законодательство федеральное – совокупность законов и иных подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых (или принимаемых) федеральными органами государственной власти. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и международные договора, участниками которых является Россия.

Законодательство субъектов Российской Федерации включает в себя Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. С точки зрения соблюдения корректности научного подхода следует сразу оговориться о спорности включения в эту систему нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Однако эта проблема носит абстрактно-теоретический, но никак не практический характер.

Индивидуальный правовой акт – распространяет свое действие на конкретных (персонифицированных) субъектов права. Не рассматривается в качестве источника пра­ва, поскольку не содержит норм права. Прекращает свое действие с реализацией права или обязанности, отнесенного (обращенного) к конкретному субъекту права.

Инкорпорация – форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения измене­ний в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-пред-метном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

Исполнительная власть – одна из ветвей государственной власти (подсистема государственной власти), порядок формирования и полномочия которой определяются конституцией государства. Ее основными функциями являются: организация и осуществление государственного управления посредством регулирующего воздействия на общественные процессы и формирование поведенческих мотивов деятельности людей.

Кодификация – наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).

Консолидация – форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание.

Конституция – основной закон (учредительный акт) государства, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории и являющийся законом прямого действия. Как правило, действует на протяжении длительного времени. Например, Конституция США с определенными поправками действует с 1789 г. и по настоящее время.

Легитимность – правомерность, законность действий индивидуальных и коллективных субъектов права по совершению юридически значимых действий.

Метод правового регулирования – это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются, главным образом, два метода: диспозитивный и императивный.

Механизм государства – это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования – выполнении этим аппаратом функций государства.

Механизм правового регулирования (МПР) – рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное пра­вовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.

Нормативный правовой акт – установленный государством акт, содержащий общие правила поведения (норма права). Данная форма права известна всем обществам. По юридической силе нормативные акты делятся на законы и подзаконные акты. По объему и характеру действия они могут быть общего и ограниченного действия.

Нормы права – результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму, занимает самостоятельное место в правовой системе. В правовой норме следует выделять логическое, социально-юридическое и волевое содержание.

Отрасль права – эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями де­ления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Правонарушение – это виновное, противоправное деяние вменяемого лица, причиняющего вред другим лицам и обществу, влекущее юридическую ответственность.

Правопорядок – система стабильных правовых связей и отношений, существующих в государстве между субъектами права, которые обеспечивают их потребности, интересы и цели, а также способствуют гармонизации общественного развития.

Право позитивное – это та часть социальных норм, которая выражена в официальных документах, исходящих от государства и гарантированных государством. Позитивное право не отрицает естественного права с точки зрения современной науки. Наблюдается определенная взаимосвязь между ними.

Правотворчество – это вид государственной деятельности, завершающий процесс формирования и означающий возведение народной воли в закон.

Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).

Подзаконный нормативный правовой акт – это документ, издаваемый в соответствии с законом и ему не противоречащий, содержащий нормы права, конкретизирующие, детализирующие и организационно обеспечивающие действие закона. Он является понятием собирательным и представляет собой иерархию актов, начиная от высших представительных органов, Президента, Правительства и заканчивая актами местных органов власти и управления. В федеративном государстве различают подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.

Подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которые составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.

Правовой институт – это группа норма права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями.

Правоприменительный акт – это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц.

Презумпция (от лат. praesumptio) в области доказательств и доказывания – это предположения о фактах. Определяющее значение при доказывании по уголовным делам и делам об административных правонарушениях имеет презумпция невиновности, т.е. предположение о невиновности лица, даже тогда, когда против него говорит множество фактов. Лицо должно признаваться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена приговором суда.

Пробелы в праве (правовой вакуум) – случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права. Причинами пробелов в праве являются следующие: отставание законодательства от жизни и недостаточное качество нормативных правовых актов. Иногда законодатель сознательно допускает возможность применения аналогии закона.

Реализация норм права – это воплощение их предписаний в реальное поведение субъектов права. В то же время реализация права имеет две стороны: во-первых, это следование праву со стороны государства, его органов и должностных лиц, во-вторых, - осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства.

Система права – внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы. (Правовая норма-институт права-подотрасль права-отрасль права).

Систематизация законодательства – упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.

Юридическая техника – выработанная в ходе развития общества совокупность правил, средств и приемов формулирования, вынесения и обработки нормативных, индивидуальных актов толкования права.

Юридическая конструкция – это способ построения структуры нормативного правового материала с учетом специфики связей между его элементами, которые предназначены задавать нужную направленность воздействия на определенный вид общественных отношений с целью придания им упорядочивающего и общеобязательного характера.

Юридическая ответственность – это обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния.

Юридическая (правовая) фикция – заведомо ложное, неистинное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным). Несуществующее положение, признанное законодательством существующим, а значит и общеобязательным (в гражданском праве – это признание с соблюдением установленной процедуры гражданина безвестно отсутствующим или умершим; в уголовном праве - это признание в установленном законом порядке у ранее судимого лица отсутствие (снятие) судимости). Наличие в праве фикций позволяет внести в регулирование общественных отношений необходимую четкость, конкретность и определенность. Это один из методов регулирования общественных отношений, применяемый различными правовыми системами и отраслями права.

 


Приложение А

ЗАКОН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

«О нормативных правовых актах Забайкальского края»

Принят Законодательным Собранием Забайкальского края

16 декабря 2009 г.

(извлечения)

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

Статья 1. Понятие нормативного правового акта Забайкальского края

 

1. Нормативный правовой акт Забайкальского края (далее - нормативный правовой акт) - принятый (изданный) в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Забайкальского края или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

2. Нормативными правовыми актами осуществляется правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Забайкальского края в пределах полномочий Забайкальского края, а также по предметам ведения Забайкальского края.

 

Статья 2. Принцип действия нормативных правовых актов

 

1. Нормативные правовые акты действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.

2. В случае коллизии нормативных правовых актов субъекты права обязаны руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим более высокой юридической силой.

3. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

 

Статья 3. Виды нормативных правовых актов

 

1. Нормативные правовые акты подразделяются на следующие виды:

1) Устав Забайкальского края;

2) законы Забайкальского края (далее - законы края);

3) постановления Губернатора Забайкальского края;

4) постановления Законодательного Собрания Забайкальского края (далее - постановления Законодательного Собрания);

5) постановления Правительства Забайкальского края;

6) приказы иных исполнительных органов государственной власти Забайкальского края.

2. Устав Забайкальского края определяет статус Забайкальского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Устав Забайкальского края является основным законом Забайкальского края, обладает высшей юридической силой по отношению к правовым актам Забайкальского края и имеет прямое действие на всей его территории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Забайкальском крае, не могут противоречить Уставу Забайкальского края.

Законы края регулируют наиболее значимые общественные отношения, устанавливают общеобязательные правила, обладают наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам и действуют на всей территории Забайкальского края.

Иные нормативные правовые акты осуществляют конкретное оперативное правовое регулирование, обязательны к исполнению и действуют на всей территории Забайкальского края.

3. При выборе вида нормативного правового акта учитываются предмет, цель правового регулирования и возможный круг регулируемых им отношений.

4. Нормативными правовыми актами могут быть утверждены программы, регламенты, положения, правила, инструкции, а также иные документы, являющиеся приложениями к нормативному правовому акту и его неотъемлемыми составными частями и обладающие равной с ним юридической силой.

 

 

Глава 4. ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 16. Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов

 

1. Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов заключается в оценке их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам края и правилам юридической техники.

2. Правовая экспертиза проводится по решению соответствующего органа государственной власти Забайкальского края или по поручению уполномоченных на то лиц.

3. По результатам проведения правовой экспертизы составляется заключение, в котором содержится вывод о соответствии или несоответствии проекта нормативного правового акта действующему законодательству, обладающему более высокой юридической силой, и правилам юридической техники.

 

Статья 17. Лингвистическая экспертиза проектов нормативных правовых актов

 

1. Лингвистическая экспертиза проектов нормативных правовых актов заключается в оценке их соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом особенностей языка нормативных правовых актов и даче рекомендаций по устранению грамматических, синтаксических, стилистических, логических, редакционно-технических ошибок и ошибок в использовании терминов.

2. Лингвистическая экспертиза проводится по решению соответствующего органа государственной власти Забайкальского края или по поручению уполномоченных на то лиц.

 

Статья 18. Иные виды экспертиз проектов нормативных правовых актов

 

В соответствии с федеральным законом проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов. В соответствии с федеральным законом и (или) законом края для оценки качества внесенных проектов нормативных правовых актов могут проводиться государственная экологическая, общественная и иные виды экспертиз.

 

Глава 5. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИИ (ИЗДАНИИ)

НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 19. Понятие юридической техники

 

1. Юридическая техника - совокупность правил, методов, средств и приемов, используемых для качественного изложения правовой нормы и оформления проектов нормативных правовых актов.

2. Правила юридической техники - единые требования к проекту нормативного правового акта, установленные настоящим Законом края и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

 

Статья 20. Реквизиты нормативных правовых актов

 

1. Закон края имеет следующие реквизиты:

1) изображение герба Забайкальского края, расположенное над обозначением вида нормативного правового акта по центру;

2) обозначение вида нормативного правового акта, выраженное словами "Закон Забайкальского края";

3) наименование закона края;

4) гриф принятия закона края Законодательным Собранием Забайкальского края, состоящий из слов "Принят Законодательным Собранием Забайкальского края" и даты принятия закона края в окончательной редакции.

Закон края, повторно принятый Законодательным Собранием Забайкальского края в первоначальной редакции после его отклонения Губернатором Забайкальского края, имеет дополнительно гриф повторного принятия, состоящий из слов "Повторно принят Законодательным Собранием Забайкальского края" и даты повторного принятия закона края;

5) текст закона края;

6) подписи Председателя Законодательного Собрания Забайкальского края и Губернатора Забайкальского края, расположенные на одном уровне;

7) место принятия закона края, в качестве которого указывается город Чита;

8) дата подписания закона края Губернатором Забайкальского края;

9) номер закона края, состоящий из порядкового номера и буквенного индекса "ЗЗК", означающего "Закон Забайкальского края", разделенных дефисом.

2. В Уставе Забайкальского края обозначение вида нормативного правового акта и его наименование объединяются в один реквизит.

3. Оформление законов края осуществляется в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в Законодательном Собрании Забайкальского края, второй экземпляр передается Губернатору Забайкальского края. Второй экземпляр закона края передается также на электронном носителе.

Для законов края устанавливается единая сквозная нумерация, независимо от созыва Законодательного Собрания Забайкальского края.

4. Датой закона края является дата подписания закона края Губернатором Забайкальского края после принятия закона края в окончательной редакции.

5. Иные нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:

1) изображение герба Забайкальского края;

2) полное официальное наименование органа государственной власти Забайкальского края;

3) обозначение вида нормативного правового акта;

4) дата принятия нормативного правового акта;

5) номер нормативного правового акта;

6) место принятия нормативного правового акта, в качестве которого указывается город Чита;

7) наименование нормативного правового акта;

8) текст нормативного правового акта;

9) подпись уполномоченного лица, включающая наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике нормативного правового акта), его инициалы и фамилию.

 

Статья 21. Текст нормативного правового акта

 

1. Текст нормативного правового акта (далее - текст) - выраженное в письменном виде закрепление содержащихся в нем норм права, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы принятия нормативного правового акта.

2. Текст состоит из преамбулы и структурных элементов.

3. Преамбула - вводная часть текста, в которой определяются его цели и мотивы. Для законов края преамбула не является обязательной. Для иных нормативных правовых актов преамбула является обязательной, в ней указывается правовая основа принятия данного нормативного правового акта.

4. Структурные элементы текста содержат нормативные предписания.

5. Текст может иметь следующие структурные элементы:

1) разделы. Раздел подразделяется не менее чем на два структурных элемента;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...