Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Оснащение рабочего места. 7. Содержания занятия. 7.1. Образец билета входного контроля. 7.2. Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.




6. Оснащение рабочего места.

6. 1. Дидактический материал: справочник физико-химических величин.

6. 2. ТСО: калькуляторы.

6. 3. Посуда и приборы: штатив с пробирками, мерная пробирка, спиртовка, пипетки, фильтровальная бумага, фонарик.

6. 4. Объекты исследования, реактивы: раствор канифоли в спирте. Водные растворы: 2% FeCl3, 0, 001М K4[Fe(CN)6], эозината натрия, метиловой сини, 2% мыла; растительное масло.

7. Содержания занятия.

7. 1. Образец билета входного контроля.

1. К дисперсионным методам получения коллоидных растворов относятся методы:

1)механические       2)ультразвуковые 3)окисления

4)восстановления    5) пептизации.

 

2. Лиофобные коллоидные растворы образуются при:

1) малой растворимости дисперсной фазы 

2)хорошей растворимости дисперсной фазы

3) присутствии стабилизаторов  

4) присутствии катализаторов 

5) определенном размере частиц дисперсной фазы.

 

3. К электрическим свойствам дисперсных систем относят:

1) электролиз          2) электрофорез      3)опалесценция

4) электроосмос      5) эффект Тиндаля

 

4. Сгусток крови это:

1)золь   2) гель   3) эмульсия    4) суспензия.

 

5. Методы очистки коллоидных растворов:

1) диализ                          2) коагуляция          3) седиментация

4) ультрафильтрация       5) электродиализ

 

7. 2. Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

1. Как классифицируют дисперсные системы по размеру частиц дисперсной фазы?

2. Сформулируйте сущность двух основных методов получения коллоидно-дисперсных систем.

3. Как можно отличить коллоидный раствор от: а) истинного раствора; б) грубодисперсной системы

4. Какие методы очистки используют для удаления из коллоидных растворов:                                      а) низкомолекулярных веществ; б)грубодисперсных частиц.

5. Что такое эмульсия, суспензия? Назовите основные типы эмульсий и приведите примеры.

6. Какие известные электрокинетические явления?

7. От каких факторов и как зависит скорость движения частиц при электрофорезе?

8. Какими методами можно получать эмульсии? Эмульгаторы и их примеры.

9. Напишите формулу мицеллы золя хлорида серебра, полученного: а) при избытке AgNO3, б) при избытке KCl. Назовите составные части

7. 3. Самостоятельная работа обучающихся

7. 3. 1. Лабораторная работа

 

Задание 1. Получение гидрозоля канифоли методом замены растворителя.

К 10мл дистиллированной воды добавляют 0, 5мл 2% спиртового раствора канифоли и раствор перемешивают. Получается голубовато-желтый гидрозоль. На раствор направляют пучок света фонарика, наблюдают конус Тиндаля и его зарисовывают в тетради.

Задание 2. Получение гидрозоля Fe(OH)3.

В пробирку берут 5мл дистиллированной воды и добавляют 1 мл 2%раствораFeCl3. Содержимое пробирки осторожно нагревают до получения красно-коричневого прозрачного золя Fe(OH)3. Нельзя допускать выпадение осадка.

Напишите строение коллоидной частицы, обозначьте ее составные части.

Задание 3. Получение золя берлинской лазури обменной реакцией.

А) К 2мл 0, 001 М раствора K4[Fe(CN)6] прибавляют2-3 капли раствора FeCl3. Получается синий золь. Записывают формулу мицеллы.

Б) К 3 мл раствора FeCl3 прибавляют 2 капли раствора K4[Fe(CN)6]. Получают зеленый золь берлинской лазури. Записывают формулу строения мицеллы. В каждом случае определяют заряд у частиц.

Задание 4. Определение знака заряда коллоидных частиц.

При погружении фильтровальной бумаги в дистиллированную воду, бумага приобретает отрицательный заряд. Если нанести каплю коллоидного раствора на фильтровальную бумагу, то при отрицательном заряде частиц происходит пропитывание краски бумагой. При положительном заряде коллоидной частицы происходит разделение коллоидного раствора на две фазы: дисперсную фазу и дисперсионную среду. На этом основано определение знака заряда окрашенных коллоидных частиц. Используют растворы метиленовой сини и эозината натрия. Наблюдают происходящие явления и зарисовывают их в тетради. Устанавливают, какой заряд был у метиленовой сини, а какой- у эозината натрия.

Задание 5. Получение эмульсий.

В пробирку берут 3мл воды и добавляют 3 капли подсолнечного масла, встряхивают наблюдают разделение фаз через несколько минут. Затем в эту же пробирку добавляют 1-2мл раствора мыла, встряхивают. Наблюдают получение устойчивой эмульсии. Определяют ее тип и зарисовывают как молекулы мыла адсорбируются на каплях масла.

7. 3. 2. Задачи для самостоятельной работы.

1. Разбор типовой задачи

Золь йодида серебра получен смешиванием 20мл 0, 005моль/лAgNO3 и 30мл 0, 006моль/л KJ. Назовите метод получения золя, дать схему строения мицеллы и определить знак заряда коллоидных частиц.

Решение

Реакция между AgNO3 и KJ протекает по схеме: AgNO3+ KJ=AgJ+ KNO3. Знак заряда коллоидных частиц зависит от того, какой электролит взят в избытке. Это определяют, рассчитав количества каждого вещества:

n(AgNO3)=C× V=0, 02л× 0, 005моль/л=1× 10-4моль

n(KJ)=C× V=0, 03л× 0, 006моль/л=1, 8× 10-4моль

Как видно, n(KJ) > n(AgNO3), следовательно, электролитом-стабилизатором являетсяKJ. По правилу Панета-Фаянса потенциалопределяющим будетJ- - ион, противоионом – K+. Заряд частицы определяют потенциалопределяющие ионы, поэтому знак заряда частицы будет отрицательный.

Строение мицеллы:

 

Золь был получен обменной реакцией методом химической конденсации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...