Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный ход. 2. Основная часть. Занятие 16-17. « В гостях у сказки». Следует уточнить, что веселье, народные гуляния, зимние забавы и игры часто изображались художниками




Примерный ход

1. Вводная часть. В начале занятия педагог спрашивает детей, любят ли они зимние забавы и во что любят играть зимой? Уточняет, что на Руси всегда весело отмечали зимние праздники, тщательно готовились (наряжались, готовили угощение, украшали дом), устраивали гуляния. В небольшом красочном и образном рассказе можно пояснить особенности некоторых традиций.

2. Основная часть.

Рассматривание жанровых произведений

Следует уточнить, что веселье, народные гуляния, зимние забавы и игры часто изображались художниками. Предложить детям рассмотреть соответствующие репродукции, рассказать о том, что на них изображено, о настроении, которое появляется при рассмотрении картины, придумать образные сравнения, представить события до и после изображенных. Для усиления впечатлений возможно использование игровых приемов: «вхождение в картину» в качестве одного из персонажей (представьте, что вы удерживаете снежный городок в картине В. И. Сурикова «Взятие снежного городка») Возможно использование игры-имитации сюжета (разыгрывание изображенного эпизода).

Следует обратить внимание детей на изображенные художником многочисленные красочные детали и эмоциональное состояние персонажей картины. Для усиления впечатлений следует использовать яркие образные описания, народные поговорки.

Предложить рассмотреть несколько контрастных по настроению, сюжету и средствам выразительности произведений.

Рассматривание изображений, написанных в технике лаковой миниатюры

Обратить внимание, что не только авторы больших картин стремились запечатлеть красоту веселье зимних гуляний. Предложить полюбоваться сюжетами, выполненными в технике лаковой миниатюры; обратить внимание на стилевые особенности изображения (обобщенность, декоративная выразительность линий, яркость красок). Предложить детям рассказать о том, что им понравилось, выразить свои ощущения, оценить увиденное.

3. Заключительная часть. В конце занятия вопросами следует подвести детей к обобщению: что изображено в произведениях, посвященных праздникам, о чем рассказывают в них живописцы и народные мастера?

Занятие 16-17. « В гостях у сказки»

Программное содержание

Познакомить детей с темой сказки в изобразительном искусстве. Обогащать опыт «насмотренности» разных по содержанию и средствам выразительности произведений живописи и графики на данную тему.

 Показать, как с помощью композиции, цвета, различных деталей и т. д. художники и графики создают выразительные сказочные образы. Показать особенности создаваемых сказочных образов в аспекте национальных традиций. Познакомить с творческой манерой живописцев, графиков, произведения которых рассматриваются в рамках данной темы.

Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ.

Развивать познавательные процессы, творческие и эстетические способности. Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности.

Активировать использование слов и словосочетаний: сказочная живопись, иллюстрация, сказочные образы, идеал.

Основной визуальный ряд:

1. В. М. Васнецов. Царевна-лягушка. 1918. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва;

2. В. М. Васнецов. Аленушка. 1881. ГТГ, Москва;

3. В. М. Васнецов. Снегурочка. 1899. ГТГ, Москва;

4. В. М. Васнецов. Баба Яга. 1917. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва;

5. В. М. Васнецов. Кощей Бессмертный. 1918. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва.

Примерный ход.

1. Вводная часть. Детям предлагается вспомнить тему предыдущего занятия; обращается внимание, что на Руси вечера часто проводили не только за играми и развлечениями, но и слушая сказки, сказания и предания прошлого. Детям предлагается ответить на вопросы: Любят ли они сказки? Какие сказки помнят?

2. Основная часть.

Детям предлагается совершить путешествие в сказочную страну (оказаться в волшебном лесу или отправится «за тридевять земель»).

Рассматривание сказочных образов в живописи

Первая остановка «путешествия» предполагает рассматривание картин, героями которых являются сказочные персонажи. Детям предлагается вспомнить известных им сказочных персонажей, которым присущи мужество, справедливость, честность и смекалка. Далее предлагается рассмотреть изображения, «узнать» персонажей и вспомнить фрагмент сказки. Следует обратить внимание детей на то, как художник изображает характеры своих героев. Для активизации детей возможно использование игры, в которой педагог читает яркое сравнение, эпизод сказки, а дети выбирают произведение, в котором представлен данный персонаж.

Следующая остановка «путешествие» предполагает демонстрацию страницы книги с изображением героинь. Детям предлагается полюбоваться одним или двумя женскими образами (на примере произведений В. М. Васнецова «Царевна-лягушка», «Аленушка», «Снегурочка») и описать их. Обратить внимание на проявление таких черт характера, как кротость, мягкость, скромность, доброта, но также упорство и самостоятельность. В процессе рассматривания необходимо уточнить жанровую принадлежность данных произведений.

Следующая остановка – «Мир зла». Детям предлагается рассмотреть изображения отрицательных персонажей, пояснив свой выбор (например, картина В. М. Васнецова «Кощей Бессмертный»). Внимание детей обращается на средства, с помощью которых художники раскрывают эти образы (цветовое решение, использование «говорящих» деталей и т. д. )

Игровые упражнения, способствующие более глубокому пониманию образа, развитию творческих и эстетических способностей

Для того, чтобы дети лучше прочувствовали образы сказочных персонажей можно использовать элементы театрализации – разыгрывание эпизодов, придумывание реплик героев, а также подбор символов, характеризующих персонажей.

Далее предлагается еще раз рассмотреть репродукции и найти сказочные детали (волшебные предметы, образы фантастических животных и т. д. )

Педагог обращает внимание детей на изобразительные средства, которыми художник передает «сказочность» природы.

3. Заключительная часть.  Детям предлагается ответить на вопросы о том, что привлекло русских художников в сказках, чем они восхищались и что стремились передать в своих произведениях). Следует обратить внимание детей на красоту и силу характеров сказочных персонажей.

Методические рекомендации. В процессе рассматривания произведений сообщается краткая информация о живописцах и графиках, создающих произведения сказочного жанра.

В дальнейшем возможно оформление выставки детских книг, на котором будут представлены портреты художников-графиков, их известные работы. Подготовка к данному занятию должна включать изучение литературных произведений, иллюстрации к которым используются на занятии (чтение, обсуждение содержания и рассматривание иллюстраций). В связи с этим во второй половине дня в течение двух предшествующих занятию недель следует предусмотреть различные формы совместной деятельности (литературный досуг «Мои любимые сказки» вечера чтения книги «В гостях у сказки», «театрализации сказок», посещение театра и т. д. ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...