Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 9. «Мир животных». Примерный ход. 2. Основная часть.




Занятие 9. «Мир животных»

Программное содержание

Обогащать представление старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства.

Расширять опыт восприятия детьми образов животных, созданных средствами различных видов искусства (на примере произведений книжной графики, городской и станковой скульптуры, предметов народных промыслов).

Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на интересные изображения животных, чувствовать и понимать художественный образ. В процессе анализа используемых средств выразительности подвести детей к пониманию их взаимосвязи с художественным образом.

Обогащать сенсорный опыт; развивать познавательные процессы; активизировать развитие эмоционально-эстетических предпочтений, ассоциаций, мнения.

Активизировать использование слов и словосочетаний: анималистический жанр, станковая скульптура, фактура, поза, движение.

 

Основной визуальный ряд.

1. П. К. Клодт. Конь с возничим. Скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту. 1841-1850. СПб;

2. И. С. Ефимов. Страус. 1935. Русский музей, СПб;

3. С. И. Поляков. Медведь. Скопин. Рязанская область. 1994. Русский музей, СПб.

Примерный ход

1. Вводная часть. В начале занятия педагог напоминает детям, что на предыдущих занятиях они любовались красотой природы. Обращает внимание на то, что мир животных представляет собой гармоничную часть живой природы.

    Воспитатель может предложить детям разгадать одну или две загадки и припомнить стих про животных. Спросить, знают ли дети какие-либо произведения, посвященные животным, птицам, рыбам. Комментирует, что в изобразительном искусстве часто создавались выразительные образы животных: забавных домашних питомцев, гордых диких животных.

2. Основная часть.

Активизация впечатлений и представлений

Педагог предлагает детям вспомнить животных, которые ассоциируются в нашем представлении со свободой и волей (лошадь), силой (тигры, львы, медведи), лукавством и хитростью (лиса), мудростью (сова, змея), красотой и границей (олень). При названии характера-ассоциации можно вспомнить названия сказок, мифов, персонажей мультфильмов, в которых данные качества проявлялись.

В Центре творчества к данному заданию следует оформить выставку произведений на анималистическую тему. Педагог обращает внимание детей на образы животных в живописных, графических и скульптурных произведениях и предлагает рассмотреть репродукции, иллюстрации к детским книгам, станковые скульптуры, фотографии животных и т. д. Уточняет, почему изображение животных называется анималистическим жанром. Предлагает отправиться в путешествие в «Загадочный мир живой природы».

Рассматривание изображений животных в иллюстрациях к детским книгам

Первая остановка путешествия может быть на станции «Знакомые незнакомцы». Детям предлагается обратить внимание на иллюстрации к детским книгам, представленные в Центре творчества; назвать любимых персонажей. Педагог предлагает назвать животных, которые изобразили иллюстраторы; обращает внимание на передачу настроения, характеры (сравнивая, например, домашнего котенка в иллюстрациях Е. И. Чарушина и В. Г. Сутеева). Также обращает внимание детей на средства, которыми иллюстраторы их передали (особенности линий, штриха, цветовых оттенков, различных «говорящих» деталей). В процессе рассмотрения педагог предлагает детям подобрать образные слова, пояснить, чем нравится персонаж и его изображение. Следует обратить внимание детей на то, что художник книжной иллюстрацией стремиться передать те особенности персонажа, о которых идет речь в тексте книги, что и является особенностью книжной графики.

Рассматривание образов животных в скульптуре и народных промыслах

Следующая остановка в путешествии – «Веселый зоопарк». Следует обратить внимание детей на то, что скульптура представляет собой объемное изображение (ее можно рассмотреть со всех сторон). В процессе рассматривания предложить детям описать характер персонажа, высказать, чем он понравился, чем интересно изображение? Как бы дети назвали изображение? Можно обратить внимание на то, как авторам формой, фактурой, движением удалось передать выразительные особенности каждого животного. Предложить детям имитировать позу одного или двух изображенных животных; описать их характеры и поведение (спокойный, задиристый, убегающий или догоняющий кого-то). Следует обратить внимание детей на используемый автором материал: предложить догадаться, почему он использован в данном случае.

Рассматривание скульптурных образов животных в городской среде

Далее детям предлагается совершить воображаемое путешествие по городу, чтобы увидеть животных, которые «обитают» в его пространстве. Необходимо обращать внимание детей на роль скульптуры в музейной и городской среде. Более подробно рассмотреть скульптурную группу «Укрощение коня» П. К. Клодта на Аничковом мосту. Кратко рассказать историю создания монументов. Предложить детям выразить свое отношение к этим произведениям. Обратить внимание на позы гордых животных и их характеры.

3. Заключительная часть. В конце занятия вопросами следует подвести детей к обобщению: создание образов животных всегда было значимо и интересно для человека; в различных видах искусства создавались яркие образы животных. Художники и скульпторы стремились передать характер, красоту и грацию животных, мастерски подчиняя этой задаче различные материалы, способы их обработки и изобразительные средства.

Методические рекомендации. Если содержание занятия оказалось сложным для детей, можно разделить его на две части:

1 занятие – «Образы животных в графике» (тема «Наши любимцы»)

2 занятие – «Образы животных в скульптуре» («Гордые и вольные»).

Предварительно, накануне занятия, следует организовать исследование детям различных видов используемых скульпторами материалов; уточнить их название, выявить свойства (хрупкость, прочность, особенности фактуры).

Для закрепления материала можно рассматривать станковую скульптуру в игровой форме:

 - подбирать силуэт к изображению;

 - организовать теневой театр;

 - выполнять пластические этюды с изображение различных животных: хитрая лиса, волк простофиля, гордый орел, добродушный медведь;

 - организовать лепку образов животных из глины, пластилина и других материалов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...