Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 4. «Осенняя пора». Примерный ход. 2. Основная часть.




Занятие 4. «Осенняя пора»

Программное содержание

Активизировать интерес к созерцанию в окружающей природе и искусстве.

Обогащать опыт восприятия старшими дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявления осенней природы.

Показать, как передана красота осенней природы в произведениях живописи (на примере пейзажей; натюрмортов), предметов народных промыслов; как по-разному передавали мастера особенности осени в своих произведениях.

Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать художественный образ с опорой на выделение некоторых средств выразительности.

Поощрять высказывание детьми собственных предпочтений, ассоциаций.            Активизировать использование слов и словосочетаний: пейзаж, натюрморт, произведения мастеров народных промыслов; настроение картины; краски осени; золотая осень, поздняя осень.

 

Основной визуальный ряд:

1. Ф. А. Васильев. Перед дождем. 1870. ГТГ, Москва;

2. И. С. Остроухов. Золотая осень. 1886-1887. ГТГ, Москва;

3. В. И. Дюжаев. Поднос «Рябина с птицей». 1979. Русский музей, СПб;

4. И. Михайлов. Овощи и фрукты. Русский музей, СПб.

         

 

Примерный ход

1. Вводная часть. В начале занятия необходимо обратить внимание детей на «Волшебное окно в природу» В Центре творчества (галерее). Предложить рассмотреть репродукции из мультимедийного приложения к программе, высказать свое мнение, назвать понравившиеся. Уточнить, что на всех изображениях представлена природа в разных ее проявлениях – уголок природы, плоды и цветы. Подвести детей к пониманию того, что в произведениях искусства человек чаще всего воплощает то, что произвело на него наиболее сильное впечатление, на что он хотел обратить внимание зрителя. Каждое произведение – целый мир, который может рассказать о многом: о красоте самого обычного на первый взгляд дерева, о чувствах автора, которые он испытывал, когда любовался пейзажем и рисовал его; о волшебстве золотой листвы, первого снега, о «настроении» природы. Следует предусмотреть чтение ярких и образных четверостиший о природе, использование образных сравнений. Уточнить, что на протяжении нескольких занятий (месяцев) детям предлагается стать хранителями красоты и увидеть ( рассмотреть, научиться замечать, сохранять и создавать) красоту природы.

2. Основная часть.

Активация впечатлений

Предложить назвать то, что по мнению детей, красиво в природе, пояснить ответ. Обобщая ответы, направить на то, что «настроение» природы (смена сезонов, времен года) всегда вызывало интерес человека. Предложить выглянуть в окно, назвать время года. Побеседовать с детьми об осени. Спросить, какие приметы осени они знают. В чем проявляется красота осени.

Попросить перечислить цвета, характерные для этого времени года. Обсудить с детьми, можем ли мы встретить осенние краски в окружающих нас вещах (предложить детям оглядеться вокруг, посмотреть друг на друга и поискать осенние краски в окружающей обстановке, в одежде). Предложить детям назвать как можно больше слов, подходящих к осеннему настроению природы.

Поинтересоваться, всегда ли осень бывает одинаковой (какие периоды осени бывают: золотая осень, поздняя осень). Предложить детям сравнить периоды осени с настроением (грустным, задорным, светлым и т. д. )

Рассматривание пейзажных произведений

Показать, как художники-живописцы отображают красками настроение осени в своих произведениях. Из предложенного визуального ряда можно рассмотреть 2-3 произведения (остальные, либо сходные по тематике, образам и средствам выразительности произведения можно разместить в Центре творчества для последующего совместного со взрослыми и самостоятельного рассматривания детьми). Последовательно рассматривать каждое из выбранных произведений, обращать внимание детей на то, о чем «рассказывает» картина, на настроение, которое стремится передать автор, и которое возникает у нас, когда мы рассматриваем картину. Какими красками пользуется художник и почему именно ими? Можно предложить детям подобрать названия картинам, образные слова, высказаться о том, чем понравилось произведение искусства. Сравнивая предложенные в визуальном ряду произведения, обратите внимание детей на контрастность переданных в них настроений и средств выразительности (Ф. А. Васильев «Перед дождем», И. С. Остроухов «Золотая осень»).

Рассматривание изображений природы в произведениях мастеров народных промыслов.

Предложить подумать, почему осень называют хозяюшкой. Обратить внимание на то, что художники всегда стремились запечатлеть дары осени в картинах, а народные умельцы украшали ими предметы быта (подносы, чаши). Проиллюстрировать показом одного живописного натюрморта и одним или двумя произведениями мастеров народных промыслов. Предложить детям высказать свое мнение: чем нравится изображение, урожайная ли осень, чем красивы произведения народных промыслов? Обратить внимание на яркость, нарядность украшений подносов, чаш. Уточнить, что более подробно предметы народных промыслов будут рассмотрены на следующих занятиях, а также в Центре творчества.

3. Заключительная часть. В конце занятия сделать обобщение о том, как разнообразно представлена осень (осенняя природа, дары осени) в произведениях художников и мастеров народных промыслов. Предложить детям в свободной деятельности нарисовать, как они видят красоту осени и разместить рисунки в Центре творчества.

Методические рекомендации. Перед началом занятия целесообразно использовать метод «погружения» детей в обозначенную тему: педагог выводит на экран изображение с видом осеннего леса (можно использовать изображение из цикла «Лесная сказка») и включает соответствующее по настроению музыкальное сопровождение (из цикла «Времена года» П. И. Чайковского). Можно украсить помещение предметами, напоминающими об осени (например, букетами осенних листьев, осенними овощами и фруктами и т. д. )

Включение в зрительный ряд произведений народного искусства и натюрмортов не предполагает подробного знакомства с определенным народным промыслом или натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Здесь преследуется цель обогащения эстетического опыта детей.

Предваряя занятие, оформите в Центре творчества выставку репродукции и художественной фотографии на тему «Красота природы (пейзажи, натюрморты)»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...