Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лев Толстой. Введение. Глава I.. Выявление патологии речи




 

ББК 74. 3

Л72

Лозбякова М. И.

Л72 Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. — М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с.

ISBN 5-9252-0545-6

Не исправленные вовремя недостатки речи у ребёнка могут привести к серьёзным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой. Автор предлагает обратить внимание на коррекцию звуковой стороны речи, обогащение словарного запаса, формирова­ние навыков грамматического оформления и развития речи.

В книге содержится огромный практический материал, кото­рый может стать основой для занятий логопедов, воспитателей и родителей с детьми. В пособии использованы адаптированные в учебных целях отдельные стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуков­ского и других авторов.

Может использоваться на уроках русского языка в национальных школах.

ББК 74. 3

 

Автор выражает благодарность Министерству общего и профес­сионального образования Республики Северная Осетия — Алания за помощь в подготовке книги к изданию.


 

Часть I. Исправление произношения

 

Разве не тогда я приобрёл всё то,

чем я теперь живу, и приобретал

так много, так быстро, что во всю

 остальную жизнь я не приобрёл ни

 одной сотой того?

От пятилетнего ребёнка до меня

 только один шаг.

Лев Толстой

Введение

 

Важнейшими задачами воспитания детей дошкольного возраста являются развитие речи (умение связно, грамматически правильно общаться), обучение родному языку, создание необходимых предпосылок для будуще­го школьного образования.

Успешная подготовка детей к школе может быть достигнута при планомерной работе в трёх направлениях:

1) коррекция звуковой стороны речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха и звукового анализа слов;

2) обогащение словарного запаса, формирование логического мышления;

3) формирование навыков грамматического оформления предложений и связной речи.

Не исправленные вовремя недостатки речи приводят к серьёзным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой: сложно даётся формирование связной речи, на письме наблюдаются смешения и замены, пропуски и перестановки букв, свойственные устной речи ребёнка в настоящее время либо в недавнем прошлом. Это связано с нарушением не только произношения звуков, но и фонематического слуха, и звукового анализа — умения определять место и последовательность зву­ков в слове.

Первая глава данного пособия посвящена ответам на следующие вопросы: когда, в каком возрасте и почему следует начинать занятия с ребён­ком по развитию речи?

Во второй главе дано описание методических приёмов по уточнению и постановке каждого звука, а также их дифференциации между собой (с опорой на звукоподражания животным, птицам, некоторым предме­там), развитию артикуляционной моторики в игровой форме во взаимо­связи с формированием общих речевых навыков: становлению темпа, голо­са, дыхания, дикции, интонации.

С целью закрепления звуков на каждый из них подобраны потешки, скороговорки, загадки (способствующие также развитию мыслительной деятельности у детей).

Третья глава содержит более двухсот дидактических игр на развитие фонематического восприятия и анализа звукового состава слова.

При ознакомлении с буквами за основу берётся сходство рисунка бук­вы или её части с положением органов речи при произнесении соответ­ствующего гласного звука или звукоподражания (А, О, Ц, И, Ы, Э), а при знакомстве с остальными буквами их рисунок сравнивается с контуром по­хожего предмета.

Большое внимание уделяется умению выделять согласный звук в на­чале слова.

Предлагаемая методика позволяет, в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка пяти-шести лет, запомнить все буквы за пять — де­сять занятий.

Обучение грамоте проводится параллельно с опережающим разви­тием звукослогового анализа и с опорой на него. Дети учатся «писать», т. е. составлять слова и предложения, в том числе и с предлогами, поль­зуясь первое время фишками, а затем кассами букв, и свободно читать по «Азбуке» или «Букварю».

В зависимости от уровня речевого развития ребёнка изложенный ма­териал можно использовать выборочно или дополнительно, если данного объёма оказалось недостаточно.

Глава I.

Выявление патологии речи

Неточность движений артикуляционных органов и недостаточность выработанных умений различать звуки речи на слух препятствуют правильному произношению и, как результат, стремлению к нему и приводят к физиологическим возрастным отклонениям. Такие явления преходящи. Они составляют естественный этап в формировании речи, в отличие от патологических нарушений, которые характеризуются наличием стойких речевых недостатков, не исчезающих с возрастом или уменьшающихся незначительно, если с ними не бороться.

Чтобы своевременно справиться с этими отклонениями, воспитателям и родителям следует знать некоторые особенности речевого развития детей. Это позволит им предъявлять посильные требования к ре­бёнку и избавит от необоснованной тревоги в случаях кажущегося речевого отставания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...