Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные отклонения. Патологические недостатки. Причины речевых нарушений




Возрастные отклонения

При нормальном речевом воспитании к трём годам малыш усваивает почти все звуки языка, последними на четвёртом-пятом году жизни появ­ляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ и Р, Рь. Усиливается и речевая активность ребён­ка, начинается возраст «почемучек», запас слов быстро нарастает.

Наиболее распространёнными являются следующие: замены Р зву­ками Л, Ль, Й (рама — «лама», «ляма», «яма»); нечёткое произношение зву­ков С, 3, Ц; замены Ш, Ж, Ч, Щ мягкими Сь, Зь; шапка — «сяпка», чай — «сяй», жар — «зял»; замена С, Ц звуком Т, а 3—Д: сок — «ток», заяц — «даит»; Л заменяется звуками Ль, Й или, наоборот, Й—Ль: лак — «ляк», «як», яма — «ляма»; оглушение звонких согласных: зуб — «суп», дубы — «тупи»; смягче­ние согласных и замена мягких твёрдыми: сумка — «сюмка», дядя — «дада».

Кроме того, речь малышей характеризуется недостаточной сформированностью звукослоговой структуры: спасибо — «сиба», «сяба»; стул — «туль»; молоток — «мотёк», «мотылёк».

Отмечаются несовершенства и фразовой речи, особенно при согласовании, использовании падежей: «один колёс», «стулы», «окнов»; отсут­ствие или неправильное употребление предлогов.

К пяти годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, упот­реблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.

Однако нередки случаи, когда встречаются искажения, замены и сме­шения звуков даже и у более старших детей.

Длительное неправильное произношение приводит к тому, что двига­тельные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребёнок произносит звук неправильно, но этого не осознаёт. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребёнку сформировать нормальное произноше­ние. У него появляются стойкие дефекты речи.

 

Патологические недостатки

К стойким дефектам речи относятся межзубные и боковые С, Сь, 3, Зь, Ц; Ш, Ж, Ч, Щ — при их произношении конец языка высовывается между зубами или поворачивается набок; нижние или щёчные Ш, Ж, Ч, Щ, ко­гда надуваются щёки; проторные Р, Рь или горловые — вибрирует не кон­чик языка, а мягкое нёбо или маленький язычок; Л полумягкий и двугубный, замена его на У, В, Ы; боковые Ть, Дь, Гь, Кь, Хь; отсутствие К, Кь, Г, Гь или их замена звуками Т, Ть, Д, Дь.

Родителям следует знать, что такие недостатки произношения сами по себе не исчезают. И чем раньше взрослые обратят на них внимание, тем меньше времени потребуется на избавление от них.

Ко второй группе стойких дефектов речи относятся замены и смеше­ния оппозиционных звуков, особенно искажённых: С—Ш, С—Ц, 3—Ж, Р—Л, Р—Ль, Р—Й, Ль—Й, К—Т, Г—Д; нарушение мягкости: тётя— «тота»; оглушение звуков: жук — «сук» и др.

Все эти нарушения сопровождаются недоразвитием фонематическо­го слуха и приводят к стойким искажениям звукослоговой структуры сло­ва (пропуски, перестановки, вставки звуков и слогов, сокращение слов): аквариум — «акрям», кровать — «квалять».

Если смешения и замены не устраняются до поступления в школу, то они создают большие трудности при обучении и приводят к дисграфии: ребёнок как говорит, так и пишет, к тому же добавляются новые ошибки.

Примеры: У Маши кукла. — «Умси кикла».

Дети играют во дворе. — «Тете плаката ватари».

Такой ребёнок с трудом овладевает чтением, у него ограничен словар­ный запас, наблюдается неправильное употребление грамматических форм рода, числа, падежа, согласования и др. Всё это неизбежно затрудня­ет усвоение школьной программы, так как дети -дисграфики оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям.

Переписывание одного и того же текста несколько раз по заданию учителя ни в коей мере не способствует исправлению ошибок, так как они связаны не только с недостатками произношения, но и с нарушением слухового восприятия отдельных звуков речи и способности к анализу и синтезу слов. Ребёнка с дисграфией следует направить к логопеду.

Причины речевых нарушений

1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.

2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье — копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной арти­куляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: Р гор­лового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполооб­разное нёбо и др.

5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произ­ношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, на­блюдать, подражать.

7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом об­щается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за кон­сультацией к врачу.

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот не­которые из них:

а)болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

б)родовые травмы;

в)инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием

_____________________________________________________________________________

Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предпола­гает длительные занятия с логопедом.

Несколько слов о наследственности.

Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не явля­ется врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анато­мические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специа­листами и специальным обучением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...