Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Типы и структура уроков. 3. Подготовка учителя к уроку. . Вопрос 23. Сущность и организация психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в образовательном учреждении




2. Типы и структура уроков

Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям:

1) по содержанию и способу проведения (И. Н. Казанцев);

2) по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности;

3) по дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков.

В коррекционной педагогике используется классификация в зависимости от этапа усвоения знаний: сообщение новых знаний; закрепление знаний и умений, обобщение и систематизация знаний, проверка и оценка знаний, умений и навыков; комбинированный урок - на нем учитель решает несколько задач.

Под структурой урока понимается внутреннее строение, по­следовательность реализации отдельных этапов усвоения знаний учеником.

Общие структурные элементы урока:

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний).

3. Постановка цели и задачи (задач) урока.

4. Объяснение.

5. Закрепление.

6. Повторение.

7. Подведение итогов и оценка работы учащихся.

8. Домашнее учебное задание.

Структура урока определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными задачами, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущими и подготавливать к изучению последующего материала. Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида про­должается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе).

Специальные требования к уроку состоят в следующем:

· Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

· Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

· Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

· Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

· Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

· Опора на более развитые способности ребенка;

· Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

 

3. Подготовка учителя к уроку.

Подготовка учителя к уроку состоит из трех взаимосвязанных между собой этапов: диагностики, прогнозирования и планиро­вания (М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Г. М. Дульнев, В. В. Воронкова) — или звеньев(Т. Н. Ильина, И. Г. Еременко): планиро­вания системы уроков и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку.

Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию.

В системе общего и специального коррекционного образова­ния определились два вида планирования — тематическое и по­урочное.

Содержание тематического планирования можно предста­вить следующей таблицей:

№ урока Дата проведения Тема Цели и задачи  Содержание Оборудование Примечания
             

Желательно, чтобы в нем нашли отражение все основ­ные составляющие данного вида планирования.

Время урока определяется его структурой, объемом изучаемо­го материала.

Последовательность уроков, их содержание определяются учеб­ной программой по конкретному предмету. Цели и задачи уроков вытекают из общедидактической и коррекционной направленно­сти процесса обучения. Оборудование урока (таблицы, картины, дидактический материал) подбирается с учетом его содержания, предполагаемой методической работы.

Тематическое планирование является основой для поурочного планирования, которое представляет собой описание урока с уче­том его типа, целей и задач.

При отборе материала к уроку учитель должен четко предста­вить, каким количеством терминов, понятий должны овладеть учащиеся; сам владеть учебным материалом; учитывать работо­способность детей; подготовить свое рабочее место, учащихся к учебной деятельности.

 

 

ВОПРОС 23. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

План ответа:      

1. Сущность психолого-педагогического обследования

2. Условия проведения психолого-педагогического обследования

3. Организация психолого-педагогического обследования в образовательном учреждении

4. Процесс проведения обследования

5. Оснащение процесса обследования методическим и диагностическим материалом

6. Процедура обследования

7. Подведение итогов обследования

1. Сущность психолого-педагогического обследования

Психолого-педагогическое обследование — это комплекс диагностических процедур, необходимых, прежде всего, для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. (Загвязинский В. И., Атаханов Р. ) Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.

 

Глубокое, всестороннее изучение ребенка с проблемами в разви­тии — необходимое условие оказания ему индивидуализированной коррекционно-развивающей помощи в образовательном учреждении. В связи с этим проведение комплексного психолого-педагогического обследования детей является одним из важных направлений психолого­ -педагогического сопровождения ребенка в дошкольном учреждении.

 

Целью психолого-педагогического обследования является всесторон­нее изучение каждого ребенка, поступившего в детский сад, выявление уровня его актуального развития и определение «зоны ближайшего раз­вития», на расширение которой ориентирован весь педагогический процесс. Знание особенностей развития каждого ребен­ка позволяет создать наиболее благоприятные условия для его воспита­ния и образования, разработать оптимальную программу коррекционно­-развивающей работы, обеспечивающую раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей.

 

В соответствии с целью определяются задачи психолого-педагоги­ческого обследования, включающие выявление:

1) особенностей физического развития ребенка (антропометриче­ские показатели, двигательное развитие);

2) особенностей психического развития ребенка (познавательной и эмоционально-волевой сферы);

3) особенностей владения ребенком доступными ему видами дея­тельности (игра, конструирование, рисование, лепка, аппликация, эле­ментарный труд, музыкальная деятельность);

4) осведомленности ребенка, в том числе сформированность зна­ний о себе и об окружающем мире, элементарных математических представлений;

5) особенностей социального взаимодействия со взрослыми и свер­стниками;

6) условий воспитания ребенка в семье.

2. Условия проведения психолого-педагогического обследования


В контексте рассмотрения вопросов проведения психолого-педаго­гического обследования под условиями понимаются требования, из которых необходимо исходить при его организации, и обстановка, в которой оно осуществляется.

Основными условиями, которые определяют успешность проведе­ния обследования детей дошкольного возраста с проблемами в разви­тии, являются:

1) наличие программы проведения психолого-педаго­гического обследования,

2) готовность специалистов к проведению обследования,

3) оснащение процесса обследования методическим и диагностическим материалом.

Наличие четкой программы изучения ребенка является обязатель­ным и необходимым условием получения полной картины его разви­тия, которая ложится в основу построения коррекционно-воспитатель­ной работы.

 

Программа психолого-педагогического обследования тщательно продумывается, предварительно составляется и включает:

1) содержание обследования, которое задается «Картой развития ребенка с проблемами в развитии» либо разрабатывается самостоя­тельно специалистами образовательной организации;

2) описание форм и условий, методов и материалов для проведения обследования.

3. Организация психолого-педагогического обследования в образовательном учреждении

Организация обследования позволяет получить наиболее полные, точные и объективные данные как об имеющихся на момент проведения обследования особенностях, так и о возможностях развития каждого воспитанника. Поскольку личность ребенка не только развивается, но и раскрывается в процессе деятельности, обследование необходимо строить на основе широкого использования диагностических возможностей не только игры как ведущего вида деятельности, но и других видов детской деятельности, которые в дошкольном возрасте очень тесно с игрой связаны.

Комплексное обследование каждого ребенка, как уже отмечалось выше, является обязательным элементом психолого-медико­-педагогического сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении. Его проведе­ние — необходимое условие успешности всей коррекционно-воспи­тательной работы в каждой возрастной группе. В течение учебного года обследование приводится три раза: первое — в его начале, вто­рое — в середине, третье — в конце.

Первичное обследование в начале учебного года дает возможность построить для каждого ребенка оптимальную индивидуальную коррек­ционно-развивающую программу. Проводимое в начале каждого учебного года первичное обследова­ние имеет большое значение для правильного построения всей систе­мы коррекционно-воспитательной работы. Второе — в середине учебного года показывает промежуточные итоги проводимой работы и позволяет вно­сить уточнения и изменения в реализуемую программу. Заключительное обследование позволяет получить представление о динамике развития ребенка в течение года и на этой основе либо наметить общие перспек­тивы дальнейшей работы с ним, либо, если ребенок достиг школьного возраста, дать родителям четкие рекомендации в плане выбора образо­вательной программы, соответствующей его возможностям.
Особого времени на проведение промежуточного и заключительно­го обследования не отводится, что, собственно, и не требуется.

 

***Планирование и систематическое проведение обяза­тельных занятий, в процессе которых реализуется программное содер­жание, начинается только после завершения и подведения итогов психолого-педагогического обследования.


За период пребывания ребенка в дошкольном учреждении накапливается большое количество информации, которая позволяет объективно оценить динамику его развития и на этой осно­ве сформулировать обоснованные рекомендации по дальнейшему вы­бору оптимальной образовательной программы.

4. Процесс проведения обследования

Процесс проведения обследования в дошкольном учреждении пред­ставляет собой сложное по структуре, развертывающееся во времени и в пространстве явление, состоящее из совокупности последователь­ных действий, направленных на получение объективной информации об особенностях развития каждого воспитанника.

 

К числу таких дей­ствий можно отнести:

- планирование обследования,

- выбор форм и ме­ста проведения обследования,

- разработку и применение процедуры обследования,

- определение форм и способов взаимодействия с други­ми специалистами, подведение итогов обследования.

Процесс обследования детей в дошкольном учреждении не должен превращаться в экзамен. Его цель не в том, чтобы выявить недостатки ребенка, обращая внимание преимущественно на то, чего ребенок не знает и не умеет, а наоборот, увидеть его достоинства, те положитель­ные моменты (иной раз еще крайне слабо проявляющиеся) в его раз­витии, которые составят основу построения всей коррекционно­-воспитательной работы. Потенциальные возможности ребенка наибо­лее успешно проявляются в интересной, эмоционально насыщенной деятельности, в которой он будет чувствовать себя свободно и непринужденно. Это, несомненно, повышает степень объективности и адек­ватности информации о его развитии.

5. Оснащение процесса обследования методическим и диагностическим материалом

Оснащение психолого-педагогического обследования необходи­мым материалом и оборудованием — важное условие его правильно­го проведения и получения объективных результатов. В связи с этим каждый специалист, перед которым стоит задача проведения обсле­дования, должен приложить много усилий, чтобы хорошо подгото­виться к ее решению.

Оснащение процесса обследования в дошкольном учреждении пред­полагает наличие у педагога:

 

1)методических рекомендаций и мате­риалов (определяет ка­чество и успешность проведения психолого-педагогического обследова­ния в целом и отдельных диагностических процедур, а также объектив­ность результатов, корректность и правильность их интерпретации);

 

2)набора диагностических заданий позволяющих решать весь комплекс задач, стоящих перед психолого-педагогическим обсле­дованием. (В качестве диагностических выступают задания определен­ной направленности, специально разработанные для целей обследова­ния, а также игры и упражнения, рекомендованные к использованию в процессе психолого-педагогического обследования);

Диагностический инструментарий соответствует следующим требованиям:

- достаточности с точки зрения решения задач психолого­-педагогического обследования ребенка и обеспечения возможности проведения обследования детей не только в индивидуальной форме, но и в микрогруппах (2человека);

-разнообразия, с тем чтобы, во-первых, обеспечить возможность получить результаты, позволяющие дать оценку по всем параметрам, обозначенным в «Карте развития ребенка»;

во-вторых, обеспечить по­лучение адекватных, неслучайных данных о степени сформированности у ребенка какого-то конкретного процесса, функции и др., что яв­ляется возможным в случае, когда ребенку предлагается выполнить несколько вариантов задания определенного вида;

в-третьих, создать условия для изучения определенных процессов и функций в разных си­туациях и видах деятельности;

-полифункциональности, т. Е. возможности получать разнообраз­ную информацию о развитии ребенка в процессе выполнения им одно­го задания (упражнения, игры);

соответствия оформления требованиям эстетики и безопасности для жизни и здоровья детей.

 

3)материала и оборудо­вания для проведения процедур обследования. (также влияет на адекватность результатов психолого­-педагогического обследования. Поэтому каждый специалист, прини­мающий участие в процессе обследования воспитанников дошкольно­го учреждения, подбирает необходимый материал для решения стоящих перед ним задач. При этом отобранный материал становится сугубо диагностическим и в процессе обучения и воспитания не ис­пользуется).

***К числу наиболее широко применяемых и известных диагностиче­ских заданий относятся: «Коробка форм (почтовый ящик)», «Доска Сегена», «Пирамидка», «Матрешка», «Коробки с крышками», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Классификация по заданному при­знаку (цвет, форма, величина идр. )», «Последовательные картинки», «Нелепицы» и др. (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др. ).

В материально-техническое оснащение процесса обследования вхо­дит также предметно-развивающая среда, организованная в групповой комнате. Так, в уголках для разных видов детской деятельности орга­низуется свободная деятельность воспитанников в привычных для них условиях.

 

6. Процедура обследования

В процессе психолого-педагогического обследования каждый спе­циалист выступает в роли исследователя, ибо его процедура предпо­лагает выполнение разнообразных действий исследовательского харак­тера, которые в совокупности позволяют решить поставленные задачи, а именно ознакомиться с историей развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение, раскрыть полную картину его развития, выя­вить причины испытываемых им трудностей и условия воспитания в семье. Эти действия связаны с использованием эмпирических методов экспериментального исследования, таких как изучение анамнестиче­ских данных, наблюдение, естественный психолого-педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности детей, беседа, анкети­рование и опрос. При этом ни один из методов в отдельности не явля­ется достаточным. Проведение комплексного обследования обеспечи­вается только их совокупным использованием в соответствии с кон­кретно обозначенными задачами.

7. Подведение итогов обследования

Оформление результатов обследования. Оформление результа­тов — очень ответственный, сложный и трудоемкий этап в проведении комплексного психолого-педагогического обследования. От него в зна­чительной степени зависит успешность дальнейшей коррекционно­-развивающей работы с каждым ребенком в отдельности и со всей груп­пой воспитанников. После завершения процедур обследования осуществляется первич­ный анализ и осмысление полученных результатов, а также их оформ­ление в «Карте развития ребенка».

«Карту развития» оформляет учитель-дефектолог, который включает в нее данные, полученные не только лично им, но и результаты, предо­ставленные другими участниками комплексного обследования.

Заключительная оценка, которая присваивается по каждому пара­метру «Карты развития ребенка» является по сути дела результатом проводимой психолого-педагогической экспертизы, в которой участву­ют все специалисты, работающие с конкретной группой воспитанни­ков дошкольного учреждения. Каждый из них сначала осуществляет первичный анализ и осмысление полученных результатов, соотносит их с предложенной шкалой оценки, которая представлена в разделе II данного пособия. После этого предполагаемые оценки по каждому из изучаемых параметров коллективно обсуждаются, что гарантирует вы­сокую степень их объективности. Именно эти оценки заносится в «Кар­ту развития ребенка».

Такая форма представления результатов обследования не трудоемка на этапе записи, наглядного показывает наличие происходящих в раз­витии ребенка изменений, дает возможность определить уровни его развития по отдельным группам параметров (эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, мышление, знания о себе и др. ), позволяет использовать их для исследовательской работы.

Завершает процесс психолого-педагогического обследования про­ведение в каждой группе воспитанников психолого-медико-педаго­гического совещания (консилиума), в котором принимают участие все специалисты и представители администрации образовательной орга­низации. В процессе обсуждения подробно со всех сторон раскрывает­ся картина развития каждого ребенка, четко прослеживаются его ин­дивидуальные особенности и возможности. Это позволяет определить конкретные пути реализации индивидуального и дифференцированно­го подхода в педагогическом процессе и создать индивидуальные коррекционно-образовательные программы.

Результаты ежегодного обследования ребенка завершаются оформ­лением выводов. В них следует кратко отразить основные проблемы в его развитии, которые определят главные задачи коррекционно­-развивающей работы, а также отметить относительно сохранные про­цессы и функции, на которые можно опереться в процессе коррекци­онной работы.

По итогам совещаний составляется психолого-медико-педагогиче­ская характеристика группы, примерная форма которой предложена в приложении 2.

В ней в обобщенном виде отражаются:

— данные результатов медицинского обследования ребенка (невро­патолог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, педиатр идр. );

— диагноз;

— социальный статус;

— особенности общения;

— особенности поведения;

— особенности эмоционально-волевой сферы;

— индивидуальные проявления личности;

— работоспособность;

— логопедический диагноз;

— сформированность умений и навыков;

— характеристика семьи.

Такая форма представления результатов обследования раскрывает обобщенную картину развития всех воспитанников группы, позволяет четко увидеть как сильные стороны, так и конкретные проблемы в раз­витии отдельных детей, требующие обязательного решения в процессе их воспитания и обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...