Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы реализации психолого-педагогического обследования (мало ли пригодятся ¯\_(ツ)_/¯)




Принципы реализации психолого-педагогического обследования (мало ли пригодятся ¯ \_(ツ )_/¯ )

1. Принцип комплексного подхода. Необходимым условием осуществления медицинских и психолого-педагогических мероприятий является тщательное изучение состояния здоровья каждого воспитанника, его физического и психического развития, владения им знаниями, умениями и навыками в разных видах деятельности, способами взаимодействиями с взрослыми и сверстниками, личностных проявлений и поведения.

2. Принцип системного подхода. Личность ребенка представляет собой сложное многоуровневое образование, являющееся результатом процесса его социального развития. Личность как динамическая система взаимодействующих свойств постоянно изменяется. В связи с этим в процессе обследования необходимо выявить полную картину развития ребенка и попытаться установить связи между изучаемыми личностными компонентами.

3. Онтогенетический принцип. Онтогенез в психологии рассматривается как индивидуальное развитие человека на протяжении всей его жизни.

4. Принцип деятельностного подхода. В современной психологии убедительное экспериментальное подтверждение нашло сформулированное Л. С. Рубинштейном положение о единстве сознания и деятельности, которое позволяет рассматривать деятельность как ведущий фактор психического развития личности.

5. Принцип стереоскопичности. Достижению высокой степени объективности в оценке особенностей и возможностей развития ребенка способствует соблюдение принципа стереоскопичности (Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько и др.: 1997). Каждый из специалистов имеет возможность наблюдать за ребенком и взаимодействовать с ним в различных ситуациях и в разных условиях, где ребенок может проявлять себя по-разному, иногда весьма противоречиво.

6. Принцип динамического подхода. Развитие представляет собой процесс постоянных количественных и качественных изменений в личности ребенка. Соответственно, его изучение необходимо строить на основе динамического подхода, учитывающего появление важнейших новообразований в психической и физической сфере детей на отдельных этапах онтогенеза.

7. Принцип единства диагностики и коррекции. Является одним из ведущих принципов психолого-педагогического изучения ребенка в дошкольном учреждении, что обусловлено его ориентированностью на организацию коррекционно-развивающей работы и создание коррекционно-образовательных программ.

8. Принцип качественного и количественного подхода к оценке результатов обследования. Реализации этого принципа в руслепредлагаемого нами подхода к проведению психолого-педагогическогообследования уделяется особое внимание, учитывая определяющее значениеего результатов для организации коррекционно-воспитательной работы вдошкольном образовательном учреждении.

ВОПРОС 24. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

 

План ответа:

1. Понятие «форма организации обучения»

2. Классификация форм организации процесса обучения

3. Характеристика отдельных форм организации процесса обучения.

 

I. Понятие «форма организации обучения»

Форма организации обучения –это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Ю. К. Бабанский под формой организации обучения понимает внешнее выражение какого-либо содержания, внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Б. Т. Лихачев рассматривает форму обучения как «целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся»

В. М. Мозговой говорит, что форма организация процесса бучения - единица процесса обучения, имеющая определенные временные характеристики и создаваемая для решения определенного к учебно-познавательных задач. Под формами обучения подразумевается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, реализуемой в определенном порядке и режиме

II. Классификация форм организации процесса обучения

Классификация форм обучения осуществляется на основе следующих критериев:

1. Количество учащихся, принимающих участие в обучении – коллективные (фронтальные), групповые, микрогрупповые и индивидуальные занятия.

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые (постоянные группы), бригадные (временные группы), кооперированно-групповые (выполнение части общего), дифференцированно-групповые (учет уровня учебных возможностей) и парные.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.

2. Место реализации обучения – дошкольные занятия, школьные уроки, внешкольные (экскурсии, занятия на дому и пр. );

3. Продолжительность учебных занятий – уроки (40-45 минут), коррекционные занятия индивидуального и группового характера (ЛФК, логопедические занятия) (15-25 минут), работа в системе группы продленного дня (60-90 минут);

4. Направленность учебного процесса, цели и задачи обучения – индивидуальные коррекционные занятия, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Выбор форм определяется системой обучения, организацией и участием учреждений системы образования.

Среди них самая распространенная классно -урочная форма.

Классно-урочная форма организации обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется следующими особенностями:

- каждый урок проводится по конкретному предмету;

- состав учащихся часто бывает разного возраста, уровень подготовленности к школьному обучению носит индивидуальный характер;

- урочная система реализуется на основе учебного плана и программ, составленных специально для данного вида учреждений;

- на уроке должна осуществляться смена видов и форм познавательной деятельности;

- обучение осуществляется под постоянным руководством учителя. (В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина).

Классно-урочная форма организации обучения имеет преимущество перед другими в том, что деятельность учителя и учащихся строго лимитирована временем, происходит экономная организация учебного процесса, создаются условия индивидуально-коллективной деятельности.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок — законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

 

Характеристика урока:  

ü это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности;

ü это определенный отрезок времени (от 30 до 45 мин. );

ü занятие по твердому расписанию и единой программе обучения;

ü проводится постоянным составом учителей с постоянным составом учащихся;

ü в нем представлены все компоненты организации обучения (цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению) и все его дидактические элементы;

ü он предполагает коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся;

ü особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системе учебного процесса.

ü урок характеризуется местным распределением ролей и ролевых установок.

Факторы, влияющие на эффективность урока:

1) Наличие на уроке наглядных и практических способов решения познавательных задач

2) Объем познавательных задач

3) Продолжительность урока

4) Место урока в расписании

5) Позитивная стимуляции учебной деятельности

6) Погружение урока в " рамки охранительно-педагогического режима" (постоянная смена видов деятельности, моменты психологической разгрузки)

7) Смена видов деятельности

8) Постоянство ролевых установок

Требования к проведению урока в специальной (коррекционной) школе:

Общедидактические требования:

ü Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

ü Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

ü На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

ü Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

ü На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

ü На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

Специальные требования:

ü Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

ü Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

ü Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

ü Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

ü Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

ü Опора на более развитые способности ребенка;

ü Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.

Типы уроков

Традиционной считается классификация И. Н. Казанцева и Б. П. Есипова по целям и месту в общей системе уроков. Согласно этой классификации, выделяется шесть типов урока:

1) уроки ознакомления с новым материалом;

2) уроки закрепления изученного;

3) уроки обобщения и систематизации;

4) уроки формирования умений и навыков;

5) уроки контроля (проверки знаний, умений и навыков);

6) комбинированные уроки (включающие в себя элементы предыдущих типов).

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...