Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 26. Профилактика эмоционального выгорания учителя-олигофренопедагога




ВОПРОС 26. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА

План ответа:
1) Понятие «Эмоциональное выгорание».
2) Факторы риска возникновения и развития эмоционального выгорания.
3) Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания.

1) Понятие «Эмоциональное выгорание».

Проблема исследования психологического здоровья специальных педагогов, несмотря на свое практическое и теоретическое значение, представлена в науке на настоящий момент недостаточно.

Вместе с тем эмпирические исследования показывают, что профессиональная группа учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений по сравнению с коллегами из массовых школ отличается крайне низкими показателями физического и психологического здоровья, характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (Р. О. Агавелян, Н. М. Назарова, А. Х. Пашина, А. С. Шафранова, Т. И. Янданова и др. ).

Термин ‘’ эмоциональное выгорание ’’ введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
А. Пинес описывают эмоциональное выгорание как «состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере» (под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Наиболее часто выгорание рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром эмоционального выгорания ряд авторов обозначает как синдром психического выгорания или синдром профессионального выгорания.

Выгорание - это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно успешно бороться.

Основная составляющая «профессионального выгорания», проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении;

2. Факторы риска возникновения и развития эмоционального выгорания.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания:

1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкая или чрезмерно высокая эмпатия; жесткость и авторитарность по отношению к учащимся; низкий уровень самоуважения и самооценки и др.

2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность.

3. К профессионально-организационным факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, негативные или отношения с коллегами, напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др.

Шеметкова, Е. В. выделила стресс-факторы профессиональной деятельности олигофренопедагогов, к ним относятся:
-контингент школьных классов УО детей по причине системной организации и интеграции стрессогенных особенностей каждого отдельного ребенка;

-необходимость многократного повторения одного и того же учебного материала;
-патопсихологические особенности детей;
-повышенная трудность профессиональных задач;
-неполное влияние на результат;
-неуспех вследствие объективных обстоятельств, обусловленных дефектами психики воспитанников;
-неудовлетворенность результатами своего труда.
Из всех факторов риска возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания учителей наиболее тесную связь имеет возраст.

Молодые педагоги (до 30 лет) имеют меньшую склонность к эмоциональному истощению, чем учителя в возрасте 51-60 лет.  

Следует отметить, что ни один из названных факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...