Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как можно закончить рассказ?




Соответственно распределить по уровням: высокий - сразу за­мечают отсутствие структурной части рассказа и логически его за­вершают; средний - после 2 и 3 вопросов; низкий - не справляются с заданием.

· * *

 

В старшем дошкольном возрасте, на основе накопленного опыта восприятия литературы разных жанров (рассказ, сказка, стихотво­рение), развития воображения, сформированных первоначальных уме­ний в рассказывании, появляется способность к овладению новым видом речевой деятельности - сочинением сказок.

Выявить сложившиеся умения новой для ребенка речевой дея­тельности можно по следующей методике.

- 92 -

ЗАДАНИЕ 1

Цель: Выявить понимание, жанровых отличий произведений.

Методика выполнения

Детям предлагается (индивидуально) прослушать три произведе­ния - сказку, рассказ, стихотворение. После прослушивания каждо­го жанра задаются вопросы:

1. Что тебе прочитали? (Вопрос на узнавание жанра).

Если ребенок не смог ответить, воспитатель сам называет жанр.

2. Почему ты думаешь, что это сказка (рассказ, стихотворе­ние )?

3. Вопрос на понимание содержания: О чём?.

4. Как автор описывает... (явление, персонаж)? С чем срав­нивает? (Вопрос на вычленение языковых средств задается один в зависимости от особенностей произведения).

Правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов - 12. В зависимости от набранных баллов можно выделить уровни восприятия.

ЗАДАНИЕ 2

Цель:_ Выявить умения сочинять сказку.

Методика выполнения

Детям предлагается придумать сказку и дать ей название. Ни­каких указаний по выполнению задания не дается. Выполнение зада­ния оценить по следующим показателям:

1. выраженность сказочного содержания,

2. соответствие названия содержанию,

3. логичность, законченность построения,

4. грамматическая правильность речи,

5. использование языковых выразительных средств. Оценивать по 3 балла, общая сумма - 15 баллов. Количество

набранных баллов будет свидетельствовать об уровне сложившихся умений сочинять сказку. Полученные данные позволят определить содержание работы воспитателя в дальнейшем - работать ли ему над обогащением словаря ребенка или формировать умения строить ска­зочный сюжет или формировать элементарные знания о жанровых от­личиях.

Для выявления возможностей детей самостоятельно строить выс­казывание (на тему, предложенную воспитателем, по картинкам) можно предложить следующие задания.

 

- 93 -

ЗАДАНИЕ 3

Цель: Выяснить, как дети по названию раскрывают основную Мысль высказывания, строят повествовательный рассказ, какие свя­жи используют при построении высказывания.

Методика выполнения

Каждому ребенку предлагается составить рассказ на тему, оп­ределенную воспитателем, при этом следует помнить, что тема должна быть конкретна, реалистична. Никакие указания, ни план не даются. Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: "Мы придумы­вали разные рассказы и на занятиях, и на прогулках на разные те­мы. Сейчас ты подумай и придумай рассказ на тему "Как Сережа на­вел котенка" (Тема может быть любой).

Рассказы детей фиксируются дословно, с указанием имеющихся пауз, повторов и т. д. В протоколах отмечается и поведение детей; как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспитателю, характер обращений. Для определения связности рассказа необходимо ориентироваться на следующие пока­затели:

1. Раскрытие темы. Рассказы детей анализируются с позиций

соответствия темы, заданной в названии и содержании.

2. Объем рассказа. Объем высказывания ребенка определяется через подсчет слов, предложений. Важным является не только коли­чественный подсчет, но и качественный анализ, т. к. объем расска­за будет зависеть от наличия осведомленности о сообщаемом пред­мете, тематике, интереса к ней со стороны ребенка, стремления к полноте рассказа передачи информации, от уровня развития мысли­тельной деятельности.

3. Соблюдение структуры повествования. При анализе рассказов детей следует обратить внимание не только на последовательность передачи события, на наличие начала, середины, конца, но и соот­несенность концовки с названием.

4. Средства связи. Структурная организация текста, рассказа обусловлена наличием логической схемы построения и выражения в специальных знаках начала и конца рассказа, в синтаксисе отдель­ных предложений, в строении и сочетании соединений предложений. При анализе важно обратить внимание на то, как ребенок начинает свое высказывание, каким словом определяет место или время нача­ла события, как связывает предложения между собой, обусловливает

 

- 94 -

ли предыдущее предложение - структуру последующего. Так как у до­школьников мысль, в основном, развивается линейно, то связь чаще всего осуществляется с помощью повтора какого-либо из членов предложения. Например: 1. "Однажды мальчики собрались в лес. 2. Они взяли с собой корзинки. 3. Они нашли хорошую полянку. 4. На полянке росло много грибов. 5. Они стали набирать грибы. 6. Гри­бов было много и все набрали полные корзинки. "

В данном рассказе используется временной зачин, выраженный обстоятельством времени "однажды". В другом рассказе он может быть выражен другим словом "как то раз" или "летом", "в летний день" и т. д. При анализе рассказов детей необходимо обращать внимание на разнообразие зачинов, его начального слова. Далее в примере следует прямой порядок слов, начинающийся с подлежащего "мальчики". Второе предложение связано с первым синонимической связью - "они". Связь между 2 и 3 предложениями "они-они" и но­сит название местоименной. 3 и 4 предложение связаны дополнением "полянку - на полянке". 5 предложение по смыслу связано с 3-им местоименной связью "они- они". 6-е предложение с 5-ым подлежа­щим - дополнением "грибы - грибов". В этом же рассказе представ­лен и другой вид связи - глагольная. Последовательность события передается временной соотнесенностью глаголов: "... собрались... взяли... нашли... росло... стали набирать... набрали".

Часто в рассказах детей можно встретить обстоятельство вре­мени "потом". Это средство помогает ребенку передать последова­тельность события. Следует, однако, отметить частоту использова­ния этого слова. Если ребенок многократно прибегает к употребле­нию наречия "потом", это будет свидетельствовать о нарушении связности и плавности, т. к. ребенок при этом делает частые паузы - "потом... а потом... потом... ". Причиной в данном случае может выступать либо ограниченность словарного запаса, либо отсутствие умения раскрывать тему. Поэтому при анализе детских высказываний надо тщательно определить характер связей, которыми пользуются дети. Полученные данные позволят в дальнейшем воспитателю опре­делить конкретные задачи или по расширению словарного запаса, или по расширению и углублению представлений детей.

5. Плавностьизложения. При анализе плавности изложения как показателя связности речи надо, в первую очередь, подсчитать сколько пауз делает ребенок. Далее определить причину пауз, их

 

- 95 -

длину. Причинами пауз могут быть неравномерность обогащения сло-паря, темп отбора слов, синонимическая бедность словаря, слабые умения построения сюжетной линии. Паузы такого рода следует от­личать от логических пауз. В речи дошкольников часто встречаются повторы. Наличие повторов будет свидетельствовать об отсутствии должного внимания к слову, об ограниченности словарного запаса, стилистических возможностей детей, об отсутствии способности к внутреннему рассуждению. Необходимо обратить внимание какие час­ти речи чаще всего повторяются - существительные, глаголы, союзы и т.д. Встречаются ли повторы словосочетаний, какие. Есть ли повторы предложений, каких. Выявленные особенности позволят в дальнейшем определить направления в работе.

6. Выразительность речи. При анализе высказываний следует обратить внимание на языковые и интонационные средства вырази­тельности, насколько ребенок образно и эмоционально передает со­держание. Употребляет ли ребенок эпитеты, сравнения, слова с суффиксами. Проанализировав детские высказывания с позиций дан­ных критериев, можно сделать выводы об уровне связности речи. Данные анализа можно представить наглядно в таблице.

 

Таблица 6

 

 

 

 

Уро- вень Кол. детей Раскры­тие те­мы Объем Структура . Средства связи Плав­ность Вырази­тельность
  слов пр н с к лп мс гл со юз пов тор пау за э ср др эм оц
В высо­кий   + + + + + + + + + + - 2-3 + + + +
С сред­ний   +     + + +   + +   + 4-5 - - - +
НС ниже сред­него   -     + +       +   + 7-8 - - - -

 

- 96 -

Рассказ ребенка, в котором раскрыта тема, объем составляет не менее 9-10 предложений,.50-60 слов (может быть больше), раз­нообразный характер предложений, соблюдается структура не только основных частей, но и внутри каждой части, используются разнооб­разные средства связи, речь плавная, повторы и паузы единичны, использует сравнения, речь образная, эмоциональная, - можно от­нести к высокому уровню. Если же в рассказе отмечается при раск­рытии темы, соблюдении структуры меньший объем, ограниченное употребление средств связи, например, только местоименная "они-они", большее количество пауз и повторов, отсутствие языко­вых средств выразительности, то такой рассказ будет отнесен уровнем ниже. При отсутствии большого числа показателей в выска­зывании детей - уровень еще ниже, чаще всего это рассказ-схема, либо незаконченный рассказ при наличии длительных пауз и много­численных повторов. Может быть выделен и самый низкий уровень: 1-3 предложения, повторы, отсутствие структурной отнесенности.

Полученные данные предоставляют воспитателю возможность не только четко определить общие направления в работе, например, над выразительностью речи у всех детей, т. к. отсутствие языковой выразительности наблюдалось у всех детей, но и определить конк­ретные задачи в работе с подгруппами, отдельными детьми Данные анализа будут служить дифференцированному подходу в обучении на­выкам связной речи.

Серии сюжетных картинок используются в старшем дошкольном возрасте для обучения построению связного высказывания, так как при восприятии картинок дети концентрируют свое внимание на сю­жете, действиях и взаимоотношениях персонажей. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует овладению структуры рассказа (дается не менее 3-х картинок), развитию правильного понимания соотношения формы и содержания. Серия сюжетных картин выступает как наглядное модель структуры связного повествовательного выс­казывания, стимулирует поиск наиболее точных языковых средств.

Для выявления уровня связной речи по серии сюжетных картин при их подборе необходимо учитывать особенности восприятия. Сле­дует подобрать серии из 3-х картинок, где четко выражено начало действия, его развертывание и концовка; из 4-х картинок, где 1-я - начало, 2-3 середина, 4-я конец; из 5 картинок (1-3-1).

Обследование проводится индивидуально. Порядок предъявления

 

- 97 -

картинок различный, в зависимости от цели. Перед рассказыванием дается время для рассматривания всей серии.

ЗАДАНИЕ 1

Цель.: выявить особенности понимания логики изображенного на картинках и построения связного рассказа, при произвольном предъявлении картинок.

Методика.выполнения.

Детям предлагается серия из 3-х сюжетных картинок, разложен­ных произвольно, не в заданном порядке. Воспитатель обращается к ребенку: "Внимательно посмотри на эти картинки, разложи их • нужном порядке и составь рассказ,, дай ему название".

В протоколах фиксируется то, как ребёнок принял задание, как приступил к его реализации, все его действия и речь.. При анализе рассказов ориентироваться на показатели связности речи - понима­ние темы, развитие сюжетной линии, структурную организацию теис­та,разнообразие средств связи, плавность, выразительность.

ЗАДАНИЕ 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...