Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1 Психолого-педагогические особенности обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП




 

Работа с учащимися, состоящими на учете в КДН и ЗП осуществляется в соответствии с 120-Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1].

Индивидуально профилактическую работу с данной категорией несовершеннолетних проводят органы и учреждения системы профилактики.

Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с суть этого понятия.

Ученые (В. Ф. Кондратишко, П. И. Люблинский, В. И. Свидерский) изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния [25].

Ж. М. Глозман определяет безнадзорность как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. «Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение» [25].

В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» безнадзорный– несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц [1].

Чтобы уточнить понятие «беспризорность», необходимо изучить его с точки зрения ученых и практиков, занимающихся данной проблематикой.

Отечественный педагог П. И. Любинский считал беспризорностью «аномальное социальное состояние малолетнего». Он же писал: «Беспризорность есть состояние, характеризующее не саму личность ребенка, а ту социальную обстановку, в которой он растет и воспитывается» [26].

Ведущие практики, занимающиеся проблемами социальной работы, определяют беспризорных детей как тех, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Одни из них ведут оседлый, другие кочевой образ жизни. Многие оказываются в криминальном окружении. Поэтому беспризорность часто связана с противоправным поведением [26].

Начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детей Министерства труда России В. В. Терехина говорит о том, что: «беспризорность – это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне семьи» [12].

На сегодняшний день создано огромное число концепций о свойствах личности подростка, совершающего социально–отклоняющиеся поступки. Несмотря на то, что уже многократно проверены и отвергнуты теории прирожденного преступника и признаны положения о решающей роли самооценки личного статуса, уровня интеллектуального развития, волевых, эмоциональных качеств, авторы продолжают плодить все новые и новые концепции, претендующие на универсальность. Роль личностных особенностей в разных видах девиации не одинакова. Специфические черты механизмов отклоняющегося поведения в основном касаются соотношения трех основных факторов: организма, личности, среды. Иначе говоря, специфика заключается в преобладании в том или ином виде социального отклонения [28]:

1. Биологических свойств организма, включая его генетическую основу;

2. Личностного начала, под которым понимается совокупность социально–психологических элементов (нравственное сознание, ценностные ориентации);

3. Влияние внешней среды с ее культурными, бытовыми экономическими свойствами.

Большое влияние на личность несовершеннолетнего оказывают отрицательные внешние факторы, именно это приводит к совершению противоправных деяний. В основном в число подростков, совершивших правонарушение, состоящие на различных видах учета, попадают так называемые «трудные», педагогически запущенные подростки, для которых характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе и в кругу сверстников [28].

Особенностью несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. В. Е. Летунова выделяет следующие факторы, оказывающие на детей и подростков негативное влияние [13]:

1. Медико-биологические (нарушение в развитии как психическом, так и в физическом, также влияют внутриутробные травмы, образ жизни матери, условия рождения ребенка и т. д. );

2. Социально-экономические (это семьи, в которых родители употребляют спиртные напитки, многодетные и неполные семьи, родители возраст которых не достиг 18 лет, наркоманы, семьи, где родители ведут аморальный образ жизни т. д. );

3. Психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д. ); г) педагогические (несоответствие программ ОУ и условия обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в 9 деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т. д. ) [29].

У подростков, систематически пропускающих занятия, наблюдаются пробелы в знаниях, обучаются неудовлетворительно, большинство из них оказываются неуспевающими по учебной программе и остаются на второй год обучения. Неуспеваемость выражается в том, что ученик слабо владеет интеллектуальными умениями и навыками синтеза, анализа, обобщения, а хроническая неуспеваемость ведёт к педагогической запущенности. Если учитель, сверстники или же родитель отвергают неуспевающего ученика, то это приводит к дезадаптации, это может иметь такие последствия как: конфликты с родителями, сверстниками, учителями, дети становятся злыми проявляют сильно выраженную агрессию, становятся неуправляемыми. Серьезную трудность для педагогов представляют те дети, у которых отсутствует учебно–познавательная мотивация. У таких школьников наблюдается отсутствие интереса к большинству школьных дисциплин. Систематическая неуспеваемость ученика может привести к отрицательной умственной работе. На учебных занятиях они нарушают дисциплину, мешают вести урок, мешают сверстникам, домашнее задания не выполняют. [31].

 С точки зрения педагогического взаимодействия с одними педагогами и взрослыми людьми у школьников могут сложиться положительные взаимоотношения, а с другими, напротив, постоянно находятся в конфликте, прогуливают занятия, проявляют грубость и непослушание. Все перечисленные аспекты приводят к тому, что в общем развитии дети сильно отстают от своих сверстников. Но если отношения с педагогами по отдельным учебным дисциплинам будут иметь для учеников положительное влияние на личность школьника, то подросток под руководством педагога может добиваться успехов в учении [31].

Отношения в классе у обучающихся, состоящих на учете, с одноклассниками напряжены. С такими учениками обычно не хотят быть друзьями сверстники, нет желания сидеть за одной партой. Чтобы добиться лидерского положения в коллективе они начинают дерзить, оскорблять, драться. Все это может привести к конфликтным взаимоотношениям несовершеннолетних со сверстниками. Описания полного образа личности несовершеннолетнего невозможно без определения положительных черт школьника. Для того, чтобы специалист смог достичь целей перевоспитания, ему необходимо максимально использовать положительный личностный потенциал личности ребенка. Несовершеннолетние проявляют нравственно–положительные качества такие, как дружелюбие, отзывчивость, заботливость, которые проявляются в отношениях со избранным количеством сверстников и членами семьи. Характерна избирательность их проявления, значительно ограниченная распространенность в сравнении со сверстниками [31].

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав организуются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально–педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев приводящие их к суицидальным действиям. Постановкой на учет подлежат лица: употребляющие спиртные напитки, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность и другие. У данной категории обучающихся обычно отмечаются значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Часто наблюдаются нарушения в эмоционально–волевой сфере. Поведение школьников отличаются неустойчивостью, противоречивостью. У обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП, изменены ценностные установки, морально–нравственные представления. Отмечается положительное отношение к физическому труду, но к продуктам чужого труда относятся потребительски. Смысл жизни и ценностные ориентации у детей и подростков, состоящих на учете, отличаются по многим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентаций у своих сверстников. Взаимоотношения со сверстниками носят конфликтный характер. В структуре личности у большинства таких подростков доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность, возбудимость, неумение предвидеть последствия своих действий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...